6 апреля 2022 г. |
А43-32776/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Абиркина Валерия Викторовича (ИНН 526008063666, ОГРН 304526001600038) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.12.2021 по делу N А43-32776/2021, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Абиркина Валерия Викторовича о признании незаконным и отмене постановления Приволжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 01.10.2021 N АТН-11697.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Приволжским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - Управление) в ходе проведения рейдового мероприятия установлено, что индивидуальным предпринимателем Абиркиным Валерием Викторовичем, согласно путевому листу от 13.08.2021 б/н осуществлялась перевозка пассажиров по маршруту "г. Нижний Новгород - г. Иваново" транспортным средством СКАНИЯ L113CLBAA, государственный регистрационный знак Н040КЕ/152 без карты маршрута регулярных перевозок на право осуществления перевозок пассажиров по указанному маршруту.
Усмотрев в действиях Абиркина В.В. признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Управления 24.09.2021 составило в отношении него протокол об административном правонарушении N АТН-12410 и вынесло постановление от 01.10.2021 N АТН-12410 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 13.12.2021 постановление административного органа изменено в части назначения административного наказания, при этом размер назначенного штрафа уменьшен до 150 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Абиркин В.В., ссылаясь на нарушение норм материального права, указывает, что судом не дана оценка доводу о том, что субъектом вменяемого правонарушения он не является, поскольку согласно заключенному договору фрахтования транспортное средство передано Корневой Маргарите Юрьевне, фрахтователь самостоятельно осуществляет поиск заказов и пассажиров, фрахтовщик ответственности за эти действия не несет.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 4 статьи 11.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере 300 000 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту -Федеральный закон N 220-ФЗ) водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок является документом, содержащим сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Частью 10 статьи 4 Федерального закона N 220-ФЗ установлено в течение семи дней со дня включения межрегионального маршрута регулярных перевозок в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, которые обратились с заявлением об установлении межрегионального маршрута регулярных перевозок, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту регулярных перевозок и карты данного маршрута регулярных перевозок.
В силу положений части 1 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Частью 8 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта.
Вместе с указанными в части 1 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ).
Согласно частям 2 и 3 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута осуществляется в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона N 220-ФЗ.
Таким образом, карта маршрута является обязательным документом, подтверждающим законное право на осуществление перевозок по соответствующему маршруту, и только при ее наличии лицо имеет право использовать транспортное средство для осуществления регулярных перевозок пассажиров по определенному маршруту.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Управлением установлено, что водитель осуществлял перевозку пассажиров по межрегиональному маршруту регулярных перевозок пассажиров "г. Нижний Новгород - г. Иваново" на транспортом средстве марки СКАНИЯL113CLBAA, государственный регистрационный номер Н040КЕ/152 по путевому листу от 13.08.2021 б/н, выданному Абиркиным В.В. Живаеву С.В., в отсутствие карты маршрута регулярных перевозок.
Данный факт подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении от 24.09.2021 N АТН-12410 и Абиркиным В.В. не отрицается.
Довод предпринимателя об осуществлении спорной перевозки на основании договора фрахтования для заказной перевозки пассажиров и багажа, фрахтователем которого выступила Корнеева Маргарита Юрьевна, обоснованно отклонён судом первой инстанции.
В силу статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.
Определение вида перевозки (регулярные перевозки или перевозки по заказам) имеет существенное значение для квалификации совершенного предпринимателем деяния и решения вопроса о наличии в его действия события и состава административного правонарушения.
Правила осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа установлены главой 3 Закона N 259-ФЗ.
В соответствии со статьями 2 и 19 Закона N 259-ФЗ регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования и осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок, под которым понимается предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, определенные в установленном порядке.
В силу частей 1, 2, 3 статьи 20 Закона N 259-ФЗ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, к которому приравнивается кассовый чек с указанием в нем реквизитов билета (статья 20 Закона N 259-ФЗ), сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади, обязательные реквизиты которых устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
Согласно пункту 50 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозки пассажиров), продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.
Вопросы перевозки пассажиров и багажа по заказам регламентированы главой 4 Закона N 259-ФЗ. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется на основании заключенного в письменной форме договора фрахтования, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (статья 787 ГК РФ, статья 27 Закона N 259-ФЗ). При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу указанный договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа.
Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц (пункт 90 Правил перевозки пассажиров). Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 настоящих Правил (пункт 91 Правил перевозки пассажиров). В силу пункта 92 Правил перевозки пассажиров посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.
Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов (пункт 94 Правил перевозки пассажиров). Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью "Заказной" (пункт 95 Правил перевозки пассажиров).
Понятие "регулярность", используемое в законодательстве о пассажирских перевозках поставлено в зависимость не от того, внесен или не внесен маршрут в реестр маршрутов и не от количества выполняемых перевозчиком рейсов, а от характера правоотношений, возникающих в процессе такой деятельности. Целью заказной перевозки, осуществляемой по договору фрахтования, для фрахтовщика является предоставление фрахтователю в пользование всей, либо части вместимости транспортного средства за плату, а для фрахтователя - получение за плату всей, либо части вместимости транспортного средства. Услуги, оказываемые по такому договору, оплачиваются фрахтователем (заказчиком) фрахтовщику (перевозчику) за предоставление ему в пользование для перевозки всей, или части вместимости транспортного средства.
Таким образом, пассажиры, в интересах которых заказчик зафрахтовал транспортное средство, получая услугу перевозки, не являются сторонами договора фрахтования и не оплачивают перевозчику свой проезд, то есть не заключают с перевозчиком ни договор фрахтования, ни договор перевозки. Кроме того, перевозка по заказу подразумевает определение именно заказчиком маршрута следования транспортного средства.
В рамках публичного договора перевозки осуществляется оказание пассажиру платной услуги его перевозки по соответствующему маршруту от пункта отправления до пункта назначения. Оплата по данному договору взимается перевозчиком с пассажира за оказываемую им услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир, а заключение договора должно удостоверяться билетом. Отличительными признаками регулярных перевозок от заказных перевозок являются - наличие публичного договора, как основание перевозки, их систематичность, наличие расписания.
Ссылка предпринимателя на заказ-наряд от 13.08.2021, обоснованно отклонена судом первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в заказ-наряде от 13.08.2021, предъявленном водителем Живаевым С.В., указан маршрут: г Нижний Новгород - г.Иваново- г.Н.Новгород, промежуточных остановочных пунктов не указано. В самом заказ-наряде отсутствовали сведения о месте подачи транспортного средства, количество перевозимых пассажиров указано - 30, при этом приложен список из 26 человек по маршруту Н.Новгород-Ярославль-Н.Новгород. Из вышеизложенного следует, что указанный заказ-наряд оформлен формально.
Согласно заказ-наряду фрахтователем является Корнеева Маргарита Юрьевна. Однако в ходе проверки административного органа пассажир Савельев Д.С пояснили, что автобус не заказывал, с фрахтователем Корнеевой М.Ю. не знаком. 12.08.2021 он приобрели билет на сайте ресурса "Яндекс" до г.Иваново и получил его на личную электронную почту. Стоимость билета составила 814 руб. 13.08.2021, прибыв в место отправления автобуса, указанное на билете (г.Н.Новгород, пл. Революции, д.5), подъехал автобус СКАНИЯ гос. номер Н040КЕ 152 другие пассажиры, садящиеся в этот автобус подтвердили ему, что этот автобус едет до г. Иваново.
Указанные лица перед опросом предупреждались об ответственности по статье 17.9 КоАП РФ за дачу ложных показаний, в связи с чем у суда отсутствуют основания не доверять их письменным показаниям.
Вопреки доводам предпринимателя, свидетельские показания полны и не противоречивы, подтверждены материалами административного дела.
Кроме того, в ходе административного производства Управлением исследованы сайты Яндекс Путешествия https://travel.yandex.ru/buses и https://unitiki.com установлено, что сайты содержат расписания рейсов на продолжительное время, начальную и конечную остановки маршрута, цены на билеты.
Так же на сайте https://travel.yandex.ru/buses имелась личная страница перевозчика Абиркина В.В. с отзывами пассажиров о прошлых поездках и указано, что данный перевозчик регулярно осуществляет перевозки пассажиров по маршруту Н.Новгород-Иваново-Н.Новгород на автобусах марки Скания, а так же указана электронная почта для работы с обращениями: pla2712@ya.ru. Данная электронная почта указана Абиркиным В.В. в заявлении о переоформлении лицензии, поданное в адрес Управления 17.08.2021.
В результате исследования Управлением доказательств, учитывая используемые порядки оплаты проезда, определения маршрута и времени отправления, порядка посадки в транспортное средство, возможность заключения договора с каждым обратившемся пассажиром, в связи с чем Управление обоснованно пришло к выводу о том, что предъявленный водителем заказ-наряд от 13.08.2021 не подтверждает совершение Абиркиным В.В. перевозки пассажиров по заказу Корнеевой М.Ю.
В данном случае, оформляя заказ-наряд, Абиркин В.В. лишь создавал видимость осуществления заказной перевозки, тогда как фактически перевозка являлась регулярной. Дату, время и место отправления определяет перевозчик, и пассажир не может их изменить. Пассажир самостоятельно приобретает билет у перевозчика на установленный маршрут и осуществляет посадку в транспортное средство согласно расписанию, фрахтователь фактически не участвует в организации перевозки.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 11.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав и оценив обстоятельства совершенного предпринимателем правонарушения, степень его вины, вредных последствий, суд первой инстанции обоснованно уменьшил сумму административного штрафа по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 150 000 рублей.
Наличия допущенных при производстве по административному делу нарушений процессуальных требований, повлекших какие-либо негативные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности, вызвавших ущемление его прав и законных интересов, а также повлиявших на правильное установление обстоятельств дела, судом не установлено.
Имеющиеся в материалах дела документы, не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения предпринимателем административного правонарушения не свидетельствуют об их исключительности.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.12.2021 по делу N А43-32776/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Абиркина Валерия Викторовича оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-32776/2021
Истец: ИП Абиркин Валерий Викторович
Ответчик: Приволжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: ПРИВОЛЖСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА