г. Санкт-Петербург |
|
06 апреля 2022 г. |
Дело N А56-80193/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Шпакович Ю.В.,
при участии:
от заявителя: Луковникова Е.В. по доверенности от 26.11.2020; Иванов Д.С. (генеральный директор);
от ответчика: Мороз Е.В. по доверенности от 22.10.2021;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции заявление общества с ограниченной ответственностью "Цербер"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Историко-мемориальный музей "Смольный"
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Цербер" (далее - заявитель, Общество, ООО "Цербер") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, ответчик, УФАС) от 18.08.2021 по делу N РНП-78-930/21 о рассмотрении сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением суда от 10.12.2021 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, доводам Общества надлежащая правовая оценка не дана. В рассматриваемом случае не подписание контракта в срок связано исключительно с обстоятельствами, не зависящими от действий Общества. Также Общество указывает, что им предприняты меры по получению банковской гарантии, которая одобрена, более того. Обществом проведены подготовительные работы, такие как проведение установочного совещания и предварительного осмотра объекта с привлечением экспертов. Кроме того, Общество обращает внимание на то обстоятельство, что Заказчиком в Управление направлено письмо о не включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков и разрешении заключить контракт с ООО "Цербер" как с единственным поставщиком.
Определением от 02.03.2022 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Заказчика - Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Историко-мемориальный музей "Смольный".
При рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции представители Общества заявление поддержали; представитель Управления заявленные требования отклонил.
Третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направило, что не препятствует рассмотрению заявления.
От СПб ГБУК "Историко-мемориальный музей "Смольный" поступил письменный отзыв, в котором он заявленные Обществом требования поддержал, просил признать недействительным решение УФАС и исключить сведения об ООО "Цербер" из реестра недобросовестных поставщиков.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Заказчиком 19.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0372200212021000001 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке и согласованию специальных технических условий в области пожарной безопасности в здании по адресу: Санкт Петербург, Смольный проезд, д. 1 литера "Б", помещен 116-Н.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 400 000 руб.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 28.07.2021 N 79184 победителем аукциона признано ООО "Цербер".
28.07.2021 Заказчик разместил на электронной торговой площадке проект государственного контракта без своей подписи.
Вместе с тем, по состоянию на 03.08.2021 (00:01) ООО "Цербер" не направило Заказчику посредством оператора электронной торговой площадки проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени Участника, а также документ подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Поскольку в регламентированный законом о контрактной системе срок Участник не направил Заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени ООО "Цербер", а также не представил обеспечение исполнения контракта, Заказчик разместил в ЕИС Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 03.08.2021 N ППУ1.
В Санкт-Петербургское УФАС России (вх. N 25860/21 от 12.08.2021) поступило обращение СПб ГБУК "Историко-мемориальный музей "Смольный" по вопросу включения сведений в отношении ООО "Цербер" в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения государственного контракта.
Комиссия УФАС, рассмотрев сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Цербер" для включения в реестр недобросовестных поставщиков, вынесла решение от 18.08.2021 по делу N РНП-78-930/21 о включении сведений в отношении Общества, об учредителях (участниках) юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Не согласившись с решением УФАС, Общество оспорило его в судебном порядке.
Оценив представленные доказательства, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе).
Из системного толкования вышеназванных норм следует, что подтверждение обеспечения исполнения контракта в полном объеме представляется одновременно проектом контракта, подписанным лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона.
Комиссией УФАС установлено, что в регламентированный срок ООО "Цербер" не направило Заказчику посредством оператора электронной торговой площадки проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени Участника, а также документ подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные указанной статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Поскольку в регламентированный Законом о контрактной системе срок, Участник не направил Заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени ООО "Цербер", Заказчик разместил в ЕИС Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 03.08.2021 N ППУ1.
В силу части 2 статьи 104 указанного Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов.
Правила ведения антимонопольным органом РНП утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, вступившим в силу с 01.07.2021, (далее - Правила N 1078).
На основании части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, пункта 13 Правил N 1078 в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Оценив результаты проведенного Управлением анализа поведения победителя закупки наряду с действиями Заказчика, апелляционный суд полагает, что у Управления отсутствовали основания для включения в РНП сведений об ООО "Цербер" ввиду следующего.
28.07.2021 протоколом N 79184 ООО "Цербер" признано победителем Аукциона на заключение государственного контракта.
По условиям торгов государственный контракт должен был быть подписан не позднее 00 часов 00 минут (мск) 03.08.2021.
02.08.2021 на территории СПб ГБУК "Историко-мемориальный музей "Смольный" проведено предварительное производственное совещание и осмотр объекта музея "Бункер Жданова" с участием генерального директора ООО "Цербер" и привлеченных экспертов.
03.08.2021 ООО "Цербер" незамедлительно направило в адрес СПб ГБУК "Историко-мемориальный музей "Смольный" информационное письмо о невозможности подписания контракта по причине отсутствия доступа в интернет, в котором Заявитель подтвердил готовность заключения контракта и выполнение работ, являющихся его предметом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что указанные действия Общества явно свидетельствовали об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
04.08.2021, еще до вынесения оспариваемого решения УФАС, СПб ГБУК "Историко-мемориальный музей "Смольный" направило в Управление письмо исх. N 61 с просьбой рассмотреть возможность заключения контракта по закупке. При этом Заказчик обосновал свою просьбу тем, что ООО "Цербер" в 2020 году проводило у Заказчика работы по разработке проектно-сметной документации на системы АПС и СОУЭ с подключением к общей системе на объекте, расположенном по иному адресу, ремонтные работы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Заказчик в письме также указал, что ООО "Цербер" при выполнении указанных выше договоров проявило себя, как добросовестный исполнитель, все работы были выполнены качественно и в срок, кроме того, закупка по извещению N 0372200212021000001 от 19.07.2021 состоялась с понижением цены на 53%, что является существенной экономией бюджетных средств.
В силу подпункта "б" пункта 14 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Обстоятельства настоящего дела свидетельствуют о том, что Общество нарушило срок заключения контракта, однако, представленные в дело доказательства указывают на отсутствие намерения уклониться от его заключения. Заказчик также был заинтересован в заключении контракта с победителем, о чем уведомил антимонопольный орган при рассмотрении дела в УФАС.
Апелляционная коллегия соглашается с доводами УФАС о том, что техническая неисправность используемой техники не является форс-мажорным обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины заявителя в не подписании контракта в установленный срок, так как зная сроки подписания контракта и императивные норы законодательство о закупках, Общество должно было заранее позаботиться об исправном состоянии техники. Однако, принимая во внимание все последующие действия Общества и желание Заказчика заключить с ним контракт на выгодных условиях, учитывая положительный опыт по исполнению предыдущих контактов в рамках осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, полагает, что в данном конкретном случае оснований для включения ООО "Цербер" в реестр недобросовестных поставщиков не имелось.
На основании вышеизложенного апелляционный суд приходит к выводу о незаконности вынесенного Управлением решения, как принятого без надлежащей оценки всех представленных доказательств и доводов сторон, в связи с чем заявление Общества подлежит удовлетворению, а оспариваемое решение УФАС признанию недействительным.
В качестве восстановления нарушенного права апелляционный суд полагает необходимым обязать Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем исключения сведений из РНП в течение пяти рабочих дней после размещения апелляционным судом в картотеке арбитражных дел судебного акта по настоящему делу.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций в размере 4 500 руб. подлежат взысканию с Управления в пользу Общества.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 декабря 2021 года по делу N А56-80193/2021 отменить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18.08.2021 по делу N РНП-78-930/21 о рассмотрении сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Цербер" путем исключения сведений из реестра недобросовестных поставщиков в течение пяти рабочих дней после размещения апелляционным судом в картотеке арбитражных дел судебного акта по настоящему делу.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу в пользу общества с ограниченной ответственностью "Цербер" 4 500 руб. расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах двух инстанций.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80193/2021
Истец: ООО "Цербер"
Ответчик: А56-89556/2021, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: СПб ГБУК "Историко-мемориальный музей "Смольный"