город Омск |
|
05 апреля 2022 г. |
Дело N А81-7429/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-859/2022) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2021 по делу N А81-7429/2021 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению Щеглова Валерия Николаевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1048900005890, ИНН 8901014300, адрес: 629001, город Салехард, улица Губкина, дом 6, корпус "А"), при участии в деле третьего лица - ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Автоир плюс" Гура Ирины Геннадьевны, об оспаривании решения о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Автоир плюс" и внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц 21.04.2021,
при участии в судебном заседании представителя от Щеглова Валерия Николаевича - Лосева Яна Витальевна (по доверенности от 28.10.2021 сроком действия 5 лет);
УСТАНОВИЛ:
Щеглов Валерий Николаевич (далее - заявитель, Щеглов В.Н.) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС России N 1 по ЯНАО, инспекция, регистрирующий орган) об оспаривании решения о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Автоир Плюс" (ИНН 8902015088) (далее - ООО "Автоир плюс", общество) и внесении 21.04.2021 соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) N2218900036881.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "Автоир плюс" - Гура Ирина Геннадьевна (учредитель, Гура И.Н., ликвидатор).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2021 по делу N А81-7429/2021 заявленные требования удовлетворены, решение инспекции о ликвидации ООО "Автоир плюс" и внесение 21.04.2021 соответствующей записи N 2218900036881 в ЕГРЮЛ признано недействительными. Суд обязал инспекцию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Щеглова В.Н. путем внесения в ЕГРЮЛ сведений об ООО "Автоир плюс" как о действующем юридическом лице.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что у регистрирующего органа отсутствует обязанность по розыску кредиторов и иных заинтересованных лиц исключаемого юридического лица, а также отсутствует обязанность информировать кредиторов и заинтересованных лиц иным способом о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, кроме как в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), в виде публикации решения о предстоящем исключении в журнале "Вестник государственной регистрации". Заявитель имел возможность в течение трех месяцев с даты публикации решения о предстоящем исключении ООО "Автоир плюс" обратиться в регистрирующий орган с заявлением об отмене решения о предстоящем исключении юридического лица.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу Щеглов В.Н. просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Щеглова В.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, единственным участником ООО "Автоир плюс" принято решение о ликвидации общества. Сообщение о принятии решения о ликвидации опубликовано ликвидатором в журнале "Вестник государственной регистрации" 20.01.2021 N 2 (821) 2021, в котором сообщается, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: ЯНАО, г. Лабытнанги, ул. Геологов, д. 13, кв. 12, тел. 8904475****.
21.07.2020 инспекцией в отношении общества внесена запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры добровольной ликвидации юридического лица по решению учредителей, государственный регистрационный номер записи 2208900086591, на основании представленного ликвидатором общества Гура Ириной Геннадьевной уведомления о ликвидации юридического лица по форме N Р15001 (вх. N 3288А) и принятого единственным учредителем общества решения о ликвидации.
14.04.2021 в электронном виде через официальный сайт ФНС России ликвидатором общества Гура И.Г. представлено заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица по форме N Р15016 (вх. N 2226А), в связи с завершением процедуры ликвидации юридического лица общества, подписанное электронной цифровой подписью заявителя.
В связи с отсутствием задолженности по налогам и сборам у общества, соблюдения обществом порядка публикации сообщения о ликвидации и уведомления кредиторов, а также отсутствием основания для отказа в государственной регистрации, регистрирующим органом 21.04.2021 принято решение N 2226А о государственной регистрации ликвидации юридического лица общества и внесена запись в ЕГРЮЛ о ликвидации за номером 2218900036881.
Не согласившись с решением регистрирующего органа от 21.04.2021 N 2226А о государственной регистрации ликвидации юридического лица ООО "Автоир плюс" Щеглов В.Н. обратился в суд с соответствующим заявлением.
01.12.2021 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Порядок ликвидации юридических лиц определен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу части 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Сроки и порядок ликвидации юридического лица установлены статьей 63 ГК РФ, в соответствии с которой ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации (далее - СМИ), в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Согласно части 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В силу части 5 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
Согласно части 6 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Таким образом, из изложенных норм права следует, что после истечения срока предъявления требований кредиторов, независимо от того заявлялись такие требования или нет, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица; после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
При добровольной ликвидации обязанность по выявлению кредиторов лежит на должнике, который должен в соответствии со статьей 63 ГК РФ принять все возможные меры по выявлению кредиторской задолженности в целях своевременного заявления этих требований к должнику.
В том случае, если при ликвидации юридического лица нарушены права кредиторов, в частности, они не уведомлены о ликвидации либо их требования к должнику не учтены, такая ликвидация является незаконной.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении единого государственного реестра регулируются Законом N 129-ФЗ.
Согласно статье 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Как следует из пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, поскольку согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 22 Закона N 129-ФЗ документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В силу пунктов "а", "б" статьи 23 Закона N 129-ФЗ основанием для отказа в регистрации юридического лица является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Вместе с тем на государственную регистрацию в связи с ликвидацией ООО "Автоир плюс" в регистрирующий орган представлен ликвидационный баланс названного общества, который не отражает действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.05.2016 по делу N А46-15870/2015, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016, постановлено взыскать с ООО "Автоир плюс" в пользу индивидуального предпринимателя Щеглова В.Н. 3 221 282 руб. 30 коп., из которых: задолженность за перевозку в сумме 1 200 000 руб., неустойка в сумме 139 700 руб., дальнейшее начисление неустойки произведено на сумму долга, исходя из 0,1% в день по день фактического исполнения обязательства по оплате, штраф за сверхнормативный простой судна в сумме 1 304 000 руб., убытки в сумме 577 582 руб. 30 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 32 335 руб.
Арбитражным судом Омской области на основании указанных судебных актов выдан исполнительный лист серии ФС N 010955941 от 26.09.2016 о взыскании с общества 3 221 282 руб. 30 коп. долга, а также 32 335 руб. государственной пошлины.
По заявлению взыскателя Отделом судебных приставов по городу Лабытнанги УФССП по ЯНАО было возбуждено исполнительное производство N 21245/16/89003-ИП от 15.11.2016. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.11.2018 исполнительное производство окончено на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в связи с отсутствием имущества у должника), исполнительный лист возвращен взыскателю.
На основании статьи 46 названного Федерального закона взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительный документ.
В соответствии с данной нормой Щеглов Валерий Николаевич 09.06.2020 повторно предъявил исполнительный лист, одновременно сообщив об утрате взыскателем статуса индивидуального предпринимателя и смене своего адреса регистрации.
Отделом судебных приставов по городу Лабытнанги УФССП по ЯНАО возбуждено исполнительное производство от 17.06.2020 N 28418/20/89003-ИП. Задолженность не погашена в полном объеме.
Соответственно, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали законные основания для внесения в ЕГРЮЛ сведений об обществе в связи с его ликвидацией, что, в свою очередь, влечет признание соответствующего решения и регистрационной записи о ликвидации недействительной.
Вопреки доводам инспекции, сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в рассматриваемой ситуации не идет речь об установлении вины регистрирующего органа при вынесении такого решения, поскольку действующим законодательством, действительно, не предусмотрена обязанность регистрирующего органа проверять достоверность сведений в документах, представленных на государственную регистрацию.
Так, в силу соответствующих положений Закона N 129-ФЗ ответственность за достоверность сведений несет лицо, представляющее данные сведения.
Вместе с тем формальное представление ликвидатором в регистрирующий орган полного пакета документов, предусмотренного статьей 21 Закона N 129-ФЗ, не может служить доказательством подтверждения законности процедуры ликвидации общества.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия полагает, что судом первой инстанции принято правомерное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку регистрирующий орган при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платил и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2021 по делу N А81-7429/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-7429/2021
Истец: ИП Щеглов Валерий Николаевич
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу
Третье лицо: ООО ликвидатор "Автоир плюс" - Гура Ирина Геннадьевна, Арбитражный суд Омской области, Восьмой арбитражный апелляционный суд