г. Самара |
|
05 апреля 2022 г. |
Дело N А55-28568/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Корастелева В.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям - представителя Барсегяна Г.А. (доверенность от 13.05.2021 N 01-02-1456),
от Общества с ограниченной ответственностью "Тбилиси" - представителя Власовой Н.Ю. (доверенность от 21.03.2022 N ТБЛ-01/2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2022 года по делу N А55-28568/2021 (судья Степанова И.К.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Тбилиси"
к Управлению Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тбилиси" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям (далее - управление, административный орган) по делу об административном правонарушении N 63084074 от 13.08.2020.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2022 года признано незаконным и отменено постановление Управления Россельхознадзора по Самарской области по делу об административном правонарушении N 63084074 от 13.08.2020.
В апелляционной жалобе управление просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2022 года по делу N А55-28568/2021. Податель жалобы указывает на надлежащее извещение Общества о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, на соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности. Также административный орган указывает на наличие в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу, в котором ООО "Тбилиси" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2022 года по делу N А55-28568/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель управления апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционного суда возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просила суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в рамках проведения мониторинга ФГИС "Меркурий" в соответствии с Положением о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 883 (с внесенными изменениями Постановлением правительства РФ от 26.10.2019 N 1376) и во исполнение указания Россельхознадзора от 24.03.2020 N ФС-КС-2/9248, проводимого с целью контроля за своевременным гашением ветеринарных сопроводительных документов на транспортную партию подконтрольного товара, установлено, что юридическое лицо ООО "Тбилиси" осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации пищевой продукции, подконтрольную госветнадзору.
Пунктами 24, 52, 53, 54 приложения N 2 к приказу Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 "Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях", право доступа "гашение сертификатов" предоставляется зарегистрированному пользователю, который является уполномоченным лицом организации, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, либо их представителем - получателем (приобретателем) подконтрольного товара, или уполномоченным лицом органа или учреждения, входящего в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Гашение ВСД на транспортную партию подконтрольного товара, перемещаемого со сменой владельца (перевозчика) или без смены владельца (перевозчика), осуществляется в течение 1 рабочего дня после доставки и приемки подконтрольного товара в месте назначения зарегистрированным пользователем ФГИС с правом доступа "гашение сертификатов". Гашение ВСД на транспортную партию подконтрольного товара, собственность на которую передается без перемещения товара, осуществляется в течение 24 часов после перехода права собственности зарегистрированным пользователем ФГИС с правом доступа "гашение сертификатов". После гашения ВСД в формах для печати данного ВСД отображаются следующие изменения: на отображении ВСД появляется диагональная полоса розового цвета с полупрозрачной надписью "Погашен"; на сокращенном выводе данных ВСД появляется тонкая диагональная полоса; на перечне номеров ВСД номера погашенных становятся подчеркнутыми.
В результате проведения проверки, при осуществлении предпринимательской деятельности юридического лица ООО "Тбилиси" выявлены нарушения обязательных требований законодательства в области ветеринарии, а именно: 26.06.2020 в 20 ч. 41 мин. (время московское) из ООО "Восток-Запад" был выписан ВСД на ставриду черноморскую мороженную в количестве 6 кг с целью реализации в пищу людям на получателя ООО "Тбилиси" (443125, г. Самара, Заводское шоссе, д. 254А, комн. 4). Юридическим лицом ООО "Тбилиси" не произведена отметка о приемке партий подконтрольной госветнадзору продукции в ФГИС "Меркурий" (не выполняется своевременная функция "гашение" ветеринарных сопроводительных документов на транспортную партию подконтрольного товара) в течении 24 часов после доставки.
По данному факту административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 31.07.2020 N 63084074 и вынесено оспариваемое постановление N 63084074 от 13.08.2020 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В обоснование заявления общество ссылается на то, что все документы, представленные в деле, оформлены и направлены по адресу: 443125, г. Самара, Заводское шоссе, д. 254 А, комн. 4, что подтверждается вводной частью постановления, конвертом с материалами дела об административном правонарушении, уведомлением о вручении почтового отправления N 80087451584897, списком N 57 внутренних почтовых отправлений от 18.08.2020. Однако согласно выписки ЕГРЮЛ юридическим адресом Общества с ограниченной ответственностью "Тбилиси" является адрес: 443125, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, д. 254 А, комн. 4.
В связи с тем, что ООО "Тбилиси" не было извещено надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола, постановления, управление лишило его возможности подготовиться к защите своих прав.
Административный орган считает факт административного правонарушения доказанным, ссылаясь на материалы административного дела.
Частью 1 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( КоАП РФ) установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 этого Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу приведенных норм лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Кроме того, по смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется, а постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Таким образом, в силу положений статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ему должны быть разъяснены права и обязанности, предусмотренные названным кодексом, предоставлена возможность ознакомления с протоколом, представить объяснения и замечания по содержанию протокола (части 3, 4).
Согласно части 4.1 указанной статьи в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу положений части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе устанавливается факт явки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (пункт 2); выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (пункт 4).
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении N 63084074 составлен 31.07.2020, оспариваемое постановление N 63084074 о назначении административного наказания принято 13.08.2020 в отсутствие представителя Общества.
Согласно выписки ЕГРЮЛ юридическим адресом общества с ограниченной ответственностью "Тбилиси" является адрес: 443125, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, д. 254 А, комн. 4.
Согласно ст.25.15 КоАП РФ "Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении" лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1)
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя ( ч.3 ст.25.15 КоАП РФ).
При этом, представленные в материалы дела, протокол об административном правонарушении от 31.07.2020 года ( т.1 л.д.43-45), Определение о назначении даты, времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 31.07.2020 ( т.1 л.д.42), само постановление о по делу об административном правонарушении от 13.08.2020 ( т.1 л.д. 60-63) содержат указание на неверный адрес юридический адрес Общества - г.Самара, ул.Заводское шоссе, д.254 А, ком. 4.
Представленные административным органом списки отправленной почтовой корреспонденции от 23.07.2020 и от 03.08.2020 ( о направлении извещений о составлении протокола и о рассмотрении дела об административном правонарушении), не подтверждают надлежащего извещения Общества, поскольку сами отправления в адрес Общества, конверты из которых был бы виден адрес адресата, Службой не представлены, при этом имеющийся в деле список почтовых оправлений от 18.08.2020 года о направлении в адрес Общества оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении от 13.08.2020 ( т.1 л.д.19-23) и конверт данного отправления ( т.1 л.д. 15-17) подтверждают направление корреспонденции по неверному адресу местонахождения ООО "Тбилиси" - г.Самара, ул.Заводское шоссе, д.254 А, ком. 4.
При этом, представленные административным органом в дело с отзывом на заявление сведения с сайта Почты России о движении извещений, направленных административным органом о составлении протокола и о рассмотрении дела об административном правонарушении ( 80087950872983, 80087950872976 80080751075294 ) отражают неудачную попытку вручения 24.07.2020 и 04.08.2020 уведомлений и возврат корреспонденции с отметкой "по иным обстоятельствам" ( т.1 л.д.46, 52, 57).
Изложенное, не позволяет суду сделать вывод о надлежащем извещении Общества как о составлении протокола, так и о рассмотрении дела об административном правонарушении а также сделать вывод о соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Отсутствие доказательств соблюдения административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела (п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10).
На основании изложенного, с учетом фактических установленных обстоятельств дела суд пришел к верному выводу о том, что административным органом допущены существенные процессуальные нарушения, которые не позволяют всестороннее, полно и объективно рассмотреть дело.
Причины пропуска срока на обращение в арбитражный суд, связанные с неполучением обществом оспариваемого постановления, которому стало известно в процессе ознакомления с материалами исполнительного производства, признаны судом уважительными. Срок на обращение в арбитражный суд восстановлен судом.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Россельхознадзора по Самарской области по делу об административном правонарушении N 63084074 от 13.08.2020.
С позиции вышеизложенных судом апелляционной инстанции обстоятельств, коллегия полагает, что представленные административным органом документы не подтверждают обстоятельств надлежащего извещения заявителя о месте и времени оставления протокола, о рассмотрении дела об административном правонарушении, в связи с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы административного органа подлежат отклонению.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2022 года по делу N А55-28568/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28568/2021
Истец: ООО "Тбилиси"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям