г. Москва |
|
05 апреля 2022 г. |
Дело N А40-138328/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С. |
при ведении протокола |
помощником судьи Полушкиной Д.Д., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.10.2021 по делу N А40-138328/21,
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: ГБУ города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации
о признании незаконным уведомления,
в присутствии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Москве - Клименко Н.А., дов. от 17.01.2022
от Департамента городского имущества города Москвы - Шавловский И.К., дов. от 29.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Заявитель, ДГИ, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным Уведомления Управления Росреестра по Москве от 30.03.2021 N КУВД-001/2021-9494791/1 о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140116:344; обязании Управления Росреестра по Москве осуществить действия по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140116:344 в соответствии с межевым планом от 15.03.2021.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечено государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2021 в удовлетворении заявления Департамента отказано.
Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ДГИ доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Управления Росреестра по Москве с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов", Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", постановлениями Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", от 26 февраля 2016 года N 58-ПП "О присвоении, изменении и аннулировании адресов в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы" Департаментом городского имущества города Москвы издано Распоряжение от 25.12.2020 N 45620Б "О разделе земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140116:344 с сохранением в измененных границах".
Земельный участок с кадастровым номером 50:21:0140116:344 находится в собственности города Москвы (запись регистрации от 15.09.2017 N 50:21:0140116:344-77/012/2017-1). Кадастровые работы по земельному участку: ЗУ1 (пункт 1) проводятся за счет средств бюджета города Москвы.
В соответствии с Распоряжением Департамента от 25.12.2020 N 45620Б "О разделе земельного участка с кадастровым номером- 50:21:0140116:344 с сохранением в измененных границах" ГБУ МосгорБТИ проведены кадастровые работы и подготовлен межевой план, который направлен для осуществления государственного кадастрового учета в Управление Росреестра по Москве.
Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете от 16.03.2021 N КУВД-001/2021-9494791, с приложением необходимых документов.
По результатам рассмотрения представленных документов уведомлением Управления Росреестра по Москве от 30.03.2021 N КУВД-001/2021-9494791/1 осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено.
Управлением Росреестра указано, что сведения об адресе образуемого земельного участка, приведенные в распоряжении Департамента городского имущества города Москвы от 25.12.2020 N 45620Б, ФИАС не содержит. Кроме того, в соответствии с пунктом 10 вышеуказанного распоряжения ГБУ МосгорБТИ поручено обеспечить регистрацию адреса земельного участка в ФИАСе.
Для устранения причин приостановления были ДГИ направлены документы в Апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления (далее - Апелляционная комиссия).
По результатам рассмотрения документов Апелляционной комиссией принято решение от 11.05.2021 N 453/2021 об отклонении заявления об обжаловании Уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета.
Отказывая в признании ненормативного акта недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что 30.06.2021 г. Управлением Росрееста по Москве принято решение об отказе в государственном кадастровом учете заявленного земельного участка. Суд первой инстанции указал, что ввиду того, что Управлением уже принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, избранный Заявителем способ защиты права в виде оспаривания Уведомления Управления о приостановлении государственного кадастрового учета в настоящее время к восстановлению права Заявителя не приведет, так как не могут быть устранены нарушения прав Заявителя путем признания незаконным Уведомления Управления о приостановлении при наличии принятого государственным регистратором окончательного решения в виде отказа.
Между тем, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
Порядок государственной регистрации права собственности и других вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав урегулирован Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом N 218-ФЗ недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом N 218-ФЗ сведений.
В силу части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.
Частью 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Законом N 218-ФЗ не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
По правилам пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
При этом истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами не допускается (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ)
Согласно части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Часть 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусматривает, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ технический план - документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (пункт 1 части 2 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Требования к подготовке технического плана, в том числе документы, на основании которых технический план может быть подготовлен, установлены статьей 24 Закона N 218-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 17 статьи 11.10 ЗК РФ в случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со Схемой расположения, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения Схемы расположения и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
Как следует из материалов дела, Схема расположения утверждена распоряжением Департамента 25.12.2020 N 45620Б.
На территорию, в пределах которой расположен образуемый земельный участок, разработан Проект планировки территории, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 25.12.2020 N 2395-ПП от 25.12.2020 N 2395-ПП "Об утверждении проекта планировки территории вблизи деревень Конюшково, Клоково поселений Десеновское и Первомайское города Москвы".
Таким образом, в связи с тем, что Схема расположения утверждена до утверждения проекта планировки территории и срок действия решения об ее утверждении не истек, то такая Схема расположения имеет приоритет пред проектом межевания территории.
Согласно пункту 53 Требований к составлению межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (ред. от 23.11.2016) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования) в графе "3" строки "8" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" указывается условный номер земельного участка, учетный номер проекта межевания территории, реестровый номер границ территориальной зоны, реестровый номер границ зоны с особыми условиями использования территорий.
Однако, в ХМL-схеме, используемой для формирования ХМL-документа - межевого плана земельного участка в электронной форме (Приказ Росреестра от 06.04.2016 N П/0159) не предусмотрено внесение сведений об условном номере земельного участка, учетном номере проекта межевания территории, реестровом номере границ территориальной зоны, сведений о зоне с особыми условиями использования территорий.
Земельный участок расположен в территориальной зоне 77:17-7.1277. Условный номер земельного участка 11/01/18418.
В соответствии с пунктом 49 Требований сведения об адресе земельного участка вносятся в реквизит "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" в структурированном виде в соответствии с Федеральной информационной адресной системой (ФИАС) на основании сведений, предоставленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра.
Адрес образуемого земельного участка: Российская Федерация, город Москва, внутригородская территория поселение Десеновское, 4-я Ватутинская улица, земельный участок 7, внесен в сведения ФИАС.
Согласно требованиями к ХМL-схеме, используемой для формирования ХМL-документа - межевого плана в электронной форме сведения об адресе/местоположении земельного участка вносятся в поля структурированного адреса до максимально возможного уровня. Дополнительная часть адреса/местоположения, которую не удалось структурировать, может быть указана в поле "Оther" (Иное), следовательно, адрес земельного участка в межевом плане указан до максимально возможного по Классификатору адресов Российской Федерации (КЛАДР) в соответствии с ФИАС: город Москва, 4-я Ватутинская улица, а дополнительная часть адреса: Российская Федерация, внутригородская территория поселение Десеновское, земельный участок 7, указана в поле "Оther" (Иное). Заполнить "Российская Федерация" по КЛАДР в ХМL-файле невозможно из-за отсутствия данного раздела в ХМL-схеме МР_06, поэтому ДГИ была приложена печатная версия межевого плана с адресом, заполненным в соответствии с пунктом 49 Требований.
Таким образом, межевой план, представленный ДГИ совместно с заявлением о государственном кадастровом учете от 16.03.2021 N КУВД-001/2021-9494791 полностью соответствует требованиям законодательства, в связи с чем, у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.
Следовательно, вопреки выводам суда первой инстанции, принятое Управлением Росреестра по Москве уведомление о приостановлении действий по государственному кадастровому учету, содержащееся в уведомлении от 30.03.2021 N КУВД-001/2021-9494791/1 не соответствует требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Суд апелляционной инстанции полагает необоснованным вывод суда о недоказанности Заявителем нарушения его прав оспариваемым Уведомлением, поскольку необоснованное приостановление Управлением осуществления государственного кадастрового учета не может не нарушать права Заявителя.
Уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета может быть предметом самостоятельного обжалования, как препятствующее получению испрашиваемой государственной услуги и повлекшее для Заявителя неблагоприятные последствия в виде отказа в государственном кадастровом учете.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущено несоответствие выводов, обстоятельствам дела, в связи с чем, на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2021 подлежит отмене, заявление Департамента городского - имущества города Москвы - удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2021 по делу N А40-138328/21 отменить.
Признать незаконным Уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 30.03.2021 N КУВД-001/2021-9494791/1 о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140116:344.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в течении 30 дней с момента вступления в силу постановления по настоящему делу осуществить действия по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140116:344 в соответствии с межевым планом от 15.03.2021 г.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-138328/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГБУ Москвы МГБТИ