г. Санкт-Петербург |
|
06 апреля 2022 г. |
Дело N А56-47578/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.
при участии:
от истца: представитель Рубан Д.С. по доверенности от 11.02.2022 с использованием системы веб-конференции (онлайн-заседание);
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3460/2022) Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2021 по делу N А56-47578/2021, принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Лужский завод "Белкозин" (188230, Ленинградская обл., Лужский район, г.Луга, Ленинградское шоссе, 137 км, ОГРН: 1034701557923, ИНН: 4710002063)
к Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области (188230, Ленинградская обл., Лужский район, г.Луга, пр-кт Кирова, 73, ОГРН: 1054700425680, ИНН: 4710026064)
о признании незаконным отказа в выкупе земельного участка, обязании устранить нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Лужский завод "Белкозин" (далее - Заявитель, Завод) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области (далее - Ответчик, Администрация) о признании незаконным и отмене решения Администрации от 11.05.2021 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 47:29:0575001:2273, общей площадью 11 000 кв.м. на праве собственности; об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Завода путем принятия решения о предоставлении указанного участка в собственность; об обязании Администрации осуществить подготовку проекта договора купли-продажи с указанием стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2021 признан незаконным отказ Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области в выкупе земельного участка, выраженный в письме от 11.05.2021 исх. N 016-4183/2021; на Администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области возложена обязанность в месячный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав акционерного общества "Лужский завод "Белкозин" путем изготовления и направления в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 47:29:0575001:2273 по адресу: Ленинградская обл., Лужский район, Лужский лесхоз, квартал 67, площадью 11 000 кв.м.; взыскано с Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области в пользу акционерного общества "Лужский завод "Белкозин" 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель указывает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения иска в связи с отсутствием обоснования размера испрашиваемого земельного участка и введением в отношении Завода конкурсного производства.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель Завода возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направила.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Завода, апелляционный суд установил следующее.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.01.2018 по делу N А56-37695/2017 Завод признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Куранов Алексей Игоревич.
Согласно выписке из ЕГРН Заводу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 1100 кв.м., расположенный по адресу: Ленинградская обл., Лужский район, Лужский лесхоз, квартал 67, кадастровый номер 47:29:0575001:2273, назначение: для содержания подстанции N 305; вид разрешенного использования: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; дата государственной регистрации 24.03.2000, номер государственной регистрации: 47-01/35-1/1998-12632; основание государственной регистрации: постановление муниципального образования "Лужский район" Ленинградской области N 64/1 от 02.02.2000; кадастровый план земельного участка от 07.02.2000, распоряжение Совета Министров РСФСП от 16.11.1988 N 1224-р.
Актом согласования местоположения границы земельного участка согласовано местоположение границы земельного участка с кадастровым номером 47:29:0575001:2273.
02.04.2021 Завод в лице конкурсного управляющего Куранова А.И. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 47:29:0575001:2273 в собственность без проведения торгов на основании п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.
Письмом от 11.05.2021 N 016-4183/2021 Администрация, указав, что испрашиваемый в собственность земельный участок с кадастровым номером 47:29:0575001:2273 расположен на землях лесного фонда, в связи с чем, у Администрации отсутствуют полномочия на распоряжение таким земельным участком, сославшись на положения п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ, отказала в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
Полагая незаконным отказ Администрации в предоставлении в собственность земельного участка, нарушающим права и законные интересы Завода в сфере предпринимательской деятельности, Завод обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав на отсутствие предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ оснований для отказа в предоставлении Заводу земельных участков.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. К числу таковых, в частности, относится, продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам (подпункт 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ), за исключением лиц, указанных в подпункте 2 статьи 39.9 этого Кодекса, к которым Общество не относится.
Статьей 39.17 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 этого Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В качестве основания для отказа Администрация в письме от 11.05.2021 N 016-4183/2021 указала на отсутствие у нее полномочий на распоряжение испрашиваемым участком, поскольку он отнесен к землям лесного фонда, и сослалась на п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ.
Пунктом 6 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Как следует из выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 47:29:0575001:2273 относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Кроме того, согласно ответам Лужского лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес" от 31.08.2021 N 1022, от 30.12.2019 N 1380 указанный земельный участок не относится к землям лесного фонда.
Таким образом, материалами дела опровергается довод Администрации о нахождении спорного земельного участка на землях лесного фонда.
Доказательств того, что указанный в заявлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка, в материалы дела также не представлено.
В связи с чем, оснований для отказа в предоставлении земельного участка, указанного в п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ, у Администрации на момент принятия оспариваемого решения не имелось.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Администрация также указала на наличие в рассматриваемом случае основания для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренного п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ.
В силу п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Как следует из материалов дела, с заявлением о выкупе названного участка Завод обратился в целях использования его для содержания подстанции N 305; указанное назначение соответствует сведениям, содержащимся в ЕГРН, в постановлении муниципального образования "Лужский район" Ленинградской области N 64/1 от 02.02.2000 и материалам дела не противоречит.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам спорный земельный участок площадью 1100 кв.м принадлежит Заводу на праве постоянного (бессрочного) пользования, что Администрацией не оспаривалось; право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано в ЕГРН в установленном законом порядке, не признано недействительным и в установленном порядке не оспорено.
Актом согласования местоположения границы земельного участка согласовано местоположение границы земельного участка с кадастровым номером 47:29:0575001:2273.
Таким образом, Заявитель подтвердил наличие у него оснований для приобретения в собственность за плату без проведения торгов упомянутого земельного участка в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
Доказательств, подтверждающих, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, Администрация не представила.
Доводы подателя жалобы о необоснованности размера испрашиваемого земельного участка подлежат отклонению, поскольку Завод обратился с заявлением о предоставлении участка в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования.
Нахождение заявителя в процедуре банкротства не предусмотрено статьей 39.16 ЗК РФ в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемый отказ Администрации незаконным и обязав Администрацию согласно ч.5 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав Завода путем изготовления и направления в его адрес проекта договора купли-продажи земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2021 по делу N А56-47578/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-47578/2021
Истец: ОАО "Лужский завод "Белкозин"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: К/у Куранов Алексей Игоревич