г. Хабаровск |
|
06 апреля 2022 г. |
А04-9576/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Амуржилсервис" Благовещенск": не явились;
от Государственной жилищной инспекции Амурской области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Амуржилсервис" Благовещенск"
на решение от 07.02.2022
по делу N А04-9576/2021
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Амуржилсервис" Благовещенск"
к Государственной жилищной инспекции Амурская области
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Амуржилсервис" Благовещенск" (далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 предписания Государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - инспекция) N 713-л от 07.09.2021.
Решением суда от 07.02.2022 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой указывает, что оно подлежит отмене по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указывает, что управляющая компания приняла все возможные действия об утверждении при установлении на общем собрании платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме собственникам размер достаточным для финансирования услуг и работ по содержанию дома. Кроме того, ссылается на неисполнимость предписания ввиду исключения спорного дома из реестра лицензии управляющей компании.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, ООО "Амуржилсервис" Благовещенск" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Амурской области в соответствие с лицензией N 028 000114 от 15.05.2015.
На основании распоряжения N 713-л от 20.08.2021 в отношении общества инспекцией в период с 20.08.2021 по 07.09.2021 проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения положений разделов 2, 11, 7, 9, 13 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения"; пунктов 4.8.14 3.2.2, 3.2.9. 4.6.1.1, 4.6.4.1. 4.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), выразившиеся в наличии отслоения отделочного слоя на оконных откосах, подоконниках, стенах и потолке в подъездах NN 1, 2, 3, 4, 5; отсутствии освещения над входом в подъезд N 4; отсутствии освещение в тамбуре подъезда N 1; неисправности окна в подъезде N 1 (не закрывается); наличии растительности на козырьках над входами в подъезды в многоквартирном доме N23 по улице Текстильная в городе Благовещенске (далее - МКД)..
По результатам проверки составлен акт от 07.09.2021 N 713-л, и 07.09.2021 обществу выдано предписание N 713-л об устранении выявленных нарушений до 30.05.2022.
Не согласившись с пунктом 2 предписания (выполнить косметический ремонт в подъездах N N 1 - 5) от 07.09.2021 N 713-Л, ООО "Амуржилсервис" Благовещенск" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявленного требования отказал, придя к выводу об отсутствии совокупности необходимых условий.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 2.3 данной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 16 статьи 161 ЖК РФ установлено, что лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
В пункте 11(1) Правил N 491 указано, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В указанный Минимальный перечень входит в том числе: работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений (пункт 11).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1 Правил N 170).
Согласно абзацу второго пункта 3.2.2. этих Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток.
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (пункт 3.2.9 Правил N 170).
Арбитражным судом установлено, что между собственниками спорного МКД и ООО "Амуржилсервис" Благовещенск" заключен договор управления от 06.04.2015, согласно которому последнее обязуется выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию, ремонту общего имущества собственников в МКД, а также осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Таким образом, обязанность по содержанию общего имущества лежит на управляющей компании.
В ходе проверочных мероприятий в отношении названной компании инспекцией установлено, что подъездах N N 1-5 имеется отслоение отделочного слоя на оконных откосах, подоконниках, стенах и потолке в подъездах, что послужило основанием для выдачи оспариваемого предписания.
Нарушения, отраженные в пункте 2 предписания подтверждаются материалами дела, в том числе актом проверки от 07.09.2021, фотографиями с места осмотра.
Апелляционный довод об обязательности решения собственников МКД о проведении требующихся работ, в том числе текущего ремонта, и утверждении тарифа, как необходимого условия исполнения выданного предписания, отклоняется судебной коллегией.
Общество в соответствии договором управления многоквартирным домом обязуется оказывать услуги по управлению спорным МКД, обеспечивать оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в этом доме в соответствии с действующим законодательством.
Требования правил N 170, Минимального перечня N 290, Правил N 491 носят императивный характер и не предусматривают возможности отказа в устранении указанных нарушений при отсутствии соответствующего решения собрания собственников помещений дома.
Кроме того по Правилам N 170 такие недостатки в содержании общего имущества дома как местные отслоения штукатурки, окрасочного слоя в подъезде, должны устраняться по мере выявления в целях недопущения дальнейшего развития угрозы безопасности жизни и здоровью граждан. Все текущие, неотложные работы считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Доводы апеллянта о неисполнимости предписания ввиду исключения спорного МКД из реестра лицензий управляющей компании в 2021 году также отклоняется судебной коллегией, поскольку материалы дела не содержат сведений о том, что на момент проведения проверочных мероприятий и выдачи предписания, а также рассмотрения настоящего спора в арбитражном суде договор управления МКД от 06.04.2015 прекратил свое действие и спорный многоквартирный дом исключен из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
На основании выше установленного, апелляционная коллегия считает пункт 2 оспариваемого предписания инспекции законным, вынесенным в соответствии с полномочиями инспекции и на основании подтвержденных в ходе проверки фактов нарушения действующего законодательства со стороны управляющей компании.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 07.02.2022 по делу N А04-9576/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Амуржилсервис" Благовещенск" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 22.02.2022 N 61, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9576/2021
Истец: ООО "Амуржилсервис" Благовещенск"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Амурская области