г. Саратов |
|
05 апреля 2022 г. |
Дело N А57-8759/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена " 05 " апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен " 05 " апреля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Савенковой Н.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Саратовской области" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 октября 2021 года по делу N А57-8759/2021
по исковому заявлению акционерного общества "Ситиматик" (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149)
к федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Саратовской области" (ОГРН 1126454003312, ИНН 6454122522)
о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с августа 2018 г. по декабрь 2018 г. в размере 1 978 руб., судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.,
с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Мехуборка-Заволжье", общества с ограниченной ответственностью "Днепр. Смоленский регион" (переименовано в ООО "Ситиматик"),
при участии в судебном заседании представителя федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Саратовской области" - Стариковой О.В., по доверенности N 537/8-311 от 20.04.2021,
в отсутствие иных представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество "Ситиматик" (далее - АО "Ситиматик", истец) с исковым заявлением к федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Саратовской области" (далее - ФГКУ "УВО ВНГ России по Саратовской области", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с августа 2018 г. по декабрь 2018 г. в размере 1 978 руб., судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Определением суда от 30.04.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда от 01.06.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением от 20.09.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Мехуборка-Заволжье" (далее - ООО "Мехуборка-Заволжье"), общество с ограниченной ответственностью "Днепр. Смоленский регион" (далее - ООО "Днепр. Смоленский регион") (переименовано в ООО "Ситиматик").
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25 октября 2021 года с ФГКУ "УВО ВНГ России по Саратовской области" в пользу АО "Ситиматик" взысканы задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с августа 2018 года по декабрь 2018 года в размере 1 978 руб. и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГКУ "УВО ВНГ России по Саратовской области" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что с августа 2018 года по декабрь 2018 года АО "Управление отходами" (позднее переименовано в АО "Ситиматик") услугу не оказывало, что, по мнению ответчика, подтверждается отсутствием первоначальной бухгалтерской документации в виде счетов на оплату, актов выполненных работ.
Также согласно доводам апелляционной жалобы истцом не был предоставлен контракт для подписания и контейнер для сбора твердых коммунальных отходов.
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, считает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и акционерным обществом "Управление отходами" (переименовано в АО "Ситиматик") на основании Протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
Статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1988 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ предусматривает, что собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Пунктом 4 статьи 426 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с Типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила N 1156) утверждена форма Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном разделом 1 (1) Правил N 1156.
Указанные Правила являются обязательными для Регионального оператора и собственников ТКО.
Пунктом 8 (17) Правил N 1156 предусмотрено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Пунктом 8 (17) Правил N 1156 установлено, что, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, то договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях Типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания пункта 148 (11) Правил N 1156 и критериев для расчета нормативов накопления ТКО.
Собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами, являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы, либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
Согласно заявке на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно ответчик является собственником ТКО по объекту, расположенному по адресу: Саратовская область, г. Новоузенск, ул. Московская, д. 55.
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) установлен порядок определения массы отходов, поступивших оператору в целях расчетов по договорам в области обращения с отходами, заключаемым между региональным оператором и потребителями.
Согласно статье 24.10 Закона (а) Правительство Российской Федерации принимает правила коммерческого учёта объема и (или) массы ТКО, порядок расчета нормативов накопления ТКО и устанавливает случаи, когда объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО, (б) субъекты РФ или муниципальные образования (если субъекты РФ передадут в установленном порядке им полномочия в данной сфере) утверждают нормативы накопления ТКО в соответствии с порядком, определенным Правительством РФ.
Публичный характер договора с региональным оператором не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам ТКО.
Согласно пункту 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями Типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями Типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Из указанного следует, что на потребителя возложена обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО вне зависимости от факта наличия соответствующего договора, заключенного потребителем с региональным оператором в письменной форме.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 30/211/0005548 между региональным оператором Саратовской области - АО "Управление отходами" (переименовано в АО "Ситиматик") и ответчиком заключен на условиях Типового договора по цене, предложенной региональным оператором.
Единый тариф на услугу регионального оператора Саратовской области - филиала АО "Управление отходами" - по обращению с ТКО по Зоне N 1 утвержден Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Пунктом 1.4 Договора предусмотрено, что дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 12.08.2018.
Пунктом 2.12 Договора предусмотрено, что цена Договора (Контракта) составляет - 1 978 руб.
Пунктом 10.1 Договора срок действия Договора определен по 31.12.2018.
Согласно расчету истца задолженность у ответчика в размере 1 978 руб. возникла за 2018 год.
Исходя из вышеизложенного, довод ответчика о незаключенности Договора судом первой инстанции был правомерно отклонен.
Довод ответчика о неисполнении истцом своих обязательств по Договору суд первой инстанции также правомерно отклонил ввиду следующего.
Согласно пункту 16 Типового договора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, определен порядок фиксации нарушений по договору: в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему Договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по Договору и вручает его представителю регионального оператора.
О необходимости составления акта о нарушении региональным оператором обязательств по настоящему Договору потребитель обязан уведомить регионального оператора за 24 часа до даты составления акта путем направления способом, определенным пунктом 4.3.6 Договора. В сообщении потребитель обязан указать фамилию, имя, отчество и точный адрес, где обнаружено нарушение Договора. При отсутствии уведомления регионального оператора о составлении акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору акт, составленный потребителем без участия представителя регионального оператора, является недействительным.
При неявке представителя регионального оператора, уведомленного надлежащим образом, потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем двух незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение трех рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Региональный оператор в течение трех рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю.
В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать мотивированное возражение на акт с указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение трех рабочих дней со дня получения акта. В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
Согласно пунктам 6.2 - 6.4 Типового договора, в случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение трех рабочих дней со дня получения акта, то такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
В случае получения возражений регионального оператора потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт. \
Акт должен содержать: сведения о заявителе (наименование, адрес места нахождения, ИНН, ОГРН, документ, подтверждающий полномочия заявителя; сведения об объекте (объектах), на котором образуются ТКО, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает Сторона, направившая акт)); сведения о нарушении соответствующих пунктов Договора; иные сведения на усмотрение Стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по Договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 11.1 Типового договора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, акт оказанных услуг (выполненных работ), счет на оплату услуг и иные первичные документы направляются региональным оператором в адрес потребителя по электронной почте. В соответствии с пунктом 11.10 Типового договора в случае отсутствия у потребителя технической возможности использования электронного документооборота документы, указанные в пункте 11.1 Договора, потребитель получает у регионального оператора самостоятельно.
Ответчиком в материалы дела не представлены документы о том, что со стороны регионального оператора имеются какие-либо нарушения требований санитарных правил и норм или условий заключенного Договора по обращению с твердыми бытовыми отходами, в частности, наличие несанкционированных свалок на принадлежащей ответчику территории, обращения на несвоевременный вывоз твердых бытовых отходов за вышеуказанный период. Положения действующего гражданского законодательства связывают возникновение у заказчика обязанности оплаты услуг с фактом их выполнения и принятия. Оказание региональным оператором услуг по транспортированию ТКО всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.
В силу закона потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению; при этом он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно счел, что факт оказания истцом услуг по вывозу ТКО за спорный период и факт наличия у ответчика задолженности по их оплате подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами. Объем потребленных ответчиком услуг за период с августа 2018 года по декабрь 2018 года зафиксирован в счетах-фактурах, счетах на оплату с детализацией начислений.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, услуги в спорный период фактически были оказаны и, по общему правилу, должны быть оплачены с учетом возмездного характера отношений Сторон. Доказательств оплаты за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с августа 2018 года по декабрь 2019 года ответчиком в материалы дела не представлено.
Кроме того, ответчик ссылался на непредоставление контейнера для сбора ТКО.
Данный довод судом первой инстанции был правомерно отклонен на основании следующего.
Согласно части 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ в регионах Российской Федерации с 01.01.2019 действует новая схема обращения с ТКО: вывоз мусора становится коммунальной услугой, которую исполняет региональный оператор по утвержденным тарифам.
Именно региональный оператор с данного времени в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1156, отвечает за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО.
В соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В случае отсутствия мест накопления в территориальной схеме обращения с отходами и реестре мест накопления потребитель обязан создать свое место накопления в соответствии с Постановлением Правительства N 1039 от 31.08.2018 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" с последующим внесением данных о месте накопления в территориальную схему обращения с отходами и реестр мест накопления, утверждаемый органом местного самоуправления. Региональный оператор не может нести ответственность за недостаток или отсутствие контейнерных площадок, поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.
АО "Ситиматик" является единственным надлежащим субъектом, которому присвоен статус регионального оператора Саратовской области и который имеет законные основания обращения с ТКО.
С учетом общедоступности контейнеров для сбора ТКО и отсутствия препятствий складирования отходов на другой контейнерной площадке потребитель имел возможность получения коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайшей к объекту недвижимости контейнерной площадки, на которой вывоз также осуществлялся региональным оператором.
Складирование отходов в данном случае допускается в местах накопления ТКО, расположенных в непосредственной близости от месторасположения объекта ответчика.
С учетом вышеизложенного, исходя из того, что истец обеспечивает и осуществляет прием всех ТКО, образующихся у пользователей, находящихся на территории Саратовской области, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, Правилами обращения с отходами, Территориальной схемой обращения с ТКО и т.д., суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии обязанности ответчика оплачивать услуги по обращению с ТКО по утвержденным тарифам и нормативам накопления.
Кроме того, суд первой инстанции правильно указал, что ссылка ответчика как бюджетного учреждения на возможность оплаты оказанных услуг только по заключенному договору (контакту) сама по себе не может быть расценена как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота; несвоевременное и недостаточное финансирование бюджетного учреждения из средств федерального бюджета не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и основанием для освобождения ответчика от ответственности перед истцом за просрочку исполнения договорных обязательств по оплате основного долга.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции признал исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается со всеми выводами, сделанными судом первой инстанции, и также полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 октября 2021 года по делу N А57-8759/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
Н.В. Савенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8759/2021
Истец: АО Ситиматик
Ответчик: ОВО по г.Новоузенску Филиал ФГКУ УВО ВНГ России по СО, ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Саратовской области"
Третье лицо: Арбитражный суд Поволжского округа, ООО "Днепр.Смоленский регион", ООО "Мехуборка-Заволжье"