город Томск |
|
7 апреля 2022 г. |
Дело N А03-11860/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Кривошеиной С.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (N 07АП-1636/22), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 11.01.2022 по делу N А03-11860/2021 (судья Винникова А.Н.) по заявлению индивидуального предпринимателя Саркисяна Шагена Саркисовича, с. Староалейское Третьяковского района Алтайского края (ОГРНИП 312225617400018, ИНН 228000059744) о признании решения об отказе в приеме лесной декларации N1 от 11.06.2021 незаконным, и обязании представить информацию о признании решения об отказе в приеме лесной декларации N1 от 11.06.2021, оформленное письмом от 29.06.2021 N 146 об аннулировании сведений о приеме лесной декларации в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, представить информацию о приеме лесной декларации N1 от 11.06.2021 в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, Заинтересованное лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, г. Барнаул (ОГРН 1132225020344, ИНН 2225145231),
При участии в судебном заседании:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Саркисян Шаген Саркисович (далее по тексту - ИП Саркисян Ш.С., предприниматель, заявителя) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании решения Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, Министерство) об отказе в приеме лесной декларации индивидуального предпринимателя Саркисяна Ш.С. N 1 от 11.06.2021, оформленное письмом от 29.06.2021 N 146, незаконным как несоответствующее Порядку заполнения и подачи лесной декларации, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 539, а также обязани Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края представить информацию о признании решения Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края об отказе в приеме лесной декларации индивидуального предпринимателя Саркисяна Ш.С. N1 от 11.06.2021, оформленное письмом от 29.06.2021 N 146 об аннулировании сведений о приеме лесной декларации в Единую государственную автоматизированную информационную систему (далее - ЕГАИС) учета древесины и сделок с ней, представить информацию о приеме лесной декларации индивидуального предпринимателя Саркисян Ш.С. N1 от 11.06.2021 в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.
Решением суда от 11.01.2022 требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 09.11.2020 между Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Саркисяном Шагеном Саркисовичем (арендатор) заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 9/27, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего договора (далее - лесной участок), в целях его использования для заготовки древесины (далее - Договор). В соответствии с пунктом 1.2 Договора арендуемый лесной участок имеет следующие характеристики: площадь 7780 га, местоположение: Алтайский край. Третьяковский район, Горно-Колыванское лесничество, кадастровый номер лесного участка: 22:50:120001:1, номер учетной записи в лесном реестре: 1093-11-2020, целевое назначение лесов - эксплуатационные.
Согласно пункту 1.4 договора арендатору передается лесной участок с целью, заготовки древесины. Ежегодный объем заготовки древесины приводится в приложении N 3 к настоящему договору. В соответствии с пунктами 1.5, 2.1 договора, объемы использования лесов для заготовки древесины на лесном участке представлены в приложении 3 к вышеуказанному договору и составляют 10 700 куб. м. в год. арендная плата составляет 1 020 300,00 руб. в год и рассчитана исходя из ежегодно допустимого объема изъятия древесины на арендуемом лесном участке.
Арендная плата составляет 1 020 300,00 руб. в год и рассчитана исходя из ежегодно допустимого объема изъятия древесины на арендуемом лесном участке.
Согласно подпункту д пункта 3.4 договора арендатор обязан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации подавать лесную декларацию.
Подпунктами г, л пункта 4.2 договора предусмотрена ответственность арендатора за рубку лесных насаждений и использование лесного участка без лесной декларации.
Срок действия настоящего договора устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка и составляет 49 лет (пункт 6.1 договора).
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю 04.12.2020 N 22:50:120001:1- 22/111/2020-3.
В целях использования лесного участка, в соответствии с требованиями действующего лесного законодательства и согласно условиям договора аренды арендатором подготовлена и сдана 11.06.2021 через Единый портал государственных и муниципальных услуг уполномоченному на прием и проверку должностному лицу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края лесная декларация N 1 для вида использования лесов: заготовка древесины на территории лесничества ГорноКолыванское лесничество.
Рассмотрев направленную лесную декларацию, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в области лесных отношений должностным лицом уполномоченным на прием и проверку лесной декларации Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края принято решение о приеме лесной декларации.
В извещении от 16.06.2021 указано, что лесная декларация соответствует требованиям, установленным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07. 2020 N 539 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме".
Указанная лесная декларация подписана усиленной электронной подписью и размещена в соответствующем порядке на портале госсуслуг lk.gosusiugi.ru N 1248084034 от 16.06.2021.
Вместе с тем, в июле 2021 года в адрес заявителя от Отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Горно-Колыванскому лесничеству поступило уведомление об отказе в принятии лесной декларации от 29.06.2021 N 146, в связи с тем, что поданная лесная декларация от 11.06.2021N 1 ошибочно принята специалистом лесничества.
На основании принятого решения сведения об аннулировании поданной лесной декларации размещены на портале ЕГАИС - 27.07.2021.
Полагая, что данный отказ в принятии лесной декларации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя как арендатора лесного участка для заготовки древесины, ИП Саркисян Ш.С. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу части 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Одним из видов использования лесов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации является заготовка древесины. В части 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации). В части 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 08.12.2016 N 641 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее - Административный регламент).
Административным регламентом предусмотрены следующие основания для отказа в приеме лесных деклараций: 1) непредставление документов, указанных в Регламенте; 2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; 3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; 4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов (пункт 2.11.1 Регламента).
Результатом предоставления государственной услуги является прием уполномоченным органом лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, с направлением извещения о принятии лесной декларации, отчетов, либо извещения, содержащего мотивированный отказ в их приеме (пункт 2.3 Административного регламента).
В силу пункт 2.4 Административного регламента срок предоставления государственной услуги в части приема лесных деклараций составляет пять рабочих дней с момента их регистрации в уполномоченном органе, в части приема отчетов - пятнадцать рабочих дней с момента их регистрации в уполномоченном органе.
Пунктом 6.1 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 539 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" предусмотрено направление извещения об отказе в принятии лесной декларации с указанием мотивированного обоснования такого отказа.
Из материалов дела следует, что в качестве основания отказа Министерство указало, что лесная декларация не соответствует Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 539, в связи, с чем на основании пункта 2.11.1 Регламента отказано в ее принятии. Вместе с тем, заинтересованным лицом в оспариваемом отказе не приведено в чем именно несоответствие установленным требованиям, ограничившись ссылкой на нормы Административного регламента.
В свою очередь оспариваемый отказ является актом ненормативного характера, влекущим для заявителя определенные правовые последствия, в связи, с чем он должен быть надлежащим образом мотивированным, обоснованным, ясным, содержать формулировки, исключающие возможность двоякого толкования.
Между тем отсутствие формулировок, в том числе ссылок на требования, соблюдение которых обязательно для лица, обращающегося с соответствующим заявлением, ставит оценку действий обязанного лица в зависимость от субъективного мнения органа, что так же противоречит принципу правовой определенности и создает потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны государственных органов.
Отсутствие в отказе указания на то, что именно не соответствует Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 539, в чем конкретно выразилось несоответствие декларации установленным требованиям, противоречит принципу правовой определенности, нарушает права заявителя на получение сведений относительно препятствий для подачи декларации и ограничивает возможность их устранения, делает невозможным проверку законности отказа в судебном порядке по существу.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя и в полной мере не соответствуют нормам действующего законодательства. Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права. Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя. На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы. В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы подлежат отнесению на заявителя жалобы, который освобожден от уплаты государственной пошлины в порядке части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 11.01.2022 по делу N А03-11860/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-11860/2021
Истец: Саркисян Шаген Саркисович
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края