город Омск |
|
05 апреля 2022 г. |
Дело N А46-18349/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-583/2022) общества с ограниченной ответственностью "ТК Арсенал" на решение Арбитражного суда Омской области от 14.12.2021 по делу N А46-18349/2021 (судья Кливер Е.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТК Арсенал" (ОГРН 1185543003128, ИНН 5507259810, адрес: 644103, город Омск, улица Авиагородок, дом 34, корпус "А", квартира 13) к Администрации Кировского административного округа города Омска (ОГРН 1025501396360, ИНН 5507010862, адрес: 644082, город Омск улица Профинтерна, дом 15) о признании незаконным бездействия, выразившегося в незаключении договора на размещение нестационарного торгового объекта в отношении торгового павильона, расположенного по адресу: город Омск, улица Ватутина, дом 7 В/1,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТК "Арсенал" (далее - заявитель, общество, ООО "ТК "Арсенал") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Кировского административного округа (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия, выразившемся в незаключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) в отношении торгового павильона площадью 54 кв.м, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Ватутина, д. 7 В/1 в Кировском административном округе города Омска (далее - павильон, спорный объект).
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.12.2021 по делу N А46-18349/2021 в удовлетворении требований ООО "ТК Арсенал" к Администрации отказано.
Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратилось общество, просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования в полном объеме.
В обоснование жалобы её заявитель, ссылаясь на нормы статей 65, 71, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), указал, что судом в обжалуемом решении не дана надлежащая оценка доказательствам, приведённым заявителем в обоснование своей позиции по делу в заявлении от 08.10.2021 и в возражениях на отзыв Администрации от 06.12.2021.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Администрация в соответствии с подпунктами 3.5, 3.6 пункта 19 Положения об администрации Кировского административного округа города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 N 419 (далее - Положение), является уполномоченным структурным подразделением Администрации города Омска на размещение НТО в соответствии со схемой размещения, а также осуществляет контроль за соблюдением порядка размещения НТО на территории названного округа города Омска.
Полномочия по размещению НТО переданы Администрации в соответствии с Решением Омского городского Совета от 20.05.2015 N 342 "О внесении изменений в отдельные Решения Омского городского Совета".
В целях реализации переданных полномочий Администрация руководствуется Порядком размещения НТО на территории города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Постановление N 1812-п).
Как указало общество, ООО "ТК "Арсенал" является собственником торгового павильона площадью 54 кв.м, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Ватутина, д. 7 В/1 в Кировском административном округе города Омска, приобретенного на основании договора купли-продажи от 31.01.2020, заключенного между обществом и индивидуальным предпринимателем Клат Михаилом Артуровичем (далее - ИП Клат М.А.).
30.01.2021 принято распоряжение Правительства Российской Федерации N 208-р, в соответствии с которым в целях обеспечения продовольственной безопасности, стимулирования предпринимательской активности и самозанятости граждан, расширения возможностей сбыта продукции отечественных производителей товаров, увеличения доходов и роста благосостояния граждан в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в том числе оказывать содействие в получении юридическими и физическими лицами необходимого количества мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, торговых мест на ярмарках и розничных рынках, продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов, обеспечить максимальную доступность торговых объектов для населения, увеличение ассортимента и разнообразия товаров, предлагаемых к реализации юридическими и физическими лицами, содействовать открытию юридическими и физическими лицами новых торговых объектов всех форм торговли, обращая особое внимание на необходимость увеличения количества ярмарок, розничных рынков, торговых мест на них, мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, а также предоставления компенсационных мест для размещения таких торговых объектов; при реализации пункта 1 распоряжения разработать и в 2-месячный срок со дня вступления в силу распоряжения принять соответствующие нормативные правовые акты, а также обеспечить широкое информирование населения и хозяйствующих субъектов о новых возможностях для розничного сбыта товаров.
Как утверждает заявитель, в нарушение указанных норм права на момент обращения заявителя в суд с соответствующим заявлением никаких действий со стороны Администрации в части заключения договора на размещение указанного объекта не осуществлено.
Полагая, что бездействие Администрации, выразившееся в незаключении с ООО "ТК Арсенал" договора на размещение НТО в отношении принадлежащего последнему торгового павильона площадью 54 кв.м, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Ватутина, д. 7 В/1, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
14.12.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ предусматривается, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381).
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом N 381-ФЗ, а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Закона N 381-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 10 Закона N 381-ФЗ порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка.
Следовательно, размещение нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
В целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом N 381-ФЗ принято Постановление N 1812-п.
Как следует из пункта 2 Постановления N 1812-п, настоящий порядок определяет процедуру размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации города Омска при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения.
Постановлением администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Постановление N 1041-п) утверждена схема размещения объектов, указаны адресные ориентиры и площадь НТО.
Согласно пункту 3 Постановления N 1812-п размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности г. Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории г. Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
В соответствии с пунктом 7 Постановления N 1812-п нестационарный торговый объект представляет собой торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Самовольно установленный нестационарный торговый объект - это нестационарный торговый объект, размещенный без соблюдения указанного постановления (пункт 10 поименованного выше Постановления).
Согласно пункту 9 Постановления N 1812-п органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, являются Администрации административных округов города Омска, которые в соответствии с пунктом 49 данного нормативного акта осуществляют контроль за соблюдением Постановления N 1812-п при размещении и эксплуатации нестационарных торговых объектов.
Согласно пункту 47 Постановления N 1812-п подтверждением права на размещение нестационарного торгового объекта в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов, является договор на размещение нестационарного торгового объекта.
Согласно пункту 5 Постановления N 1812-п право на заключение договора на размещение НТО, указанного в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона. Данное требование не распространяется на размещение НТО, указанных в пунктах 24, 25, 27, подпункте 4 пункта 36 Постановления N 1812-п.
Пунктом 24 Постановления N 1812-п предусмотрено, что право на заключение договора на размещение НТО без проведения аукциона предоставляется владельцам НТО, обладающих статусом индивидуального предпринимателя или юридического лица, в следующих случаях: 1) при наличии действующего договора аренды земельного участка, размещенного в соответствии со схемой размещения НТО; 2) предоставления компенсационного места.
Из материалов дела следует, что обществом в Администрацию правоустанавливающих документов на земельный участок под спорным павильоном не представлено, размещение спорного павильона схемой, утвержденной Постановлением N 1041-п, не предусмотрено, следовательно, бездействие Администрации, выразившегося в незаключении договора на размещение НТО в отношении торгового павильона площадью 54 кв.м, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Ватутина, д. 7 В/1 в Кировском административном округе города Омска, заинтересованным лицом не допущено.
В жалобе общество ссылается на то, что судом первой инстанции в обжалуемом решении не дана надлежащая оценка доказательствам, приведённым заявителем в обоснование своей позиции по делу в заявлении от 08.10.2021 и в возражениях на отзыв Администрации от 06.12.2021.
Из положений части 1 статьи 64 АПК РФ следует, что доказательства - это сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы (часть 2 статьи 64 АПК РФ).
В заявлении от 08.10.2021 и возражении на отзыв Администрации от 06.12.2021 обществом указано на договор купли-продажи от 31.01.2020 спорного торгового павильона и принятие 30.01.2021 распоряжения Правительства Российской Федерации N 208-р, что, вопреки доводам подателя жалобы, было оценено судом первой инстанции.
При этом ссылка общества на распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 N 208-р обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку в настоящий момент на территории Омской области и города Омска не принято нормативных правовых актов, предписывающих органам местного самоуправления заключать договоры на размещение НТО без проведения аукциона.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 14.12.2021 по делу N А46-18349/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-18349/2021
Истец: ООО "ТК АРСЕНАЛ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ОМСКА