г. Владивосток |
|
06 апреля 2022 г. |
Дело N А51-20608/2021 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи С.Н. Горбачевой,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Эгершельд ДВ",
апелляционное производство N 05АП-1087/2022
на решение в виде резолютивной части от 27.01.2022 (мотивированное решение от 09.02.2022), принятое в порядке упрощенного производства,
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-20608/2021 Арбитражного суда Приморского края
по иску акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Эгершельд ДВ" (ИНН 2540163162, ОГРН 1102540003895)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - истец, АО "ДГК") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Эгершельд ДВ" (далее - ответчик, ООО "УК Эгершельд ДВ") о взыскании 37 463 рублей 46 копеек задолженности за поставленную с сентября 2018 года по август 2021 года тепловую энергию.
Решением суда принятым в виде резолютивной части от 27.01.2022, мотивированное решение от 09.02.2022, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК Эгершельд ДВ" обжаловало его в порядке апелляционного производства, в обоснование доводов указывает, что истец не подтвердил надлежащими доказательствами факт задолженности ответчика по оплате поставленной тепловой энергии в спорное помещение. Ссылается, что собственниками помещений в спорном многоквартирном доме принято решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, в связи с чем считает, что управляющая организация не является ответственным лицом по оплате поставленной в спорное помещение тепловой энергии.
В установленный определением суда от 14.02.2022 срок, АО "ДГК" представило отзыв на апелляционную жалобу, по тексту которого доводы жалобы опровергло, просило обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что к апелляционной жалобе приложены дополнительные документы, а именно: копия протокола N 1 от 27.07.2017 внеочередного общего собрания, что рассматривается как ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для приобщения указанных документов к материалам дела в силу прямого запрета, установленного частью 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), согласно которой дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 названного кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции. Кроме того, указанный документ уже имеется в материалах дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзыва на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270, 272.1 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Как установлено судом, АО "ДГК" является гарантирующим поставщиком тепловой энергии на территории Приморского края.
01.04.2016 между АО "ДГК" (РСО) и ООО "УК Эгершельд ДВ" (исполнитель, ИКУ) заключен договор N 5/1/07314/8163 (далее - договор), согласно которому РСО обязалось через присоединенную сеть поставлять тепловую энергию и горячую воду в жилой фон, находящийся в управлении ИКУ, а управляющая компания обязалась в объеме, необходимом для предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений, принимать поставленные коммунальные ресурсы и оплачивать их.
Пунктом 1.2 договора установлено, что РСО осуществляет расчеты за предоставленные ИКУ коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению на индивидуальное потребление с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, находящимся в управлении ИКУ.
Дополнительным соглашением от 01.11.2017 к договору сторонами в качестве объекта поставки горячей воды и тепловой энергии согласован многоквартирный дом (далее - МКД), расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Хабаровская 34.
Внеочередным общим собранием собственников помещений спорного МКД, оформленным протоколом N 1 от 27.07.2017 в качестве управляющей организации выбрано ООО "УК Эгершельд ДВ". Также указанным протоколом собственниками помещений жилого дома принято решение об оплате коммунальных услуг в полном объеме ресурсоснабжающим организациям.
В период с сентября 2018 года по август 2021 года АО "ДГК" осуществило поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения в жилое помещение, расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Хабаровская 34, кв. 45, являющееся муниципальным и не заселенным, на сумму 37 463 рубля 46 копеек.
Полагая ответственным лицом по оплате тепла в указанную квартиру управляющую компанию, 21.09.2021 истец направил в адрес ответчика претензию N 117-9/3060 с требованием в досудебном порядке погасить образовавшуюся задолженность, отказ в удовлетворении которой явился основанием обращения с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции верно квалифицировал отношения сторон как регулируемые общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), с учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Учитывая, что услугами по теплоснабжению обеспечивалось население жилых домов, к спорным правоотношениям правомерно применены положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса и пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом, а именно: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с РСО, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Управляющие организации не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса, договоров с РСО, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (часть 12 статьи 161 Жилищного кодекса).
Жилищное законодательство в правоотношении между продавцом - РСО и покупателем - абонентом, приобретающим холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию вводит дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у РСО перечисленные коммунальные ресурсы, а, с другой стороны, оказывает проживающим в МКД гражданам коммунальные услуги, оплачивая при этом поставленные РСО коммунальные ресурсы.
Из пунктов 2, 8, 9, подпунктов "а", "б" пункта 31, подпункта "а" пункта 32 Правил N 354 следует, что управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право управляющей организации требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги.
В соответствии с пунктами 6.2, 7 статьи 155 Жилищного кодекса, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору ресурсоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса (действующей до 03.04.2018) и пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации). Такой порядок расчетов рассматривался как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.
Указанный правовой подход сформирован Верховным Судом РФ в определении от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918 и соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 16.07.2018 N308-ЭС18-3279.
В то же время федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) вышеуказанная норма (пункт 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса) утратила силу. При этом законодательное урегулирование отношений по возможному предоставлению коммунальных услуг собственниками помещений напрямую ресурсоснабжающей организацией реализовано путем внесения в положения Жилищного кодекса Российской Федерации статьи 157.2 Жилищного кодекса.
Так, пункт 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса предусматривает, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 данной статьи, а именно:
1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 названного Кодекса (пункт 1);
2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения (пункт 2);
3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации (пункт 3).
Как следует из части 6 статьи 3 Закона N 59-ФЗ, если до вступления в силу данного Закона приняты решения общих собраний о прямых расчетах собственников в МКД за потребленные коммунальные ресурсы с РСО, то установленный ими порядок продолжает действовать до принятия нового решения собрания, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса.
Таким образом, определяя объем обязательств управляющей компании по договору в части предоставления коммунальных услуг, следует отличать имевшееся в законодательстве понятие прямых расчетов и положения закона о прямых договорах.
Прежний порядок прямых расчетов, который реализован на основании части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса, продолжает сохранять свое действие, однако не заменяет решения общего собрания собственников помещений в МКД о прямых договорах, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса.
Если же после вступления в силу Закона N 59-ФЗ (после 03.04.2018) собственниками принято решение о заключении от своего имени договора ресурсоснабжения с соответствующей ресурсоснабжающей организацией, управляющая организация, несмотря на осуществление управления МКД в качестве выбранного собственниками помещений в МКД способа управления домом, не отвечает за неоплату собственниками помещений в МКД потребленных ими коммунальных ресурсов. По смыслу части 5 статьи 157.2 Жилищного кодекса управляющая организация остается лицом, обязанным оплачивать коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД (на СОИ).
В ходе разрешения спора ответчиком не отрицался факт нахождения в его управлении спорного МКД и поставки в дом тепловой энергии.
Согласно пункту 12 протокола N 1 от 27.07.2017 внеочередного общего собрания собственников помещений, собственниками помещений спорного МКД большинством голосов принято решение об утверждении способа оплаты коммунальных услуг в полном объеме ресурсоснабжающим организациям. Поскольку указанное решение принято до 03.04.2018, такое решение является лишь решением о прямых расчетах, а не о переходе на прямые договоры. Доказательства принятия собственниками спорного МКД решения о прямых договорах после 03.04.2018 материалы дела не содержат.
Следовательно, отсутствуют правовые основания для признания управляющей организации обязанной лишь в части оплаты коммунальных ресурсов на СОИ.
Принимая во внимание, что наличие и размер задолженности подтверждены, тогда как доказательства оплаты потребленных коммунальных ресурсов в полном объеме ответчиком не представлено, суд первой инстанции, проверив расчет спорной задолженности и признав его нормативно обоснованным, правомерно удовлетворили иск в заявленном размере. Основания для иных выводов апелляционным судом не установлены.
Доводы жалобы отклоняются как основанные на нервном толковании норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
С учетом результата рассмотрения спора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 110 АПК РФ, правомерно отнес судебные расходы за подачу иска на ответчика, судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.01.2022 в виде резолютивной части (мотивированное решение от 09.02.2022) по делу N А51-20608/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Судья |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20608/2021
Истец: АО Дальневосточная генерирующая компания
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЭГЕРШЕЛЬД ДВ"