г. Москва |
|
05 апреля 2022 г. |
Дело N А41-84325/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Немчиновой М.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор" на решение Арбитражного суда Московской области от 31.01.2022 по делу N А41-84325/21, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор" к Главному управлению государственного административно-технического надзора Московской области о признании,
при участии в заседании:
от ООО "Каширский РО" - Шанькина Е.С. по доверенности от 22.11.2021;
от Главного управления содержания территорий Московской области (прежнее наименование - Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области) - Сафонов Д.В. по доверенности от 11.03.2022;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор" (далее - заявитель, общество, ООО "Каширский РО") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному отделу N 20 территориального управления Государственного административно-технического надзора Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление) о признании недействительным предписания от 13.10.2021 N 20/1082/379Э об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.01.2022 по делу N А41-84325/21 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области в Каширской зоне, заключенным по результатам проведенного конкурсного отбора 28.04.2018 между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО "Каширский РО", последний наделен статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) сроком на 10 лет.
ООО "Каширский РО" приступило к выполнению своих обязанностей с 01.01.2019. Городской округ Луховицы, в том числе с. Ловцы, входит в зону деятельности общества как регионального оператора по обращению с ТКО.
30.09.2021 сотрудниками заинтересованного лица в порядке проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований на территории городского округа Луховицы по адресу: Московская область, г.о Луховицы, с. Ловцы, ул. Молочуева уч. Исоор 17Д (контейнерная площадка) установлено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, а именно: на контейнерной площадке по указанному адресу установлено 2 (два) контейнера для смешанных отходов и 1 (один) контейнер для сухих отходов синего цвета. При этом бункер накопитель для крупногабаритных отходов на указанной контейнерной площадке, отсутствует. Контейнерная площадка имеет ограждение с трех сторон, твердое основание. На прилегающей территории к контейнерной площадке размещены растительные отходы, крупногабаритные отходы, состоящие из остатков растительности, элементов старой мебели, картона, различных досок и т.д. объемом ориентировочно 50 м куб и на площади 70 м кв. вследствие отсутствия бункера накопителя для крупногабаритных отходов.
Данные обстоятельства зафиксированы актом осмотра от 30.09.2021 N 20/1082/379Э и произведенной фотосъемкой.
27.10.2021 в адрес общества поступило предписание об устранении выявленных нарушений от 13.10.2021 N 20/1082/379Э, в соответствии с требованиями которого региональный оператор обязан в срок до 08.11.2021 устранить выявленные нарушения, а именно установить бункер для складирования крупногабаритных отходов.
Не согласившись с указанным предписанием административного органа, полагая, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 - 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в ч. 1 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пункты 10-12 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") устанавливает, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 5.1 Распоряжения Министерства ЖКХ МО от 26.06.2019 N 350-РВ "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области" (далее - Распоряжение) размещение крупногабаритных отходов осуществляется исключительно в бункеры, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов. Запрещается размещение крупногабаритных отходов в контейнерах, предназначенных для накопления ТКО.
Место накопления крупногабаритных отходов имеет твердое бетонное или асфальтовое покрытие (п. 5.2 Распоряжения).
В силу п.п. 5.3 и 5.4 Распоряжения в месте накопления крупногабаритных отходов размещается информация о сроках вывоза бункера с крупногабаритными отходами, сведения об организации, осуществляющей транспортирование крупногабаритных отходов от места их накопления. Вывоз крупногабаритных отходов с мест их накопления осуществляется отдельно от ТКО по мере накопления крупногабаритных отходов, но не реже 1 раза в неделю.
В соответствии с реестром мест (площадок) накопления ТКО на территории г.о. Луховицы Московской области, утвержденным Постановлением Администрации городского округа Луховицы Московской области от 28.09.2021 N 2013 "О внесении изменений в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа Луховицы Московской области" и предыдущем реестром мест (площадок) накопления ТКО на территории г.о. Луховицы Московской области, утвержденным Постановлением Администрации городского округа Луховицы Московской области от 19.05.2021 N 906 "О внесении изменений в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа Луховицы Московской области" на данной контейнерной площадке должно быть размещено 2 (два) контейнера объемом 1,1 м куб для смешанных отходов, 1 (один) контейнер синего цвета для сухих отходов, 1 (один) бункер накопитель для крупногабаритных отходов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно вышеуказанному реестру бункер значится как планируемый к размещению, отклоняются апелляционным судом, поскольку не свидетельствуют об отсутствии необходимости размещения такого бункера, поскольку указание данного бункера как планируемого обусловлено его фактическим отсутствием на момент утверждения данного реестра мест (площадок) накопления ТКО.
При этом апелляционный суд обращает внимание на то, что ООО "Каширский РО" приняло на себя обязанности по размещению и использованию для накопления твердых коммунальных отходов контейнеры и бункеры, соответствующие требованиям порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утвержденного Министерством, и требованиям действующего законодательства, обеспечивать их доставку в места (площадки) накопления и, при необходимости, их замену (п.п. 5.1.14-5.1.17 Соглашения).
Как разъяснено в статье 1 Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
В Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами определено, что крупногабаритные отходы - это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Следовательно, с учетом положений действующего законодательства к ТКО могут относиться не только твердые бытовые отходы, но крупногабаритный мусор, образующийся в результате жизнедеятельности собственников помещений МКД.
Более того, в тариф на вывоз ТКО с вышеуказанной контейнерной площадки также входит вывоз крупногабаритных отходов.
При указанных обстоятельствах именно на региональном операторе лежит обязанность по размещению на данной контейнерной площадке бункера накопителя для крупногабаритных отходов.
По вышеуказанным обстоятельствам также не могут быть приняты во внимание утверждение общества о том, что обязанность по приобретению дополнительных контейнеров и бункеров на сумму, превышающую 1% НВВ, не может быть возложена на регионального оператора в соответствии с действующим законодательством.
Обязанность регионального оператора размещать контейнеры и бункера также подтверждается протоколами заседаний Штаба по организации работы Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа Луховицы Московской области, на которых отмечалось отсутствие бункеров на контейнерных площадках и проблема с наличием бункеров у ООО "Каширский РО".
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие бункера обусловлено отсутствием оборудованного места для его размещения, в то время как оборудование площадки для КГО не входит в компетенцию общества, не могут быть приняты во внимание апелляционным судом, поскольку в материалы дела не представлено доказательств того, что заявитель обращался к собственнику площадки для устранения препятствий к исполнению им договорных обязательств и соблюдению требований к обращению с ТКО в полном объеме.
Проанализировав содержание оспариваемого предписания, с учетом приведенных норм права и фактических обстоятельств дела, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание выдано в пределах предоставленных полномочий, при наличии достаточных к тому оснований, соответствует требованиям предъявляемым к подобному роду документов; признаками неисполнимости не обладает, а как следствие не нарушает права и законные интересы общества, направлено на защиту прав и интересов собственников жилых помещений МКД.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.01.2022 по делу N А41-84325/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-84325/2021
Истец: ООО "КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"
Ответчик: ГУ ГАТН ТО N20
Третье лицо: ГУ ГАТН ТО N20