г. Москва |
|
04 апреля 2022 г. |
Дело N А40-168057/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Ж.В.Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2021 по делу N А40-168057/21 (21-1273)
по заявлению Компании "АЕОРК Риэл Истэйт Кампани Лимитед" (ИНН: 9909188363) Филиал Заявителя в Российской Федерации: Полное наименование: Филиал Компании "АЕОРК Риэл Истэйт Кампани Лимитед" (Республика Кипр) Сокращенное наименование: Филиал Компании "АРИК" в России
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ДГИ г.Москвы
о признании незаконным решение,
при участии:
от заявителя: |
Алферов И.А. по дов. от 06.05.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
Горчакова Е.А. по дов. от 29.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Компания "АЕОРК Риэл Истэйт Кампани Лимитед" (далее - Заявитель, Компания) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление), оформленного Уведомлением от 11.05.2021 N КУВД-001/2021-3022858/3 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Решением суда от 16.12.2021 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Управление ссылается, что документы в составе приложений межевого плана не отвечают п. 18 требований, так как в представленных Распоряжениях ДГИ г.Москвы отсутствует усиленная квалифицированная электронная подпись лица, подписавшего этот документ. При этом межевой план и входящие в его состав документы были представлены заявителем в Управление в электронном виде. Кроме того, в нарушение пункта 76 Требований в разделе "Схема расположения земельных участков" отображены не в полном объеме границы территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия (если земельный участок располагается в границах такой зоны или территории).
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Компания "АЕОРК Риэл Истэйт Кампани Лимитед" с 27.04.2006 является собственником административного (нежилого) здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Никитская, дом 47, стр. 2 (далее -"Здание"); кадастровый номер 77:01:0001064:1037 (см. Свидетельство о государственной регистрации права от 15.05.2006 N 77 АВ 637489; Запись в Едином государственном реестре прав на недвижимость (далее - "ЕГРН") от 27.04.2006 N 77-77-11/004/2006-169).
Согласно данным ЕГРН, год ввода Здания в эксплуатацию - 1820 (см. Выписку из ЕГРН от 27.07.2021 N КУВИ-999/2021-573480).
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером: 77:01:0001064:21, общей площадью 0,06 га (600 кв.м), с разрешенным использованием "для эксплуатации административного здания" (далее - "ЗУ-21"; см. Выписку из ЕГРН от 27.07.2021 N КУВИ-999/2021-571740), предоставленном Компании в аренду на основании действующего Договора долгосрочной аренды земельного участка от 25.11.2002 NМ-01 -022379 (зарегистрирован Московским комитетом по регистрации прав 03.02.2003 за номером регистрации 77-01/05-649/2002-539) в редакции Дополнительного соглашения от 12.09.2006 (зарегистрировано Управление Федеральной регистрационной службы по Москве 20.11.2006 за номером регистрации 77-77-14/015-2006-376) (далее - "Договор аренды ЗУ-21").Адресом является:согласно данным Федеральной информационной адресной системы (ФИАС): Российская Федерация, г. Москва, муниципальный округ Пресненский, ул. Большая Никитская, владение 47/2 (см. Выписку из Государственного адресного реестра об адресе объекта адресации от 28.07.2021 N FV-210728-750761);согласно данным ЕГРН: "Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: г. Москва, ул. Большая Никитская, вл. 47, стр. 2".
Для эксплуатации Здания Компании предоставлен в аренду также земельный участок с кадастровым номером: 77:01:0001064:22, общей площадью 0,02 га (200 кв.м), (далее - "ЗУ-22") с разрешенным использованием "для эксплуатации прилегающей территории для обслуживания административного здания, без права ее коммерческого использования, застройки и организации автостоянки (парковки)" на основании действующего Договора краткосрочной аренды земельного участка N М-01-515111 от 17.12.2008 (зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве 05.03.2009 за номером регистрации 77-77-11/042/2009-55) (далее - "Договор аренды ЗУ-22"). Согласно Выписке из ЕГРН от 27.07.2021 N КУВИ-999/2021-571734 разрешенным видом использования ЗУ-22 является "благоустройство территории без права коммерческого использования, застройки и организации автостоянки (парковки)".Адресом является согласно данным ФИ АС: Российская Федерация, г. Москва, муниципальный округ Пресненский, ул. Большая Никитская, владение 47/2/1 (Выписка из Государственного адресного реестра об адресе объекта адресации от 28.07.2021 N FV-210728-750758);согласно данным ЕГРН: "Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: г Москва, ул. Большая Никитская, вл. 47, стр. 2".
Договоры аренды заключены с предыдущим собственником Здания в соответствии с Решением Окружной комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию в Центральном административном округе г. Москвы от 04.07.2002 N 26 (далее - "Решение Окружной комиссии от 04.07.2002"), утвержденным Распоряжением Префекта Центрального административного округа по вопросам экономико-правового регулирования землепользования N 565-р МКЗ от 15.08.2002 "Об утверждении Решения Окружной комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию в Центральном административном округе г. Москвы".
В 2017 году Компания обратилась в Департамент за получением государственной услуги города Москвы "Предварительное согласование предоставления земельного участка".
Департаментом 14.12.2017 было изданы следующие распоряжения (далее-"Распоряжения Департамента 2017 года"):N 42336 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Большая Никитская, влд. 47, стр. 2", N 42337 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Большая Никитская, влд. 47, стр. 2".
Указанными Распоряжениями Департамента 2017 года, в числе прочего, были утверждены схемы расположения этих земельных участков на кадастровом плане территории, содержащие координаты границ этих земельных участков, в основном, тождественные соответствующим записям ЕГРН, но недостаточные для определения местоположения границ земельных участков ввиду определения координат характерных точек с точностью, ниже нормативной точности определения координат для земель данного целевого назначения.
В ходе выполнения кадастровых работ кадастровыми инженерами с необходимой геодезической точностью были установлены характерные точки границ земельных участков, включая его часть, подлежащую обременению сервитутом проезда и прохода под аркой Здания, как это предусмотрено Проектом межевания определены координаты точек и уточнены площади земельных участков.
С учетом результатов вышеуказанных кадастровых работ Департамент отменил свои Распоряжения 2017 года и издал новые Распоряжения (далее - "Распоряжения Департамента 2019 года") Распоряжение от 22.01.2019 N 1547 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Большая Никитская, влд. 47/2", в котором указана проектная площадь земельного участка в размере 660 кв.м; данным Распоряжением предусмотрено также образование части ЗУ-21, обремененной сервитутом проезда и прохода;Распоряжение от 24.01.2019 N 1923 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Большая Никитская, влд. 47/2/1" (в отношении ЗУ-22), в котором указана проектная площадь ЗУ-22 в размере 220 кв.м.
В целях уточнения сведений ЕГРН о местоположении границ и площади в течение 2019-2021 г.г. Департамент неоднократно обращался в Управление Росреестра по Москве с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета уточненных границ и площади земельного участка на основании межевых планов, подготовленных кадастровыми инженерами в рамках заключенных с Компанией договоров на выполнение соответствующих кадастровых работ. Однако Управление Росреестра по Москве неизменно отказывало в осуществлении государственного кадастрового учета.
Одновременно Департамент подавал в Управление Росреестра по Москве заявления с документами, необходимыми для осуществлении государственного кадастрового учета уточненных границ и площадей, для совместного рассмотрения с межевыми планами, о чем было указано в межевых планах соответствующих земельных участков в разделе "Заключение кадастрового инженера".
29.01.2021 Департаментом подано в Управление заявление (регистрационный номер Управления Росреестра по Москве N КУВД-001/2021-3022858) с приложением необходимых документов для осуществления государственного кадастрового учета уточненных границ и площади ЗУ-21, в частности -Межевой план ЗУ-21 от 14.01.2021, а также заявление N КУВД-001/2021-3022790, N PKPVDMFC-2021-01-29-317262 об осуществлении государственного кадастрового учета уточненных границ и площади ЗУ-22.
На основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации по результатам рассмотрения вышеназванных заявок Департамента 09.02.2021 Управление Росреестра по Москве приняло решение о приостановлении сроком на 3 месяца до 11.05.2021 государственного кадастрового учета уточненных границ и площадей ЗУ-21 и ЗУ-22 (см., в частности, Уведомление от 09.02.2021 N КУВД-001/2021-3022858/1; далее - "Уведомление о приостановлении от 09.02.2021").
В целях устранения замечаний государственного регистратора, содержащихся в Уведомлении о приостановлении от 09.02.2021, по поручению заявителя кадастровым инженером Межевой план ЗУ-21 от 14.01.2021 был откорректирован и с письмом ООО МСК-77 от 22.04.2021 N 080/21 подан в адрес Департамента.
Для устранения возникающего в результате уточнения границ ЗУ-21 пересечения с частями границ смежного ЗУ-22 в откорректированный Межевой план ЗУ-21 были включены разделы, касающиеся уточнения по всему периметру границ ЗУ-22 и, соответственно, уточнена площадь ЗУ-22, что допустимо с точки зрения действующего законодательства и не вызвало у государственного регистратора замечаний (см. Письмо Минэкономразвития России от 09.12.2019 N Д23и-42637, Письмо Минэкономразвития России от 27.03.2009 N 4448-ИМ/Д23 "Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков").
Департаментом 29.04.2021 был представлен в Управление Росреестра по Москве Межевой план ЗУ-21 в новой редакции от 22.04.2021 - "Межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001064:21, исправлением ошибки местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001064:22" (далее - "Межевой план от 22.04.2021") -см. Письмо Департамента от 30.04.2021 N ДГИ-1-35631/21-1. Номер заявки - MFC-0558/2021-750539 от 29.04.2021.
По итогам рассмотрения Межевого плана от 22.04.2021 Управление Росреестра по 11.05.2021:
-направило в Департамент Уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета от 11.05.2021 N КУВД-001/2021-3022858/2 (далее-"Уведомление о неустранении причин от 11.05.2021); и
-приняло решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета измененных границ и площади ЗУ-21 (и, соответственно, ЗУ-22), оформленное Уведомлением об отказе государственного кадастрового учета от 11.05.2021 N КУВД-001/2021-3022858/3 (далее - "Решение об отказе").
В Уведомлении о неустранении причин от 11.05.2021 и в Решении об отказе в качестве причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, указаны одни и те же причины, а именно:
1)- нарушены положения части 10 статьи 22 Закона документы, включенные в состав Приложения межевого плана, не подтверждают обоснование прохождения местоположения уточенных границ";
2)- в соответствии с пунктом 18 Требований, подлежащий включению в состав Приложения электронный документ, выданный органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица такого орган государственной власти, органа местного самоуправления, организации, а электронный документ, подготовленный физическим лицом, усиленной квалифицированной электронной подписью такого физического лица";
3)- в нарушение пункта 76 Требований в разделе "Схема расположения земельных участков" отображены не в полном объеме границы территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия (если земельный участок располагается в границах такой зоны или территории)".
Компания полагает, что Решение об отказе является незаконным и необоснованным и при этом нарушает права и законные интересы заявителя как правообладателя (арендатора) ЗУ-21 и ЗУ-22 и собственника Здания, создавая необоснованные правовые препятствия в пользовании Компанией ЗУ-21, ЗУ-22 и Зданием, в формировании Нового ЗУ, предусмотренного Проектом межевания, что, в свою очередь, служит препятствием для заключения договора аренды в отношении этого земельного участка.
Заявитель с указанным решением Управления не согласился, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Заявителем полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены в Управление документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество -юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (ч. 1).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5).
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
Государственный кадастровый учет осуществляется на основании межевого плана, подготовленного в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, что установлено положениями п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации.
Требования к межевому плану, предъявляемому для осуществления государственного кадастрового учета, установлены ст. 22 Закона о регистрации, а форма, состав сведений и требования к подготовке межевого плана установлены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - "Требования").
Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении установлен ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации, а также п. 70 Требований.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется, в частности, исходя из:
-сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или
-при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
При этом в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Судом первой инстанции верно установлено, что документом, подтверждающим право заявителя является Договор аренды ЗУ-21 вместе с Дополнительным соглашением к нему от 12.09.2006
Договор аренды с Дополнительным соглашением к нему включен в состав приложений к Межевому плану от 22.04.2021.
Предметом названного Договора является "земельный участок площадью 0,06 га (в габаритах здания), имеющий адресные ориентиры: г. Москва, Большая Никитская улица, вл. 47, стр.2" (п. 1.1 Договора). В п. 1.3 Договора аренды ЗУ-21 указано, что "план земельного участка составлен на основе графических материалов и подлежит уточнению при проведении межевых работ с последующим оформлением нового плана границ участка". "План земельного участка" (Приложение N 1 к Договору) составлен в виде графической схемы плана границ ЗУ-21; координаты характерных точек границ ЗУ-21 в 2002 году при заключении Договора аренды ЗУ-21 не определялись.
В Решении Окружной комиссии от 04.07.2002 указано, что площади земельных участков при решении вопроса о предоставлении земельных участков прежнему собственнику Здания в аренду определялись приблизительно: "около 0,06 га", "около 0,02 га".
В Проекте межевания для предоставления собственнику Здания земельного участка, необходимого для его эксплуатации, предусмотрено формирование Нового ЗУ в размере 0,082 га (820 кв.м) включающего в себя площади исследуемых земельных участков.
При подготовке Проекта межевания координаты характерных точек границ нового земельного участка не были определены с необходимой точностью, кадастровые работы по формированию нового земельного участка не проводились. В Проекте межевания (стр. 12) указано, что сам участок был "определен в соответствии с графическими материалами ДЗР". Границы и площадь Нового ЗУ в Проекте межевания "указаны с графической точностью по плану М 1:2000" (стр. 15 Проекта межевания).
В соответствии с ч.10 ст. 22 Закона о регистрации уточнение границ земельного участка осуществлено по сложившимся исторически фактическим границам объекта капитального строительства, существующего на местности более 15-ти лет, т.е. по внешнему контуру Здания.
Данное обстоятельство подтверждается данными публичной кадастровой карты, отраженными на картографической и спутниковой основе, копией с цифрового топографического плана 1996 года создания, выданной ГБУ "Мосгоргеотрест", являющейся приложением к Межевому плану от 22.04.2021, а также иными документами, входящими в состав Межевого плана от 22.04.2021.
Судом первой инстанции верно установлено, что уточнение границ в рамках Межевого плана от 22.04.2021 привело к увеличению его площади не более, чем на 10%: площадь с уточненными границами составила 660 кв.м (по сведениям ЕГРН - 600 кв.м).
С этим увеличением площади согласен Департамент, что прямо следует из Распоряжения от 22.01.2019 N 1547, содержащего указание на проектную площадь в размере 660 кв.м.
Местоположение новых границ согласовано в соответствии с ч. 3 ст. 39, ст. 40 Федерального закона "О кадастровой деятельности" путем подписания соответствующих Актов согласования, входящих в состав Межевого плана от 22.04.2021, с правообладателем смежных участков с кадастровыми номерами 77:01:0001064:22, 77:01:0001064:47, 77:01:0001064:53
В соответствии с положениями п. 70 Требований все вышеуказанные доводы в обоснование правомерности уточнения местоположения границ ЗУ-21 по границам, существующим на местности 15 лет и более и закрепленным с использованием объекта искусственного происхождения - Здания 1820 года постройки, позволяющим определить местоположение границ уточняемого земельного участка, приведены в виде связного текста в Заключении кадастрового инженера, входящего в состав Межевого плана от 22.04.2021.
При проведении кадастровых работ были также уточнены границы и площадь смежного земельного участка: части границ, смежные с границами, уточнены по стене Здания, оставшиеся части - по забору капитального типа, существующему на местности более 15 лет, что подтверждается копией с цифрового топографического плана 1996 г. создания, выданной ГБУ "Мосгоргеотрест".
При этом уточнение границ привело к увеличению площади не более, чем на 10%: площадь с уточненными границами составила 220 кв.м (по сведениям ЕГРН - 200 кв.м).
С этим увеличением площади также согласен Департамент, что прямо следует из Распоряжения от 24.01.2019 N 1923, содержащего указание на проектную площадь в размере 220 кв.м.
Соответствующие Акты согласования являются приложениями к Межевому плану от 22.04.2021.
Изложенные выше доводы содержаться в Заключении кадастрового инженера, являющегося составной частью Межевого плана от 22.04.2021.
Таким образом, что отказ Управления Росреестра по Москве в осуществлении государственного кадастрового учета уточненных границ и площадей земельных участков не соответствует ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации и является неправомерны.
В ч. 6 ст. 29 Закона о регистрации указано, что уведомление об отказе в государственном кадастровом учете должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения Закона о регистрации.
Управление Росреестра по Москве осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом о регистрации, Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 (далее - "Административный регламент") и иными нормативными правовыми актами.
Согласно абзацу 2 п. 71 Административного регламента, причины отказа должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Однако в Решении об отказе просто процитирован п. 18 Требований, что само по себе свидетельствует о незаконности Решения об отказе, поскольку по форме и содержанию оно не соответствует ст. 29 Закона о регистрации, п. 71 Административного регламента.
Аналогичным образом Управление указало на нарушение п. 18 Требований в Уведомлении о приостановлении от 09.02.2021, чем нарушило п. 70 Административного регламента. Это привело к отсутствию у кадастрового инженера возможности устранить отмеченное государственным регистратором нарушение в ходе корректировки межевого плана ЗУ-21, если бы такое нарушение в действительности имело место.
При этом, все документы, включенные в состав Межевого плана от 22.04.2021, соответствуют положениям п. 18 Требований.
В соответствии с п. 18 Требований разделы, относящиеся к графической части межевого плана, Акт согласования, а также документы, подготовленные на бумажном носителе, которые в соответствии с Требованиями подлежат включению в состав Приложения, оформляются в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего межевой план. Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi. В случае если законодательством предусмотрена подготовка документа, подлежащего включению в состав Приложения, в форме электронного документа, такой документ может быть включен в состав Приложения в форме электронного документа.
Все документы, входящие в состав Межевого плана от 22.04.2021, подписаны надлежащим образом.
Судом первой инстанции верно установлено, что разделы, относящиеся к графической части Межевого плана от 22.04.2021, Акты согласования, а также документы, подготовленные на бумажном носителе, которые в соответствии с Требованиями подлежат включению в состав Приложений, изготовлены в форме электронных образов бумажных документов (их оригиналов) в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего Межевой план от 22.04.2021.
Средства усиленной квалифицированной электронной подписи кадастрового инженера сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации и совместимы со средствами квалифицированной электронной подписи, применяемыми Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами, подведомственным ей государственным учреждением: ЭЦП выдана удостоверяющим центром ООО "ТехноКад", действительна с 22.12.2020 14:28:16 до 22.12.2021 14:38:16 по московскому времени.
Таким образом, включенные в состав Приложений к Межевому плану от 22.04.2021 электронные образы документов соответствуют п. 18 Требований; в составе приложений к названному Межевому плану отсутствуют электронные документы, документы в составе Межевого плана надлежащим образом подписаны электронной цифровой подписью кадастрового инженера.
В качестве причины для принятия Решения об отказе Управление Росреестра по Москве указывает, что "в нарушение положений пункта 76 Требований в разделе "Схема расположения земельных участков" приведены неполные сведения о границах территориальных зон, зон с особыми условиями использования (если земельный участок располагается в границах такой зоны или территории)".
В соответствии с п. 76 Требований на схеме отображаются: границы земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы, а также смежных с ним земельных участков; границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (при необходимости); границы кадастрового деления (для земельных участков, занятых линейными и тому подобными сооружениями, а также если земельный участок располагается в нескольких кадастровых кварталах либо земельный участок примыкает к границе кадастрового деления); границы территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия (если земельный участок располагается в границах такой зоны или территории).
В межевом плане отображены номера и попадающие в поле отображения Схемы границы зон и территорий, в границах которых расположены земельные участки и отображение которых предусмотрено п. 76 Требований, и, соответственно, в этой части содержание Межевого плана от 22.04.2021 достоверно отображает необходимые сведения о вхождении земельных участков в состав указанных зон и территорий, что прямо соответствует положениям п. 76 Требований.
Управление Росреестра по Москве указывает, что Заявитель ссылается на то, что "граница спорного земельного участка была изначально установлена в ЕГРН именно на основании указанного договора аренды" (Договора долгосрочной аренды Земельного участка от 25.11.2002), однако данное утверждение прямо противоречит как представленным доказательствам.
Так, в Заключении кадастрового инженера, входящем в состав Межевого плана, прямо указано: документом, подтверждающим право на уточняемый земельный участок, в настоящее время является договор долгосрочной аренды земельного участка от 25.11.2002 N М-01-022379. Одновременно этот договор является и документом, который должен был определять местоположение границ уточняемого земельного участка при его образовании, что в соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" должно учитываться при уточнении местоположения границ земельного участка.
При заключении Договора долгосрочной аренды земельного участка от 25.11.2002 N М-01-022379 была составлена только графическая схема плана границ уточняемого земельного участка (план земельного участка): согласно п. 1.3 данного договора аренды "план земельного участка составлен на основе графических материалов и подлежал уточнению при проведении межевых работ с последующим оформлением нового плана границ участка". Это не позволяет применять данный договор аренды при уточнении местоположения границ Земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001064:21. Иные документы, подтверждающие право на уточняемый земельный участок или определявшие местоположение его границ при его образовании, отсутствуют.
В связи с указанным местоположение границ Земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001064:21 подлежит определению с учетом существования его границ на местности пятнадцать лет и более и их закрепление может производиться только с использованием объекта искусственного происхождения - Здания с кадастровым номером 77:01:0001064:1037 1820 г. постройки".
Таким образом, указанный выше довод Управления Росреестра по Москве не соответствует содержанию Межевого плана и сам по себе не имеет какого-либо значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку и Заявитель, и кадастровый инженер указывали аналогичные сведения (т.е. Управление Росреестра по Москве объективно не может их опровергнуть).
Указанная копия с цифрового топографического плана 1996 года создания, выданная ГБУ "Мосгоргеотрест" по заказу N Э/508-20 от 11.08.2020, включенная в состав приложений к Межевому плану, является одним из документов, подтверждающих прохождение уточняемых границ Земельного участка по границам существующего на местности более 15 лет объекта искусственного происхождения (здания, как оно определено ниже).
Поскольку указанные выше Распоряжения Третьего лица имеют ограничения по сроку использования для указанных в них целях (два года с моменты выпуска), на основании обращения Заявителя Третьим лицом 30.06.2021 были выпущены новые аналогичные Распоряжения: N 27069 "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001064:21" и N 27070 "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001064:22", которыми утверждены соответствующие Схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
При этом обозначенные на Схемах координаты характерных точек границ названных земельных участков соответствуют координатам точек уточненных границ Земельного участка и смежного с ним земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001064:22, обозначенным в Межевом плане и в указанных выше Распоряжениях Третьего лица, выпущенных ранее в 2019 году.
Учитывая изложенное, указанный довод Управления Росреестра по Москве является необоснованным и не подтверждает законности оспариваемого Решения об отказе.
Таким образом, доводы Управления Росреестра по Москве не подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, не соответствуют законодательству Российской Федерации, не опровергают ни одного довода Заявителя и не доказывают законности и обоснованности Решения об отказе (ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными, таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав Управление в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Ссылки жалобы на судебные акты, принятые по другим делам, не могут быть признаны состоятельными, поскольку упоминаемые им судебные решения были приняты с учетом фактических обстоятельств конкретных дел и доказательств, представленных сторонами.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2021 по делу N А40-168057/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168057/2021
Истец: КОМПАНИЯ АЕОРК РИЭЛ ИСТЭЙТ КАМПАНИ ЛИМИТЕД
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ