г. Чита |
|
06 апреля 2022 г. |
Дело N А78-8066/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Горбатковой Е.В., Лоншаковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гурулёвой А.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО по доверенности N ЖКС 8-225 Должиковой Л.В.,,
представителя ПАО "ТГК-14" по доверенности N 129 от 10.01.2022 Васильевой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 января 2022 года по делу N А78-8066/2021 по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) об обязании исключить объекты из государственного контракта теплоснабжения (на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде) N 02012333, об обязании ответчика произвести перерасчет платы по государственному контракту N 02012333,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033),
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 14" об обязании исключить из государственного контракта теплоснабжения (на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде) N 02012333, заключенного с протоколом разногласий от 04.02.2021, объектов: с 19 марта 2021 года: г. Чита, ул. Трактовая, д. 51; г. Чита, ул. Смоленская, д. 39 корп. 1, корп. 2, корп. 3; г. Чита, ул. Летняя, д. 26; г. Чита, ул. Ленинградская, д. 51; г. Чита, ул. Красной Звезды, д. 18; г. Чита, ул. Е.Гаюсана, д. 36; г. Чита, ул. Е.Гаюсана, д. 50, корп. 1; г. Чита, ул. Бабушкина, д. 111,
с 30 апреля 2021 года: г. Чита, Полковой проезд 6 Б; г. Чита, ул. Чкалова 1 Б,
с 21 мая 2021 года: г. Чита, ул. Автогенная, д. 4;
об обязании произвести перерасчет платы по государственному контракту теплоснабжения (на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде) N 02012333 на сумму 3 510 000,38 руб.
Определением суда от 13.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации.
В процессе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования, просил обязать исключить из государственного контракта теплоснабжения (на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде) N 02012333 объекты: с 19 марта 2021 года: г. Чита, ул. Трактовая, д. 51; г. Чита, ул. Смоленская, д. 39 корп. 1, корп. 2, корп. 3; г. Чита, ул. Летняя, д. 26; г. Чита, ул. Ленинградская, д. 51; г. Чита, ул. Красной Звезды, д. 18; г. Чита, ул. Е. Гаюсана, д. 36; г. Чита, ул. Е. Гаюсана, д. 50, корп. 1; г. Чита, ул. Бабушкина, д. 111.; с 30 апреля 2021 года: г. Чита, Полковой проезд 6 Б; г. Чита, ул. Чкалова 1 В; с 21 мая 2021 года: г. Чита, ул. Автогенная, д. 4; обязать произвести перерасчет платы по государственному контракту теплоснабжения (на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде) N 02012333 на сумму 2 879 150,13 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 27 января 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился с апелляционной жалобой в Четвертый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда, принять по делу судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что спорные жилые объекты закреплены на праве оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс" на основании Приказа Департамента военного имущества Министерства Обороны Российской Федерации от 04.12.2020 N 2844. Истец полагает, что требование об обязании ответчика произвести перерасчет платы по государственному контракту N 02012333 подлежит удовлетворению. Судом первой инстанции верно установлены и исследованы все фактические обстоятельства, имеющие значения по для дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, однако неправильно применены нормы материального права.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком подписан государственный контракт на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде N 02012333 от 03.02.2021, предметом договора являлась поставка тепловой энергии в горячей воде на объекты потребителя по адресу: ул. Чкалова 1Б., ул. Трактовая 51, ул. Смоленская, д. 39 корп. 1, 2, 3, Полковой проезд, д. 6А, корпус 1, полковой проезд, д. 6, корпус Б, ул. Летная, д. 26, ул. Ленинградская, д. 51, ул. Красной звезды, д. 18, ул. Е. Гаюсана, д. 36, 50, корпус 1, л. Бабушкина, д.111, ул. Автогенная, д. 4, ул. Космонавтов, д. 22, ул. Июньская, д. 30.
Порядок определения объемов поставленной тепловой энергии и теплоносителя согласован сторонами в разделе 3 договора.
Порядок расчетов согласован в разделе 4 договора.
Согласно п. 9.3 контракт действует с 01.01.2021 по 30.06.2021.
Истец обратился к ответчику с заявлением об исключении из контракта объектов следующих объектов: ул. Чкалова 1В. (с учетом уточнения), полковой проезд, д. 6, корпус Б, ул. Трактовая 51, ул. Смоленская, д. 39 корп. 1, 2, 3, ул. Летная, д. 26, ул. Ленинградская, д. 51, ул. Красной звезды, д. 18, ул. Е.Гаюсана, д. 36, 50, корпус 1, ул. Бабушкина, д.111, ул. Автогенная, д. 4, указывая, что все спорные объекты закреплены на праве оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс". Также заявитель просил произвести перерасчет за услуги теплоснабжения.
Требования истца оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворении исковых требований отказал.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Из пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В силу пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
По условиям контракта N 02012333 от 03.02.2021 истец обязался принимать и оплачивать тепловую энергию, потребленную на объекты, указанные в пункте 1.1 контракта.
Истец указывает, что спорные объекты были закреплены на праве оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс".
Абзацем 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Истцом в материалы дела не представлены доказательства, что за ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации зарегистрировано право оперативного управления на спорные объекты.
Третье лицо в письменных пояснениях (т. 2 л.д. 5) подтвердило, что право оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс" ни на один из объектов указанных в исковом заявлении не зарегистрировано, но факт передачи объектов не оспорило.
В соответствии с пунктом 12 Устава ФГБУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основной целью деятельности учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 13 Устава).
Министерство обороны Российской Федерации, осуществляющее правомочия собственника жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации, передало ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в управление и эксплуатацию жилищный фонд.
Согласно договору управления жилищным фондом N 3-УЖФ/ВВО-1 от 26.09.2017 ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ принимает в управление жилищный фонд и обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению жилищным фондом, выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным представителям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность.
Перечень жилищного фонда согласован в приложении N 1 к договору, в том числе многоквартирные жилые дома, расположенные на территории Забайкальского края (с учетом дополнительного соглашения).
Согласно пункту 10.1 договор действует до 01.10.2022.
В соответствии с пунктом 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса; государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Названная норма направлена на соблюдение прав граждан (потребителей), обеспечение безопасности эксплуатации многоквартирных жилых домов, закрепляет непрерывность осуществления деятельности по управлению, обслуживанию многоквартирными жилыми домами и оказанию (предоставлению) коммунальных услуг (ресурсов).
В материалы дела сторонами не представлены сведения об исключении сведений о многоквартирных домах из реестра лицензий, о расторжении договора управления.
Поскольку доказательств, подтверждающих наступление в спорный период времени обстоятельств, указанных в пункте 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик в этот период являлся исполнителем коммунальных услуг и, соответственно, обязанным лицом по оплате истцу стоимости коммунальных ресурсов.
В этой связи оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27.01.2022 по делу N А78-8066/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
Е.В. Горбаткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-8066/2021
Истец: ФГБУ Филиал "ЦЖКУ" МО РФ по ВВО ЖЭКО N 7, ФГБУ Филиал "ЦЖКУ" МО РФ по ВВО ЖЭКО N 8, ФГБУ ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ПАО ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N 14
Третье лицо: АНО ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КОМПЛЕКСА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Территориальный отдел "Читинский" филиала "Восточный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (коплекса)"