г. Москва |
|
04 апреля 2022 г. |
Дело N А40-211211/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2022 по делу N А40-211211/21
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по г. Москве (ответчик, Управление), оформленного уведомлением от 17.02.2021 N КУВД-001/2021-3669881, PKPVDMFC-2021-02-03-418013 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и обязании.
Решением от 24.01.2022 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Представители сторон, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, вступившим в законную силу решением Пресненского районного суда города Москвы от 17.08.2020 по делу N 2-3468/20 установлен факт отсутствия нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002006:2346 по адресу г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 110, стр. 20.
Указанное решение суда является основания для аннулирования записи в ЕГРН об объекте недвижимости.
В соответствии с указанным решением ДГИ г. Москвы обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета зданий, прекращении прав собственности ООО "ТПК "Дмитровский Двор" на нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0002006:2346 по адресу г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 110, стр. 20.
Управление Росреестра по Москве уведомлением от 17.02.2021 N КУВД-001/2021-3669881, PKPVDMFC-2021-02-03-418013 сообщило о бессрочном приостановлении регистрационных действий до устранения причин приостановления в связи с тем, что обращение подано ненадлежащим лицом, а также в связи с наличием записи об ограничений в виде запрета совершать регистрационные действия 77:09:0002006:2346-77/015/2017-1 от 07.08.2017 и 77:09:0002006:2346-77/055/2020-2 от 14.12.2020.
Не согласившись с оспариваемым решением ответчика, заявитель обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Как указывалось выше, в соответствии со сведениями ЕГРН учтено здание с кадастровым номером 77:09:0002006:2346 по адресу г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 110, стр. 20. На указанное здание зарегистрировано право собственности ООО "ТПК "Дмитровский Двор" от 07.07.2005 N 77-77-09/026/2005-577.
Вступившим в законную силу решением Пресненского районного суда города Москвы от 17.08.2020 по делу N 2-3468/20 установлен факт отсутствия нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002006:2346 по адресу г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 110, стр. 20.
Как верно установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами что здание демонтировано. ООО "ТПК "Дмитровский Двор" является недействующей организацией, 07.11.2019 исключена из ЕГРЮЛ, сведения о правопреемниках отсутствуют, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
При этом, Управление Росреестра по Москве было привлечено к рассмотрению дела в качестве третьего лица.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ к полномочиям суда отнесено установление фактов, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно ст. 268 ГПК решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.
В силу ч. 1, ст. 235 право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения).
В соответствии с п.7, ч.4, ст. 8 в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
Таким образом, установление судом юридического факта отсутствия объектов недвижимости порождает у Управления обязанность по внесению достоверных сведений об отсутствии объектов недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости и соответственно снятию их с государственного кадастрового учета.
Наличие в реестре сведений об отсутствующих в физическом мире объектах недвижимости, потерявших все физические свойства, препятствует осуществлению нормальной хозяйственной деятельности, препятствует достоверному налогообложению, а также создает опасность незаконного создания схожего со сведениями ЕГРН объекта в отсутствии разрешительной строительной документации и контроля со стороны компетентных органов.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При этом, обеспечительные меры в запрещений, установленные в рамках исполнительного производства направлены на недопущение перехода права собственности в целях исполнения обязательств собственника. В тоже время обеспечительные меры в отношении объекта недвижимости могут быть наложены только на существующие в материальном мире объекты.
Между тем спорный объект прекратил свое существование, право собственности на несуществующий объект не может быть сохранено, в связи с чем становятся также невозможны любые отчуждения, поскольку погибший объект не может выступать предметом сделок.
Таким образом, уничтожение вещи, как действие есть явление фактического, а не правового порядка, а факт возникает при наличии обстоятельств свидетельствующих о его свершении и не может быть поставлен под сомнение исходя из усмотрения его законности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Департаментом при обращении в Управление были предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, у ответчика отсутствовали основания для отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу прекратить зарегистрированные права собственности ООО "ТПК "Дмитровский Двор" в отношении здания с кадастровым номером 77:09:0002006:2346 по адресу: г.Москва, Дмитровское шоссе, д. 110, стр. 20 и снять его с государственного кадастрового учета.
Управление считает, что Департаментом пропущен срок обжалования оспариваемого решения ответчика, поскольку согласно сопроводительному реестру передачи документов от 22.02.2021, оспариваемое уведомление было передано в филиал ГБУ МФЦ города Москвы - МФЦ для органов исполнительной власти города Москвы 20.02.2021.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства получения заявителем оспариваемого уведомления.
Таким образом, заявителем не пропущен трехмесячный срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании уведомления Управления Росреестра по г. Москве от 17.02.2021 N КУВД-001/2021-3669881, PKPVDMFC-2021-02-03-418013.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, апеллянтом в апелляционной жалобе не приведены.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.01.2022 по делу N А40-211211/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-211211/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ