город Ростов-на-Дону |
|
05 апреля 2022 г. |
дело N А53-39383/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.,
судей Николаева Д.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 по Ростовской области: представитель Акопян Б.Б. по доверенности от 18.03.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестстройторг" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2022 по делу N А53-39383/2021 об отказе в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Инвестстройторг" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 по Ростовской области о взыскании убытков в размере 20 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инвестстройторг" (далее - ООО "Инвестстройторг") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Федеральной налоговой службе, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области о взыскании убытков в размере 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2022 по делу N А53-39383/2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2022 по делу N А53-39383/2021, ООО "Инвестстройторг" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Податель жалобы указал, что нотариально удостоверенная доверенность представлена директором общества в инспекцию 11.09.2020 и зарегистрирована инспекцией 27.10.2020, при этом, деятельность общества была приостановлена в связи с необоснованным непринятием налоговым органом налоговых деклараций. После 11.09.2020 общество неоднократно направляло в налоговый орган налоговые декларации, при этом обществу было отказано в приеме налоговых деклараций и расчетов. Апеллянт указал, что после возобновления приема налоговых деклараций и разблокирования расчетных счетов общества, с января 2021 года налоговым органом повторно отказано в приеме налоговых деклараций, в качестве причины указано "неправильное указание (отсутствие) сведений о доверенности" и "отсутствие сведений о доверенности в налоговом органе". В ходе рассмотрения жалобы налогоплательщика Управление по налогом и сборам по Ростовской области установило, что на момент представления налогоплательщиком 01.02.2021 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2020 года и расчета по страховым взносам за 12 месяцев 2020 года, в налоговом органе по техническим причинам отсутствовали сведения о доверенности, что, по мнению апеллянта, свидетельствует о том, что управление признает незаконность действий инспекции.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 по Ростовской области поддержал правовую позицию по спору.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Судебная коллегия на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2022 по делу N А53-39383/2021 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 14.07.2020 по 27.10.2020 налогоплательщик предпринимал попытки представить налоговые декларации по налогу на прибыль организаций, налоговые декларации по НДС, расчет по страховым взносам, расчет о среднесписочной численности организации.
В принятии указанных деклараций налогоплательщику было отказано по основаниям, предусмотренным пунктом 19 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@:
- неправильное указание (отсутствие) сведений по доверенности,
- отсутствие сведений о доверенности в налоговом органе (нет данных об уполномоченном представителе на основании бумажного варианта доверенности).
В связи с тем, что налоговая отчетность ООО "Инвестстройторг" в установленные сроки в налоговый орган не поступила, Межрайонная ИФНС России N 23 по Ростовской области приняла решения от 03.09.2020 N 16537, N 16538, N 16539, от 07.09.2020 N 18457, N 18458, N 18459, от 01.10.2020 N 20683, N 20684, N 20685 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Не согласившись с отказом в приеме деклараций и приостановлении операций по счетам, общество обжаловало действия (бездействия) должностных лиц инспекции в Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области от 20.11.2020 N 15-18/3376 оставило жалобу без удовлетворения.
01.02.2021 представитель ООО "Инвестстройторг" представил налоговую декларацию по НДС и расчет по страховым взносам, однако Межрайонная ИФНС России N 23 по Ростовской области направила отказ в приеме деклараций с мотивировкой "отсутствуют сведения о доверенности в налоговом органе".
Не согласившись с отказом в приеме деклараций, ООО "Инвестстройторг" обжаловало действия (бездействия) должностных лиц инспекции в Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Инвестстройторг", Управлением Федеральной налоговой службы по Ростовской области принято решение от 11.03.2021 N 15-18/866@, из которого следует, что на момент представления налогоплательщиком в Межрайонную ИФНС России N 23 по Ростовской области 01.02.2021 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2020 года и расчета по страховым взносам за 12 месяцев 2020 года, в налоговом органе по техническим причинам отсутствовали сведения о доверенности, подтверждающей полномочия лица, представившего налоговые декларации (нет данных об уполномоченном представителе на основании бумажного варианта доверенности). Межрайонная ИФНС России N 23 по Ростовской области после получения рассматриваемой жалобы провела мероприятия по актуализации данных о доверенности, выданной от имени директора ООО "Инвестстройторг" Заракуа Н.С. на имя Кальян А.П. При этом техническая возможность принять ранее направленные налогоплательщиком налоговые декларации, на которые уже были направлены уведомления об отказе в приеме, у налогового органа отсутствуют. Управление принесло свои извинения за действия подведомственного территориального органа и просило отнестись с пониманием к сложившейся ситуации. Управление попросило повторно подать налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2020 года и расчет по страховым взносам за 12 месяцев 2020 года, указав, что в рассматриваемом случае налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременную сдачу отчетности.
Истец для защиты своих интересов 20.10.2020 заключил договор возмездного оказания услуг с ИП Кальян А.П., по условиям которого обществу "Инвестстройторг" оказан комплекс юридических услуг по подготовке жалобы на действия (бездействия) должностных лиц инспекции.
Общая стоимость услуг по договору составила 20 000 руб., которая оплачена заявителем, что подтверждается кассовым чеком от 10.11.2021.
Считая понесенные расходы на оплату услуг привлеченного лица в размере 20 000 руб. своими убытками, ООО "Инвестстройторг" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском о взыскании убытков.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции отказал ООО "Инвестстройторг" в удовлетворении заявления о взыскании убытков, обоснованно приняв во внимание нижеследующее.
Пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения ответчиком обязательств, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также размер убытков.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей (пункт 1 статьи 103 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 15.07.2020 N 36-П, от 03.07.2019 N 26-П, определение от 17.01.2012 N 149-О-О и др.), применение данных норм предполагает наличие как общих условий деликтной ответственности (наличие вреда, противоправность действий его причинителя, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя), так и специальных условий такой ответственности, связанных с особенностями причинителя вреда и характера его действий.
В силу статей 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации для применения ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера ущерба.
Отсутствие хотя бы одного из названных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ в удовлетворении требования о возмещении вреда.
Исходя из содержания указанных правовых норм, к убыткам, подлежащим возмещению в полном объеме, относятся расходы, которые понесены лицом в целях восстановления права, нарушенного неправомерными действиями налоговых органов при осуществлении ими мероприятий налогового контроля.
Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Статья 81 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует порядок представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за предыдущие налоговые периоды. Из ее положений следует, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
В абзаце 2 пункта 5 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации, в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика, в налоговой декларации указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации). При этом к налоговой декларации прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации.
Пунктом 1 статьи 29 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.
Согласно пункту 3 статьи 29 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
В статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена норма, согласно которой налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено данным Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Приказом Федеральной налоговой службы от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343 утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (далее -Административный регламент).
В соответствии с пунктом 163 Административного регламента налоговая декларация (расчет), направленная в электронной форме, проверяется на наличие оснований, указанных в пункте 19 Административного регламента.
Исходя из пункта 19 Административного регламента, основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в части приема налоговых деклараций (расчетов), в частности, являются: представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату); представление налоговой декларации (расчета), подписанной руководителем (иным представителем - физическим лицом) организации-заявителя (физическим лицом -заявителем или его представителем), у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Согласно пункту 164 Административного регламента при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 19 Административного регламента, в течение одного рабочего дня со дня получения налоговой декларации (расчета) с использованием программного обеспечения налоговых органов формируется и отправляется заявителю по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа.
В силу пункта 166 Административного регламента при отсутствии оснований, указанных в пункте 19 Административного регламента, в течение одного рабочего дня со дня получения налоговой декларации (расчета) выполняются с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия: регистрируется налоговая декларация (расчет); формируется и отправляется заявителю по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).
Согласно пункту 1.11 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@, при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС представителем налогоплательщика документ (копия документа), дающий право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации (расчете), предоставляется налоговому органу до направления налоговой декларации (расчета). Копия указанного документа сохраняется в налоговом органе в течение 3 лет после истечения срока действия.
Пунктом 2.2 Методических рекомендаций установлено в случае представления налоговой декларации (расчета) представителем налогоплательщика передаваемая налоговая декларация сопровождается информационным сообщением о представительстве.
В соответствии с пунктом 5 Методических рекомендаций по формированию информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах при информационном взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, направленных письмом ФНС России от 24.01.2011 N 6-8-04/0002@, информационное сообщение о доверенности, выданной представителю, о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах представляется уполномоченным представителем налогоплательщика в налоговые органы только в электронном виде по ТКС одновременно с электронным документом с обязательным представлением копии доверенности на бумажном носителе в налоговый орган до начала осуществления деятельности через уполномоченного представителя.
Доверенность может быть представлена в налоговый орган лично, по почте или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по ТКС (в последнем случае файл должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего доверенность).
Доверенность предоставляется в налоговый орган до представления налоговой декларации лицом лично или через представителя либо направляется в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий (пункт 5.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации).
Указанное требование также отражено в пункте 1 раздела 1 Порядка формирования и ведения информационного ресурса "Доверенность", утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 23.04.2010 N ММВ-7-6/200@, согласно которому доверенность на бумажном носителе направляется в налоговый орган до осуществления уполномоченным представителем своих функций и предоставления налоговой отчетности по ТКС.
Основания для отказа в принятии декларации установлены в пункте 19 Приказа ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343 "Об утверждении Административного регламента ФНС по представлению государственной услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков о действующих налогах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2019 N 55942). Одним из оснований для отказа в принятии декларации является отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица -уполномоченного представителя на представление налоговой декларации.
Как следует из материалов дела, 14.07.2020 ООО "Инвестстройторг" направило налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев 2019 года, 3 месяца 2020 года, по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2019 года, 1 квартал 2020 года, расчеты по страховым взносам за 3 месяца 2020 года, 6 месяцев 2019 года, сведения о среднесписочной численности.
Инспекцией сформированы уведомления об отказе в приеме направленной ООО "Инвестстройторг" налоговой отчетности, по причине отсутствия в налоговом органе сведений о доверенности.
В информационном ресурсе "Доверенность" содержится информация о доверенности, выданной 01.07.2020 руководителем ООО "Инвестстройторг" Заракуа Н.С. на имя представителя Кальяна Александра Павловича сроком на 5 лет, которая была направлена в адрес инспекции по ТКС.
Указанная доверенность поступила в налоговый орган и зарегистрирована 14.07.2020. Однако 15.07.2020 аннулирована по причине "Нет данных об уполномоченном представителе на основании Бумажного варианта доверенности".
27.08.2020 в инспекцию директор ООО "Инвестстройторг" лично представила заявление N 035451, из которого следует, что Заракуа Н.С. не является руководителем и учредителем ООО "Инвестстройторг" (ИНН 6161090221). Доверенность от своего имени Заракуа Н.С. не выдавала, документов для регистрации организации и открытия ее счетов не подписывала. Кроме того, в представленном заявлении Заракуа Н.С. просит отозвать электронно-цифровую подпись.
11.09.2020 директор ООО "Инвестстройторг" Заракуа Н.С. представил в инспекцию копию нотариальной доверенности, выданной Кальяну А.П., на право представлять интересы ООО "Инвестстройторг".
15.09.2020 представленная доверенность также была аннулирована налоговым органом по причине "иное".
22.09.2020 инспекцией на основании заявления Заракуа Н.С. от 27.08.2020 сформирована и выгружена в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 23 по Ростовской области форма Р34002 "Заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ", для внесения записи о недостоверности сведений в отношении юридического адреса, руководителя и учредителя ООО "Инвестстройторг" (ИНН 6161090221).
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 23 по Ростовской области внесла в ЕГРЮЛ сведения о недостоверности сведений в отношении ООО "Инвестстройторг".
27.10.2020 доверенность, представленная в налоговый орган 11.09.2020 на бумажном носителе, подтверждающая право Кальяна А.П. предоставлять интересы ООО "Инвестстройторг", зарегистрирована в базе данных налогового органа.
27.10.2020 в Инспекцию поступила декларация по налогу на прибыль организации за 9 месяцев 2020 года ООО "Инвестстройторг", 28.10.2020 поступила налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2020 года, расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2020 года.
30.10.2020 ООО "Инвестстройторг" представлены: декларация по налогу на прибыль организации за 12 месяцев 2019 года, декларация по налогу на прибыль организации за 3 месяца 2020 года, декларация по налогу на прибыль организации за 6 месяцев 2020 года, налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2019 года, налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2020 года, налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2020 года, расчет по страховым взносам за 12 месяцев 2019 года, расчет по страховым взносам за 3 месяца 2020 года, расчет по страховым взносам за 6 месяцев 2020 года. Налоговая отчетность принята и зарегистрирована Инспекцией.
В связи с представлением ООО "Инвестстройторг" налоговой отчетности, Инспекция вынесла решения от 03.11.2020 N 19447, N 19448, N 19449, N 19452, N 19453, N 19454, от 09.11.2020 N 19582, N 19583, N 19584 об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Решением Управления ФНС России по Ростовской области от 20.11.2020 N 15-18/3376 жалоба на действия должностных лиц инспекции оставлена без удовлетворения.
Жалоба, содержащая аналогичные требования на действия (бездействие) должностных лиц инспекции, выразившиеся в необоснованном отказе в приеме налоговой отчетности, была подана ООО "Инвестстройторг" в Управление 16.02.2021 вх. N 015830.
Управление при рассмотрении жалобы установило, что на момент представления представителем по доверенности ООО "Инвестстройторг" Кальян А.П. в Межрайонную ИФНС России N 23 по Ростовской области 01.02.2021 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2020 года и расчета по страховым взносам за 12 месяцев 2020 года, в налоговом органе по техническим причинам отсутствовали сведения о доверенности (нет данных об уполномоченном представителе на основании бумажного варианта доверенности). Межрайонная ИФНС России N 23 по Ростовской области после получения рассматриваемой жалобы провела мероприятия по актуализации данных о доверенности, выданной от имени директора ООО "Инвестстройторг" Заракуа Н.С. на имя Кальян А.П.
По результатам рассмотрения жалобы общества, Управлением принято решение от 11.03.2021 N 15-18/866@, в котором указаны причины, в результате которых было отказано в приеме налоговой отчетности, в том числе указано, что техническая возможность принять ранее направленные налогоплательщиком налоговые декларации, на которые уже были направлены уведомления об отказе в приеме, у налогового органа отсутствует. Управление принесло свои извинения за действия подведомственного территориального органа и просило отнестись с пониманием к сложившейся ситуации.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав правовую оценку доводам апеллянта и имеющимся в деле документам, а также, учитывая решения, принятые Управлением от 20.11.2020 N 15-18/3376 и от 11.03.2021 N 15-18/866@ по результатам рассмотрения жалоб ООО "Инвестстройторг", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, действия должностных лиц инспекции не были признаны неправомерными, а потому расходы, произведенные истцом на оплату услуг представителя в целях защиты своих интересов в налоговых правоотношениях, в том числе по подготовке апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган, не могут рассматриваться в качестве убытков, подлежащих возмещению в соответствии со статьей 103 Налогового кодекса Российской Федерации.
Предпринимательская деятельность должна осуществляться в границах установленного правового регулирования, что предполагает необходимость оценки субъектами данной деятельности соответствия требованиям закона как принимаемых ими решений, так и требований, предъявляемых субъектами гражданского оборота и государственными органами.
Урегулирование спорных правовых вопросов, возникающих в ходе осуществления предпринимательской деятельности, следует рассматривать как элемент обычной хозяйственной деятельности независимо от того, осуществляется оно силами работников самой организации или с привлечением третьих лиц, специализирующихся в определенной области, по гражданско-правовому договору оказания услуг.
Таким образом, издержки налогоплательщика, понесенные на оплату юридической помощи в целях формирования правовой позиции, являются обычными расходами, которые несет налогоплательщик как субъект экономической деятельности.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума от 29.03.2011 N 13923/10 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Кроме того, судом учтено, что заявитель не представил доказательства того, что в период блокировки счета общество имело намерения осуществить какую-либо расчетную операцию по лицевому счету, ровно как и не доказало негативные последствия, наступившие в результате действий инспекции.
В этой связи расходы, произведенные истцом в рамках договора от 20.10.2020 N 410, не могут рассматриваться в качестве убытков, подлежащих возмещению в соответствии со статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с этим суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, входящие в предмет судебного исследования по данному спору и имеющие существенное значение для дела; доводы и доказательства, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, полно и всесторонне исследованы и оценены; выводы суда сделаны, исходя из конкретных обстоятельств дела, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм права, регулирующих спорные отношения. Оснований для иной оценки доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2022 по делу N А53-39383/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий |
Н.В. Сулименко |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-39383/2021
Истец: ООО "ИНВЕСТСТРОЙТОРГ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области, МИФНС России N 23 по РО, ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА