г. Москва |
|
27 июля 2022 г. |
Дело N А41-84325/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2022.
Полный текст постановления изготовлен 27.07.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор" - Снигур Н.А. (представителя по доверенности от 22.11.2021),
от Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 20.07.2022 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор"
на решение от 31.01.2022
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 05.04.2022
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-84325/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор"
к Главному управлению государственного административно-технического надзора Московской области
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению государственного административно-технического надзора Московской области (далее - управление) об оспаривании предписания от 13.10.2021 N 20/1082/379Э об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.01.2022, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, неполное их исследование судами.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Управление, извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направило, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области в Каширской зоне, заключенным по результатам проведенного конкурсного отбора 28.04.2018 между Министерством экологии и природопользования Московской области и обществом, общество наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) сроком на 10 лет.
Общество приступило к выполнению своих обязанностей с 01.01.2019. Городской округ Луховицы, в том числе с. Ловцы, входит в зону деятельности общества как регионального оператора по обращению с ТКО.
Управление 30.09.2021 в порядке проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований выявило на территории городского округа Луховицы по адресу: Московская область, г.о. Луховицы, с. Ловцы, ул. Молочуева уч. Исоор. 17Д (контейнерная площадка), что на контейнерной площадке по данному адресу установлено два контейнера для смешанных отходов и один контейнер для сухих отходов синего цвета. При этом бункер накопитель для крупногабаритных отходов (далее также - КГО) на этой контейнерной площадке отсутствует. Контейнерная площадка имеет ограждение с трех сторон, твердое основание. На прилегающей территории к контейнерной площадке размещены растительные отходы, крупногабаритные отходы, состоящие из остатков растительности, элементов старой мебели, картона, различных досок и т.д. объемом ориентировочно 50 куб. м. и на площади 70 кв. м. вследствие отсутствия бункера-накопителя для КГО.
Данные обстоятельства зафиксированы актом осмотра от 30.09.2021 N 20/1082/379Э и произведенной фотосъемкой.
В связи с этим управление выдало обществу предписание от 13.10.2021 N 20/1082/379Э об устранении выявленных нарушений, указав в срок до 08.11.2021 установить бункер для складирования КГО.
Не согласившись с управлением, общество оспорило данное предписание в судебном порядке.
Разрешая спор в пользу управления, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что к ТКО могут относиться не только твердые бытовые отходы, но крупногабаритный мусор, образующийся в результате жизнедеятельности собственников помещений МКД, в тариф на вывоз ТКО с названной контейнерной площадки также входит вывоз крупногабаритных отходов, пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае именно на обществе как региональном операторе лежит обязанность по размещению на данной контейнерной площадке бункера накопителя для КГО. Обязанность регионального оператора размещать контейнеры и бункера также подтверждается протоколами заседаний Штаба по организации работы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа Луховицы Московской области, на которых отмечалось отсутствие бункеров на контейнерных площадках и проблема с наличием бункеров у общества.
Данные выводы и указания судов являются обоснованными, сделаны по результатам оценки доказательств, доводов сторон спора с учетом условий упомянутого Соглашения.
Между тем Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила), определен порядок создания мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Как указано в пункте 4 Правил, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Пунктом 20 Правил предусмотрено, что в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, сведения о таком месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов подлежат включению уполномоченным органом в реестр в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 6 данного Закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесено утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления).
Пунктом 5.2 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области, утвержденного Распоряжением Министерства ЖКХ Московской области от 26.06.2019 N 350-РВ, предусмотрено, что место накопления крупногабаритных отходов должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.3684-21, иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
По доводам общества, в данном случае место накопления крупногабаритных отходов не оборудовано органом местного самоуправления, отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие, ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, а также покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.
Как утверждает общество, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие и ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра имеется и предназначено только размещения двух контейнера для смешанных отходов и одного контейнера для сухих отходов синего цвета, как и установило управление. Бункер для КГО не может быть установлен на этой площадке.
В подтверждение общество ссылается, в частности, на фотоматериалы из автоматизированной информационной системы "Отходы", в том числе на фотографии, которые представлены в дело самим управлением.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ реестр включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Пункт 17 Правил "Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема.
Как утверждает общество, Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории городского округа Луховицы Московской области, утвержденный постановлением Администрации городского округа Луховицы Московской области, не содержит сведений о том, что на рассматриваемой контейнерной площадке должен быть установлен бункер для КГО.
По мнению общества, размещение обществом бункера КГО вне контейнерной площадки с нарушением указанных нормативных требований, в том числе не на твердом (асфальтовом, бетонном) покрытии и в отсутствие названного ограждения для такого бункера, было бы незаконным.
Доводы общества суды первой и апелляционной инстанций по заявленным обстоятельствам не проверили, не указали, в чьи обязанности входит подготовка контейнерной площадки и подготовка ее для размещения КГО (общества или органа местного самоуправления), имелась у общества возможность повлиять и обеспечить подготовку органом местного самоуправления требуемой с учетом нормативных требований контейнерной площадки для размещения КГО или нет (в том, случае, если такая обязанность лежит на органе местного самоуправления), выдавалось ли управлением предписание органу местного самоуправления, содержащее соответствующее требование, позволяющее обществу исполнить оспариваемое предписание. Ссылаясь на договорные обязательства, апелляционный суд не привел их.
Поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы сторон, как общества, так и управления, и установив по результатам их оценки обстоятельства спора, разрешить его, правильно применив нормы права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.01.2022 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2022 по делу N А41-84325/2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5.2 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области, утвержденного Распоряжением Министерства ЖКХ Московской области от 26.06.2019 N 350-РВ, предусмотрено, что место накопления крупногабаритных отходов должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.3684-21, иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
...
В соответствии с пунктом 5 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ реестр включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Пункт 17 Правил "Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 июля 2022 г. N Ф05-16213/22 по делу N А41-84325/2021