г. Хабаровск |
|
06 апреля 2022 г. |
А04-5028/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Брагиной Т.Г., Воронцова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании: в отсутствие представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Амурской области
на решение от 23.12.2021
по делу N А04-5028/2021
Арбитражного суда Амурской области
по иску Министерства сельского хозяйства Амурской области (ОГРН 1072801009071, ИНН 2801123689, адрес: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Шевченко, д. 24)
к обществу с ограниченной ответственностью "Практичи" (ОГРН 1152801008590, ИНН 2801212392, адрес: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 30/4, кв. 32)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Агро-Диал" (ОГРН 1152801010196, ИНН 2801213879, адрес: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Б. Хмельницкого, д. 31, оф. 26); акционерное общество "Амурсельхозхимия" (ОГРН 1022840507095, ИНН 2801021077, адрес: 675016, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Калинина, д. 107, оф. 208)
о взыскании 420 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Амурской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области исковыми с требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Практичи" (далее - ООО "Практичи", ответчик) о взыскании 420 000 руб. - частичный возврат субсидии на государственную поддержку масличных культур, переданной в соответствии с условиями соглашения N 10- 2020-03896 от 26.08.2020, в связи с не достижением значения показателя результативности субсидии.
До рассмотрения спора к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью "Агро-Диал", акционерное общество "Амурсельхозхимия" (далее - ООО "Агро-Диал", АО "Амурсельхозхимия", третьи лица).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 23.12.2021 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Приводит доводы о том, что ООО "Практичи" не представлены в материалы дела:
- платежные поручения, подтверждающие оплату товара в рамках контракта от 20.11.2020 N HLHH-399-2019-F02 между ООО "Практичи" и Торгово-экономической компанией "Шунсинг",
- фитосанитарные сертификаты на товар и оформленные таможенные декларацию при перемещении товара через границу,
- акты, подтверждающие фактическое количество поставленного товар;
- платежные поручения, подтверждающие факт оплаты поставленного товара.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022 апелляционная жалоба принята к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 31.03.2022 в 09 часов 00 минут, информация об этом размещена публично на сайте арбитражного суда в сети Интернет.
ООО "Практичи" в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны, извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с региональным проектом "Экспорт продукции агропромышленного комплекса", федеральным проектом "Экспорт продукции агропромышленного комплекса", входящим в состав национального проекта "Международная кооперация и экспорт", постановлением Правительства Амурской области от 25.06.2020 N 415 утверждены правила предоставления субсидии на государственную поддержку производства масличных культур (далее - Правила N 415).
В правилах дано понятие масличных культур - это соевые бобы, семена рапса, подсолнечника.
Пунктами 1.2 и 1.3 Правил N 415 предусмотрено, что субсидия предоставляется в целях стимулирования увеличения производства масличных культур.
ООО "Практичи" обратилось в Министерство с заявлением от 30.07.2020 о предоставлении субсидии.
26.08.2020 между Министерством (предоставитель) и ООО "Практичи" (получатель) заключено соглашение N 10-2020-03896 о предоставлении из федерального бюджет субсидии.
Предметом соглашения является предоставление из бюджета Амурской области в 2020 году субсидии в целях возмещения части затрат получателя, связанных с производством масличных культур; в целях реализации получателем федерального проекта "Экспорт продукции АПК" (раздел 1 соглашения).
Субсидия предоставляется в 2020 году в сумме 6 420 000 руб. по коду БК 913 0405 01 1 Т2 52590 811 (пункт 2.1 соглашения).
Пунктом 4.1 соглашения установлено, что предоставитель обязуется: устанавливать показатели результативности в приложении N 2 к соглашению (пункт 4.1.4), осуществлять оценку достижения получателем показателей результативности, установленного министерством в соответствии с пунктом 4.1.4 настоящего соглашения на основании отчета о достижении значения показателя по форме, установленной в приложении N 3 к настоящему соглашению, представленного в соответствии с пунктом 4.3.3 настоящего соглашения (пункт 4.1.5); осуществлять контроль за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим соглашением (пункт 4.1.6).
В случае недостижения получателем значений показателей результативности, установленных министерством в соответствии с пунктом 4.1.4 соглашения, предоставитель обязуется применять штрафные санкции, рассчитываемые по формуле, установленной в приложении N 4 к соглашению, с обязательным уведомлением получателя в течение 15 рабочих дней с даты принятия указанного решения (пункт 4.1.8 соглашения).
На счет общества перечислена субсидия в сумме 6 420 000 руб.
В соответствии с отчетом ООО "Практичи" о достижении значений показателей результативности по состоянию за 2020 год, Министерство пришло к выводу о том, что достигнутое значение показателя результативности составило 2 000 тонн при плановом значении 2 140 тонн, т.е. получателем субсидии не достигнуто плановое значение показателя установленного соглашением.
Министерством осуществлена оценка достижения показателя результативности: "объем реализованных и (или) отгруженных на собственную переработку масличных культур" и выявлено недостижение показателя. Объем субсидии, подлежащий возврату в областной бюджет, рассчитан Министерством в соответствии с Правилами N 415 и составил 420 000 руб.
В досудебном порядке указанное требование не исполнено, что послужило основанием для обращения Министерства с иском в арбитражный суд.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, отзыве на нее, заслушав представителя ответчика в судебном заседании и изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс, БК РФ) предусмотрено, что настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в частности, финансовую поддержку таких субъектов и организаций (часть 1).
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) (часть 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий (часть 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам (далее - субсидии) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что субсидии предоставляются, в том числе из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных статьей 78 БК РФ субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, предусмотренные статьей 78 БК РФ субсидии предоставляются юридическим лицам в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 Правил N 415 источником финансового обеспечения субсидии являются средства федерального и областного бюджетов, субсидия предоставляется на государственную поддержку стимулирования увеличения производства масличных культур. Под масличными культурами понимаются соевые бобы, семена рапса, подсолнечника.
Согласно пунктам 1.2, 1.3 правил N 415 субсидия предоставляется главным распорядителем средств областного бюджета - министерством сельского хозяйства Амурской области сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), а также организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку масличных культур и (или) их реализацию, осуществляющим свою деятельность на территории Амурской области, в рамках реализации регионального проекта "Экспорт продукции агропромышленного комплекса", федерального проекта "Экспорт продукции агропромышленного комплекса", входящего в состав национального проекта "Международная кооперация и экспорт", на возмещение части затрат на производство масличных культур в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на цели, предусмотренные настоящими Правилами.
Согласно пункту 5.3 Правил N 415 основанием для освобождения получателя от применения меры ответственности в случае недостижения им результата предоставления субсидии и значения показателя результативности, установленного в соглашении, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
Получатель, не достигший результата предоставления субсидии и значения показателя результативности, установленного соглашением, не позднее 10 календарных дней со дня окончания срока представления отчетности о достижении им результата предоставления субсидии и значения показателя результативности представляет в министерство документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению результата предоставления субсидии и значения показателя результативности.
Порядок и сроки рассмотрения документов, представленных получателем, устанавливаются Министерством.
Решение Министерства об освобождении получателя от применения меры ответственности в случае недостижения им результата предоставления субсидии и значения показателя результативности, установленного в соглашении, принимается в форме приказа в течение 15 рабочих дней со дня окончания срока рассмотрения документов, представленных получателем.
Руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции исходил из того, что законодатель возможность возврата субсидий в бюджет ставит в зависимость от нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, нецелевого использования субсидии либо ее неиспользования в установленные сроки. При определении наличия оснований для возврата субсидии учитываются в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В спорном случае, выводы Министерства о не достижении получателем субсидии показателя результативности: "объем реализованных и (или) отгруженных на собственную переработку масличных культур" основаны на представленным обществом отчете о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства за 2020 год.
В последующем, при выявлении допущенной ошибки при предоставлении отчетности, общество направило Министерству уточненную отчетность за 2020 год, содержатся в ней сведения о достигнутом значении показателя на отчетную дату 2,727236 тыс. тонн при плановом 2,14 тыс. тонн, свидетельствуют о достижении плановых показаний, при которых считается соблюденным условие соглашения о субсидии.
Суд первой инстанции дал оценку обстоятельствам передачи отчетности через общедоступный ящик приема корреспонденции, в связи с введенными ковидными ограничениями.
Достоверность приведенных в отёчности показателей подтверждена представленными доказательствами о подготовке к севу семян, сбора урожая и реализации собранной продукции, которые в порядке статьи 71 АПК РФ оценены судом, а именно, заключенными ООО "Практичи" (покупатель) и ООО "Агро-Диал" (поставщик) договорами купли-продажи:
- от 18.03.2020 о приобретении семян сои сорта "Сиг", категория (РС-1), УПД N 33 от 18.04.2020,N 34 от 25.04.2020, N 36 от 26.04.2020, N 39 от 29.04.2020;
- от 23.03.2020 о приобретении семян сои сорта "Лидия", категории (РС-1, РС-3), УПД N 39/3 от 29.04.2020, N 43 от 07.05.2020, N 47 от 10.05.2020, N 55 от 07.06.2020, N 56 от 10.06.2020, N 61 от 16.06.2020, N 61/1 от 15.06.2020;
- от 06.05.2020 о приобретении семян сои сорта "Лидия", категории (РС-3), УПД N 39/1 от 29.04.2020, N 61/2 от 16.06.2020, N 66 от 06.07.2020;
- счетами N 38 от 27.03.2020, платежным поручением N 17 от 14.04.2020, сертификатами соответствия на репродукционные семена на семенные цели (РС) ДС NN 193067 и ДС N 193068, протоколом испытаний N 92 от 13.03.2020, счетом N 59 от 08.04.2020, УПД N 68 от 18.05.2020, паспортами-сертификатами N 142 и 143 от 14.04.2020, N 158 от 23.04.2020;
- договором N 30 от 18.02.2020 на поставку средств химизации сельского хозяйства с ООО "Амурсельхозхимия" (поставщик), с дополнительными соглашениями N 1 и N 2 на поставкку аммофоса 12 %, счетом N 59 от 08.04.2020, УПД N 68 от 18.05.2020, паспортами-сертификатами N 142 и 143 от 14.04.2020, N 158 от 23.04.2020, платежным поручением N 13 от 10.04.2020.
Факт реализации собранной ООО "Практичи" (поставщик) сои урожая 2020 года подтверждается представленными договорами поставки:
- договор поставки от 16.06.2020, заключенным с ООО "Соя АНК" (покупатель), УПД N 5 от 02.11.2020, N 6 от 07.11.2020, N 7 от 15.11.2020, N 8 от 17.11.2020, N 9 от 20.11.2020, N 10 от 21.11.2020, N 11 от 24.11.2020, N 12 от 30.11.2020, N 13 от 02.12.2020, N 14 от 05.12.2020, N 15 от 09.12.2020, N 16 от 14.12.2020 на реализацию 667,086 тонн сои,
- контракт N HLHH-399-2019-A02 от 20.11.2020, заключенным ООО "Практичи" (поставщик) с Торгово-экономической компанией г. Хэйхэ "Шунсинг" КНР (покупатель), железнодорожными накладными N 104893, N 241828, N 290499, N 524615, N 634544, N 775690, о передаче к перевозке 1 646, 800 тонн сои;
- договор N 445/БЛГ от 01.12.2020 между ООО "Практичи" (заказчик) и ООО "Карго Линк" (исполнитель) на оказание услуг логистических услуг (операций) для организации транспортно-экспедиторского обслуживания, терминальной обработки грузов заказчика;
- оформленными фитосанитарными сертификатами, выданными на вывоз растительной продукции (сои) в КНР в рамках мероприятий по фитосанитарному контролю продукции при перемещении сои через границу Российской Федерации.
Общее количество реализованной сои 2 313,886 тонн превышает плановые задания 2 114 тонн, установленное при заключении соглашения о субсидии.
Нецелевое использование субсидии Министерством не доказано.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, опровергаются материалами дела, по своей сути выражают несогласие с данной судом оценкой доказательств.
Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
На основании вышеперечисленных обстоятельств, решение судом первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, что исключает удовлетворение апелляционной жалобы.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
От уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы заявитель освобожден в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.12.2021 по делу N А04-5028/2021 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5028/2021
Истец: Министерство сельского хозяйства Амурской области
Ответчик: ООО "ПРАКТИЧИ"
Третье лицо: АО "Амурсельхозхимия", ООО "Агро-Диал"