г. Пермь |
|
05 апреля 2022 г. |
Дело N А71-1394/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 апреля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Гуляковой Г.Н., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии:
от ответчика: Захаров М.А. - представитель по доверенности от 24.12.2021, диплом, паспорт,
от третьих лиц: от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: Самсонов Н.В. - представитель по доверенности от 27.12.2021, диплом, паспорт,
от Генеральной прокуратуры Российской Федерации: Корякина В.Г. - поручение, по доверенности от 29.10.2021, по доверенности от 12.03.2021,
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы третьих лиц Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Удмуртской Республики, и ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 августа 2021 года по делу N А71-1394/2021
по иску Сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) "Лесагурт" (ОГРН 1021800675049, ИНН 1807000949)
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ОГРН 1021801656854, ИНН 1835016228)
третьи лица: Министерство финансов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162866, ИНН 1831041689), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1067760630684, ИНН 7708075454), Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики (ОГРН 1021801506000, ИНН 1833005340), Генеральная прокуратура Российской Федерации (ОГРН 1037739514196, ИНН 7710146102)
о взыскании 7 157 815 руб. 35 коп. убытков,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) "Лесагурт" обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики с иском о взыскании 7 157 815 руб. 35 коп. убытков, образовавшихся в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Удмуртской Республики, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики, Генеральная Прокуратура Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.08.2021 (резолютивная часть решения объявлена 10.08.2021) с Удмуртской Республики в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) "Лесагурт" взыскано 7 157 815 руб. 35 коп. убытков; в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 58 789 руб. 08 коп.
Не согласившись с судебным актом, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики подало апелляционную жалобу.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что суд неправильно применил нормы материального права (статья 5 Бюджетного кодекса РФ, статья 4 Гражданского кодекса РФ, статьи 54, 57 Конституции РФ), указав, что Министерство при предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий должно руководствоваться правилами, которые на тот момент являлись недействительными; истец не доказал факт наступления неблагоприятных для него последствий в виде снижения выручки, показателей производственной деятельности; истец не учитывает пункт 13.3 Положения, согласно которому распределение субсидии осуществляется пропорционально суммам субсидий, указанным заявителями в справках-расчетах субсидии; ответчиком было доказано, что средства бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Законом Удмуртской Республики о бюджете для предоставления субсидий на технику были распределены в полном объеме между получателями субсидий.
Не согласившись с судебным актом, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации также обратилось с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе третье лицо приводит доводы о том, что судом не установлены все обстоятельства дела, не дана правовая оценка выбранному истцом способу правовой защиты, поскольку решение Минсельхозпрода Удмуртской Республики о предоставлении субсидий является самостоятельным ненормативным актом, который в установленном законом порядке не оспорен, а, следовательно, отсутствуют виновные действия со стороны Минсельхозпрода Удмуртской Республики; судом неверно истолкованы и применены положения статьи 4 Гражданского кодекса РФ и статьи 5 Бюджетного кодекса РФ, а также положения Конституции РФ (статьи 54 и 57), не принято во внимание, что акты гражданского и бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а также применены по аналогии положения Конституции Российской Федерации, которые не применимы к рассматриваемым отношениям; судом допущено неверное толкование и применение статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса РФ в то время как наличие убытков, понесенных истцом, материалами дела и фактическими обстоятельствами не подтверждается, а также статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой выплата субсидии не может быть поставлена в обязанность Минсельхозпроду Удмуртской Республики; судом применен закон, не подлежащий применению (Положение о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденное Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 120 от 23 марта 2015 г. в редакции от 15 мая 2017 г. и Положение о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике, утвержденное Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 185 от 4 мая 2016 г. в редакции 17 сентября 2017 г.); вынесенный судебный акт прямо противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации (пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 2019 г.), согласно которой природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанности, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств; отмечает, что в рассматриваемом случае истец претендовал на получение стимулирующей субсидии. Считает, что суд неверно квалифицировал требования истца как убытки; субсидия не является результатом какой-либо экономической деятельности истца, а компенсация части затрат не может приравниваться к получению дохода; как следствие, финансовые последствия, связанные с неполучением субсидий, не могут квалифицироваться как ущерб в виде упущенной выгоды; неверно применено и истолковано апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13. Верховный Суд РФ в апелляционном определении прямо указал: "само по себе изменение условий предоставления субсидий не может рассматриваться как нарушение прав сельскохозяйственных товаропроизводителей"; не разрешен вопрос об остатках бюджетных ассигнований на соответствующий год.
Истец и Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики с жалобами не согласны по основаниям, изложенным в письменных отзывах на апелляционные жалобы. Решение суда считают законным и обоснованным, просят оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Генеральная прокуратура Российской Федерации по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики удовлетворить, решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Министерство финансов Удмуртской Республики также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Министерство финансов Удмуртской Республики считает, что выводы Арбитражного суда Удмуртской Республики не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. По мнению Министерства финансов, судом первой инстанции фактически снято временное ограничение для предоставления субсидий на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса в рамках недействующей редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса". В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что исполнение обязательств по предоставлению субсидий в 2018 году в рамках Постановления N 120 ограничено соответствующим финансовым годом и объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели на 2018 год. Указанные обязательства по предоставлению субсидий в рамках соответствующих финансовых лет исполнены аналогичным способом. Полагает, применение к истцу Положения о предоставлении субсидий на технику в недействующей редакции является неправомерным и необоснованным.
Определением от 17.11.2021 производство по апелляционным жалобам было приостановлено до получения результатов рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационных жалоб по делу N А71-13742/2020 (N 309-ЭС21-18136).
Определением судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.02.2022 N 309-ЭС21-18136 судебные акты по делу N А71-13742/2020 отменены, в иске индивидуальному предпринимателю Белозеровой Г.В. отказано.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд определением от 11.02.2022 назначил судебное заседание на 04.04.2021 для решения вопроса о возобновлении производства по делу N А71-1394/2021 и рассмотрения апелляционных жалоб на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 августа 2021 года по данному делу.
В судебном заседании 04.04.2022 представители лиц, участвующих в деле, возражения против возобновления производства по делу не заявили.
Поскольку обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления производства, устранены, суд апелляционной инстанции производство по делу возобновил.
Участвовавший в судебном заседании 04.04.2022 представитель ответчика доводы своей апелляционной жалобы поддерживает в полном объёме, просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить.
Представитель Министерства сельского хозяйства Российской Федерации доводы своей апелляционной жалобы поддерживает в полном объёме, просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить.
Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации поддерживает доводы апелляционных жалоб, просит апелляционные жалобы удовлетворить, решение отменить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, при этом от Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с подпрограммой "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2013 года N 102 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 04.05.2016 N 185 утверждено "Положение о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике" (далее - Положение N 185).
Пунктом 3 Положения установлено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на цели, указанные в пункте 1 настоящего Положения, лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Субсидии предоставляются следующим субъектам:
1) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции, при условии, что в доходе заявителя от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год;
2) крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции) в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", при условии, что в доходе заявителя от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год (п. 4 Положения).
Согласно пункту 8 Положения (в редакции от 17.07.2017) субсидии при увеличении на первое число месяца, в котором заявитель обратился за субсидией, численности поголовья коров не менее чем на 25 процентов относительно количества скотомест в животноводческом здании по сравнению с численностью поголовья коров, имевшихся у заявителя на 1 января года, в котором животноводческое здание введено в эксплуатацию, предоставляются по следующим ставкам:
1) при реконструкции - 25000 рублей на 1 скотоместо, но не более понесенных затрат на 1 скотоместо;
2) при строительстве - 50000 рублей на 1 скотоместо, но не более понесенных затрат на 1 скотоместо.
Субсидия на животноводческое здание предоставляется один раз (пункт 12 Положения в редакции от 17.07.2017).
Исходя из указанных условий предоставления субсидии и рассчитывая на ее получение в указанном размере, сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) "Лесагурт" (истец) произвел строительно-монтажные работы коровника на 200 голов с привязным содержанием по адресу: Удмуртская Республика, Дебесский район, д. Лесогурт, ул. Заречная, д. 31б.
31 мая 2018 года указанный объект введен в эксплуатацию (л.д. 52-53).
Истец, являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем Удмуртской Республики и считая, что указанные обстоятельства подходят под условия предоставления субсидии, обратился к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ответчик) с заявкой о предоставлении субсидии (заявка от 20.03.2019 - л.д. 29, том 1).
На момент обращения истца с данной заявкой Положение о субсидии действовало в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 11.09.2018 N 378, подпунктом 2 пункта 9 которого предусмотрено, что субсидия при реконструкции предоставляется в размере 30 процентов от фактически понесенных затрат на реконструкцию животноводческого здания, но не более 13 тысяч рублей за единицу мощности животноводческого здания - на 1 голову.
По результатам рассмотрения заявки между сторонами (истцом и ответчиком) заключен договор о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике N 34 от 09.04.2019, в соответствии с которым из бюджета Удмуртской Республики в 2019 году истцу предоставляется субсидия в целях возмещения части затрат на строительство животноводческого здания молочного направления, построенное подрядным способом на 200 голов, введенного в эксплуатацию 31 мая 2018 года (л.д. 30-32, том 1).
Согласно п. 2.1 договора субсидия предоставляется в размере 3 368 761 руб. 55 коп.
Платежным поручением N 34879 от 11.04.2019 истцу перечислены денежные средства в размере 3 368 761 руб. 55 коп. (л.д. 37, том 1).
По расчету истца размер субсидии составляет 10 000 000 руб., исходя из пункта 8 Положения в редакции от 17.07.2017, поскольку строительство объекта завершено в мае 2018 году (акт ввода в эксплуатацию от 31.05.2018), следовательно, должны применяться правила, установленные Положением в редакции от 17.07.2017, в то время как Постановление Правительства Удмуртской Республики от 11.09.2018 N 378 вступило в законную силу с 11 сентября 2018 года.
Ссылаясь на то, что при расчете субсидии ответчик неправомерно применил Положение о субсидии в редакции от 11 сентября 2018 года, при том, что внесенные им в Положение изменения должны применяться к правоотношениям, возникшим после 11.09.2018, указывая на наличие убытков в виде недополученной субсидии, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 6 631 238 руб. 45 коп. убытков (10 000 000 руб. - 3 368 761 руб. 55 коп.).
Кроме того, в соответствии с государственной программой Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2013 года N 102 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 утверждено "Положение о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса" (далее - Положение N 120).
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ответчик) как главный распорядитель бюджетных средств, осуществляет предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики".
В соответствии с пунктом 1 указанного Положения (в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2017 N 185) оно определяет условия и порядок предоставления субсидии в том числе (подпункт 1) на возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовому году и/или до 15 апреля текущего финансового года (далее - субсидия на технику).
Согласно пункту 4 Положения субсидии на технику и субсидии по лизингу предоставляются на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования при условии ее производства в Российской Федерации или в странах единой таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 5 Положения субсидии предоставляются, в частности, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным (поставленным на учет) на территории Удмуртской Республики и осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год (подпункт 1).
Пунктом 7 Положения также предусмотрено, что субсидия предоставляется, если техника и (или) оборудование на момент их приобретения не были в употреблении (эксплуатации), а с момента их производства (выпуска) и до даты приобретения прошло более трех лет.
В соответствии с пунктом 10 Положения субсидия на технику и субсидия по лизингу предоставляются на следующие виды техники и оборудования: 1) оборудование для первичной обработки, доения, охлаждения и транспортирования молока; 2) машины и оборудование для ухода за животными, и (или) очистки животноводческих помещений, и (или) подготовки навоза к использованию; 3) пресс-подборщики, и (или) упаковщики тюков (рулонов), и (или) грабли тракторные, и (или) ворошилки (вспушиватели), и (или) прицепы и полуприцепы самозагружающиеся (саморазгружающиеся) для сельского хозяйства; 4) сеялки, посевные комплексы; 5) зерноуборочные комбайны, адаптеры к ним; 6) кормоуборочные комбайны, адаптеры к ним; 7) тракторы сельскохозяйственные мощностью от 150 лошадиных сил и выше; 8) косилки самоходные; 9) косилки-плющилки; 10) машины для уборки наземных овощей; 11) теплогенераторы; 12) машины для обработки почвы; 13) машины, механизмы и оборудование для подработки, транспортировки зерна, комплексы и оборудование для сушки зерна; 14) машины и оборудование для приготовления и подготовки кормов к скармливанию.
Пунктом 11 Положения предусмотрено, что субсидия по лизингу предоставляется в размере 100 процентов затрат по оплате первоначального (первого) лизингового (сублизингового) платежа, но не более 30 процентов от общей суммы лизинговых (сублизинговых) платежей, предусмотренных договором лизинга (сублизинга), и не более максимального размера субсидии, указанного в пункте 13.1 настоящего Положения.
Для целей настоящего Положения под первоначальным (первым) лизинговым (сублизинговым) платежом по договору лизинга (сублизинга) понимается авансовый платеж по договору лизинга (сублизинга), а в отсутствие авансового платежа - первый платеж по графику лизинговых (сублизинговых) платежей.
Исходя из указанных условий предоставления субсидии и рассчитывая на ее получение, истец заключил с АО "Росагролизинг" договор финансовой аренды (лизинга) N 0171130 от 14.08.2017 на приобретение техники: комбайн кормоуборочный самоходный КСК-600, в том числе: КГС 0100000 измельчитель самоходный; КГС 0900000 подборщик; КГС 0200000 жатка для уборки трав без транспортной тележки; КГС 0800000 жатка для грубостебельных культур, общая стоимость предмета лизинга составила 4 417 653 руб. 10 коп., с учетом лизинговых платежей (л.д. 65-72а, том 1).
В соответствии с пунктом 12 договора лизинга и графиком лизинговых платежей авансовый платеж составляет 802 501 руб. Оплата авансового платежа произведена истцом в полном объеме платежным поручением N 318 от 18.08.2017 (л.д. 73, том 1).
Истец, являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем Удмуртской Республики и считая, что приобретенная им сельскохозяйственная техника подходит под условия предоставления субсидии, 10 августа 2018 года обратился к ответчику с заявкой о предоставлении субсидии (л.д. 28, том 1).
На основании заявки истца между сторонами заключен договор о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса N 979 от 25.09.2018, по условиям которого из бюджета Удмуртской Республики в 2018 году истцу предоставляется субсидия в целях возмещения части затрат на комбайн кормоуборочный самоходный КСК-600, приобретенный по договору финансовой аренды (лизинга) N 0171130 от 14.08.2017, в размере 275 924 руб. 10 коп. (пункты 1.1., 2.1. договора) (л.д. 33-35, том 1).
На момент обращения истца с заявкой о предоставлении субсидии (10 августа 2018 года) Положение N 120 действовало в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, пунктом 11 которого предусмотрено, что субсидия по лизингу предоставляется в размере 30 процентов затрат по оплате лизинговых (сублизинговых) платежей отчетного финансового года по договорам лизинга (сублизинга), но не более максимального размера субсидии на каждую единицу техники и оборудования, указанных в пункте 12 настоящего Положения, за весь период действия договора лизинга (сублизинга).
Исходя из размеров субсидии, установленных Положением N 120 в редакции от 16.07.2018, ответчик платежным поручением N 104900 от 03.10.2018 перечислил денежные средства в размере 275 924 руб. 10 коп. (л.д. 36, том 1).
По расчету истца субсидия недополучена на сумму 526 576 руб. 90 коп. (802 501 руб. - 275 924 руб. 10 коп.)
Ссылаясь на то, что при расчете субсидии ответчик неправомерно применил ПоложениеN 120 в редакции от 16.07.2018, при том, что внесенные в Положение изменения должны применяться к правоотношениям, возникшим после 16.07.2018, указывая на наличие убытков в виде недополученной субсидии, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 526 576 руб. 90 коп. убытков.
Таким образом, общая сумма заявленных убытков составила 7 157 815 руб. 35 коп. (526 576,90 +6 631 238,45).
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также толкованием пункта 6 Положения о предоставлении субсидии (в ред. 16.07.2018), сделанным Верховным Судом Российской Федерации в определении от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13.
Между тем судом не учтено следующее.
Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет бюджетные ассигнования как предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в числе прочего из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными программами) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Положение о предоставлении субсидий N 185 было принято Правительством Удмуртской Республики в пределах полномочий, в соответствии с названными правовыми нормами.
Данное Положение (в редакции от 17.07.2017) устанавливало период приема заявок на получение субсидии с 25.07.2017 по 07.08.2017.
Из материалов дела следует, что СПК (колхоз) "Лесагурт" в период с 2017 года по 2018 год произвел строительно-монтажные работы коровника на 200 голов с привязным содержанием по адресу: Удмуртская Республика, Дебесский район, д. Лесогурт, ул. Заречная, д. 31б. 31 мая 2018 года указанный объект введен в эксплуатацию.
Однако за получением субсидии кооператив обратился 20.03.2019, когда Положение о предоставлении субсидии действовало в редакции от 11.09.2018. При этом кооператив самостоятельно произвел расчет субсидии, на получение которой претендовал, исходя из Положения о предоставлении субсидии в редакции от 04.05.2016.
При этом у хозяйства не могло быть разумных ожиданий относительно предоставления ему субсидии по Положению в редакции от 17.07.2017, поскольку прием заявок был закончен в августе 2017 года, а на момент строительства животноводческого здания редакция Положения от 17.07.2017 отсутствовала.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о придании Положению о предоставлении субсидий N 185 в редакции от 11.09.2018 обратной силы, а также, что субсидия, предоставляемая кооперативу, должна была рассчитываться на условиях Положения о предоставлении субсидий в редакции от 17.07.2017, не соответствует смыслу Положения.
В силу пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Для предоставления субсидии кооператив должен был обратиться в министерство с соответствующей заявкой в установленный срок, приложив к заявке необходимые документы. На основании рассмотрения заявки министерство заключает договор на предоставление субсидии.
В срок, установленный Положением N 185 о предоставлении субсидий в редакции от 17.07.2017, кооператив с такой заявкой в министерство не обращался, то есть никаких обязательств у министерства в 2017 году не возникло.
Согласно пункту 8 Положения от 23.03.2015 N 120 (в ред. от 15.05.2017) о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса информационное сообщение о начале приема документов на предоставление субсидии с указанием срока, места и порядка их приема (далее - информационное сообщение) Министерство размещает не позднее трех рабочих дней до начала приема документов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Срок приема документов на предоставление субсидии не может составлять менее десяти рабочих дней.
В соответствии с данной нормой Министерство установило период приема заявок на получение субсидии с 18.05.2017 по 31.05.2017.
СПК (колхоз) "Лесагурт" заключило договор лизинга на приобретение сельскохозяйственной техники в августе 2017 года.
Однако за получением субсидии кооператив обратился 10.08.2018, когда Положение о предоставлении субсидии N 120 действовало в редакции от 16.07.2018.
Из редакции Положения о предоставлении субсидии от 23.03.2015 N 120, действовавшей до 16.07.2018, не следовало, что она могла породить у кооператива правомерные ожидания того, что субсидия будет предоставлена ему в соответствии с данной редакцией, независимо от ее возможных изменений и момента обращения за субсидией.
Заявка СПК (колхоз) "Лесагурт" была рассмотрена Министерством и признана обоснованной, с кооперативом заключен договор о предоставлении субсидии в размере 275 924 руб. 10 коп.
Суд апелляционной инстанции полагает, что недофинансирование истца, которое, по его мнению, имело место, не является убытками.
Положение о предоставлении субсидии от 23.03.2015 N 120, как в редакции от 15.05.2017, так и в редакции от 16.07.2018, принято в соответствии с нормами бюджетного законодательства.
Пункт 13.1 Положения о предоставлении субсидии в редакции от 15.05.2017 и пункт 14 Положения в редакции от 16.07.2018 содержат оговорки о том, что в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству на предоставление субсидии, и невозможности предоставления субсидии заявителям в размерах, указанных в конкретных пунктах Положения, распределение субсидии между заявителями осуществляется пропорционально суммам субсидии, указанным заявителями в справках-расчетах субсидии, то есть условия Положений о предоставлении субсидий допускали возможность недофинансирования.
Таким образом, субсидия являлась дополнительной помощью, а Положения о предоставлении субсидии и не предусматривали 100-процентную гарантию погашения всех расходов заявителей.
Между тем СПК (колхоз) "Лесагурт" субсидии были предоставлены полностью, в размере, который был определен кооперативом самостоятельно.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 23 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении и убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Истцом не доказана неправомерность действий Министерства, а также причинно-следственная связь между действиями министерства и возникшими у истца убытками.
Вывод суда о наличии юридического состава для взыскания убытков не соответствует представленным доказательствам.
Ссылка истца на апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13 отклоняется в силу следующего.
Данным определением установлено, что не соответствует истолкованию оспариваемых норм Положения о предоставлении субсидии (в редакции от 16.07.2018), выявленному судом с учетом места оспариваемого нормативного правового акта в системе нормативных правовых актов, такое истолкование органами исполнительной власти Удмуртской Республики на практике пунктов 6, 8 и 9 этого Положения, в результате которого приобретение и модернизация техники и оборудования на условиях предоставления субсидии на данные цели, действовавших до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, не приводит к возникновению права на предоставление субсидии, в случае если ее получатель не отвечает вновь введенным требованиям.
Между тем, из материалов дела следует, что истцу не было отказано в предоставлении субсидии по причине его несоответствия критериям, установленным Положением в редакции от 16.08.2018. Следовательно, позиция Верховного Суда Российской Федерации, выраженная в определении от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13, необоснованно применена к обстоятельствам настоящего дела.
Данный вывод подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 07.02.2022 N 309-ЭС21-18136, от 14.02.2022 N 309-ЭС21-18138 и от 28.03.2022 N309-ЭС21-23372.
В связи с неверным применением норм материального права суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда следует отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать.
Вопрос о распределении государственной пошлины по апелляционным жалобам не разрешается, поскольку Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Министерство финансов Удмуртской Республики, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 августа 2021 года по делу N А71-1394/2021 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1394/2021
Истец: Сельскохозяйственный колхоз "Лесагурт"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики
Третье лицо: Генеральная прокуратура Российской Федерации, Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов УР г.Ижевск