г. Москва |
|
04 апреля 2022 г. |
Дело N А40-153821/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.В.Бекетовой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
ООО "Мехуборка Псков"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2021
по делу N А40-153821/21
по заявлению ООО "Мехуборка Псков"
к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации
третье лицо: ООО "Экопром"
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Новицкая Н.А. по дов. от 27.12.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Мехуборка Псков" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании недействительным решения об отказе в выдаче заключения от 17 мая 2021 г. N 25-29/13749.
Решением от 16.12.2021 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении требований заявителя в полном объеме. Суд посчитал, что оспариваемое решение соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с решением суда Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Минприроды в судебном заседании возражал по доводам апелляционной жалобы в полном объеме, поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя ответчика, считает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01 апреля 2021 года в соответствии с Приказом Минприроды России от 14.05.2019 г. N 303 ООО "Мехуборка Псков" обратилось с заявлением в Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области о включении объекта размещения твердых коммунальных отходов, введенного в эксплуатацию до 01 января 2019 г. и не имеющего документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.
08 апреля 2021 года письмом N СТ-09-932 Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области направил в Минприроды России материалы для получения заключения о возможности использования объекта размещения твердых коммунальных отходов Новоржевского района Псковского области до 01.01.2023 г.
17 мая 2021 года Минприроды России отказало в выдаче заключения, в связи с тем, что объект размещения ТКО, расположенный по адресу: Псковская область, Новоржевский район, д. Орша, в 500 м западнее д. Большая Пожня, не соответствует требованиям законодательства об отходах производства и потребления, так как введен в эксплуатацию 25 августа 2020 года, что подтверждается Письмом Минприроды России N 25-29/13749 от 17.05.2021 г.
Полагая, что указанное решение незаконно и нарушает права заявителя, последний обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья (преамбула).
В силу пункта 7 статьи 12 поименованного Федерального закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" срок перехода на новую систему обращения с ТКО продлен.
Согласно пункту 2.1 статьи 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" до 1 января 2023 г. запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 этого федерального закона, также не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 данной статьи.
Пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что до 1 января 2023 г. объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного названным пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в этом пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 г. и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок формирования и изменения Перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного пунктом 8 статьи 29.1 Закона об отходах, утвержден приказом Минприроды России от 14.05.2019 N 303 (далее - Порядок формирования).
Пунктом 5 Порядка формирования установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются правообладателями земельного участка, на котором расположен объект, и которые планируют осуществлять деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объекте (далее - заявитель), направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о включении объекта в перечень. В случае, если объект расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и пользователь земельного участка не определен, в качестве заявителя выступает орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен объект.
В случае наличия потребности субъекта Российской Федерации в объекте размещения твердых коммунальных отходов, определенной на основании территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет материалы заявителя в Минприроды России на заключение о возможности использования объекта для размещения твердых коммунальных отходов письмом, подписанным руководителем (заместителем руководителя) указанного органа (пункт 10 Порядка формирования).
В соответствии с пунктом 7 Порядка формирования к заявлению о включении объекта в перечень заявитель прилагает в том числе документ, подтверждающий ввод объекта в эксплуатацию (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления, подтверждающий ввод объекта в эксплуатацию).
Как установлено судом, в заявлении о включении в Перечень Объекта, расположенного по адресу: Псковская область, Новоржевский район, примерно в 500 метрах западнее д. Большая Пожня указано, что в качестве документа, подтверждающего ввод в эксплуатацию Объекта, было представлено распоряжение Администрации Новоржевского района от 17.09.2018 N 336-пр "О предоставлении земельного участка в аренду для содержания и обслуживания городской свалки МП "Энергоресурс" (далее - Распоряжение от 19.09.2018 N336-пр).
Поскольку Распоряжение от 19.09.2018 N 336-пр не содержит информации об Объекте размещения твердых коммунальных отходов, сроках его эксплуатации для целей размещения твердых коммунальных отходов, оно не является документом, подтверждающим ввод Объекта в эксплуатацию.
При этом земельный участок, на котором размещена свалка, был предоставлен в аренду Обществу 10.06.2019, документов, свидетельствующих о размещении отходов на свалке до 2019 года, не имеется (письмо Северо-западного управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 09.12.2019 N 07-10/14098).
Из представленных в Минприроды России материалов, единственным достоверным документом, подтверждающим ввод в эксплуатацию, является акт ввода в эксплуатацию пункта охраны Объекта от 25.08.2020.
Ссылки заявителя на письма Минприроды России от 17 октября 2019 г. N 08-25-53/25389 "О разъяснении положений пункта 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 мая 2019 г. N 303" и от 3 сентября 2020 г. N 08-25-53/22808 "Об уточнении информации" отклоняются, поскольку указанные письма не являются нормативно-правовыми актами, и рассматриваемые в них обстоятельства отличаются от обстоятельств, установленных в настоящем деле.
Согласно разъяснениям Минприроды России акт органа местного самоуправления, подтверждающий ввод объекта в эксплуатацию до 01.01.2019 г., должен содержать информацию об объекте размещения бытовых отходов, сроках эксплуатации объекта.
Как уже отмечено выше, Распоряжение от 19.09.2018 N 336-пр не отвечает указанным требованиям.
Таким образом, суд пришел к верному вводу, что поскольку Объекты размещения отходов, введенные в эксплуатацию в 2020 году, в силу требований пункта 7 статьи 12 Закона об отходах могут использоваться только после их включения в ГРОРО, Минприроды России правомерно отказало в выдаче Заключения о возможности включения Псковской свалки в Перечень.
Изложенное свидетельствует о законности оспариваемого заявителем решения Минприроды.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьей 13 ГК РФ и частью 1 статьи 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2021 по делу N А40-153821/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-153821/2021
Истец: ООО "МЕХУБОРКА ПСКОВ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ООО " ЭКОПРОМ"