город Омск |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А46-19017/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-32/2022) общества с ограниченной ответственностью "БоНа" на решение Арбитражного суда Омской области от 23.11.2021 по делу N А46-19017/2021 (судья Распутина В.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БоНа" (ОГРН 1055513045785, ИНН 5507076824, адрес: 646780, Омская область, Русско-Полянский район, село Солнечное, улица Бульварная, дом 5, квартира 2) к Администрации Кировского административного округа города Омска (ОГРН 1025501396360, ИНН 5507010862, адрес: 644082, город Омск, улица Профинтерна, дом 15) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непродлении договора на размещение НТО в отношении торгового павильона по адресу: ул. Крупской дом 19 (22 м северо-восточнее),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "БоНа" (далее - заявитель, ООО "БоНа", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Кировского административного округа города Омска (далее - Администрация, заинтересованное лицо, уполномоченный орган) о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непродлении договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) с ООО "БоНа" в отношении торгового павильона по адресу: ул. Крупской дом 19 (22 м северо-восточнее).
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.11.2021 по делу N А46-19017/2021 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что судом в обжалуемом судебном акте не дана оценка доказательствам, приведенным заявителем в обоснование своей позиции в заявлении от 18.10.2021.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из пояснений заявителя, ООО "БоНа" является собственником торгового павильона площадью 51 кв.м, расположенного по адресу: ул. Крупской, д. 19 (22 м северо-восточнее) в Кировском административном округе г. Омска.
Между Администрацией и ООО "БоНа" в отношении данного объекта был заключен договор от 17.06.2015 N 181-3105-400 на размещение НТО, срок действия которого истёк 17.06.2021.
Администрацией заявителю было направлено извещение от 08.02.2021 о расторжении договора, в котором указано на истечение срока его действия, а также на то, что место под размещение спорного НТО находится в нарушение подпункта 1 пункта 18 Порядка размещения НТО на территории города Омска, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Порядок, Порядок N 1812-п).
09.09.2021 ООО "БоНа" обратилось с заявлением о предоставлении информации по вопросу продления спорного договора, ссылаясь на распоряжение Правительства РФ от 30.01.2021 N 208-р "О рекомендациях органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по вопросу о новых возможностях для розничного сбыта товаров" (далее - Распоряжение N 208-р).
Администрация в ответ на означенное обращение указала на невозможность продления спорного договора, исключение места под размещение НТО из действующей схемы.
Ссылаясь на бездействие заинтересованного лица по продлению срока договора, Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
30.11.2021 Арбитражного суда Омской области принял обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ не усматривает оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - схема размещения) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом N 381-ФЗ, а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Федерального закона N 381-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
Принятый на территории муниципального образования город Омск Порядок N 1812-п определяет процедуру размещения НТО на территории г. Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации г. Омска при разработке схемы размещения НТО на территории г. Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения (пункт 2).
Согласно пункту 3 Порядка N 1812-п размещение НТО на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией г. Омска схемой размещения НТО на территории г. Омска.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 1812-п аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска, срок размещения которого составляет до 1 года включительно, проводится согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска, срок размещения которого составляет более 1 года, проводится в электронной форме.
В силу пункта 24 Порядка N 1812-п право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется владельцам нестационарных торговых объектов, обладающих статусом индивидуального предпринимателя или юридического лица, в следующих случаях:
1) при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов;
2) предоставления компенсационного места.
Основанием для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта является распорядительный акт уполномоченного органа о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
В течение 90 календарных дней с момента получения уведомления о расторжении договора аренды земельного участка, направленного департаментом имущественных отношений Администрации города Омска, арендатор земельного участка имеет право обратиться в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Договор на размещение нестационарного торгового объекта должен быть заключен в течение 10 рабочих дней с момента обращения арендатора земельного участка в уполномоченный орган при соблюдении условий, предусмотренных настоящим пунктом.
В случае отсутствия обращения по истечении указанного срока арендатор земельного участка теряет право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Согласно пункту 25 Порядка N 1812-помпенсационное место для размещения нестационарного торгового объекта предоставляется в соответствии с Порядком предоставления компенсационного места на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска согласно приложению N 4 к настоящему Порядку в случаях, в частности, если нестационарный торговый объект, владелец которого имеет действующий договор аренды земельного участка, размещен в местах, не установленных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, правом на заключение договора без проведения аукциона имеют лица, с которыми ранее был заключен договора аренды и включенные в схему, а также лица, с которыми ранее был заключен договор аренды, но не включенные в схему в порядке предоставления компенсационного места.
Постановлением администрации города Омска N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" утверждена схема размещения объектов - указаны адресные ориентиры и площадь НТО.
Из постановления администрации города Омска N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (в редакции, действовавшей на дату заключения договора - редакция от 04.08.2014 N 1) следует, что НТО по адресу: ул. Крупской, д. 19 (22 м северо-восточнее) в Кировском административном округе г. Омска было включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (пункт 191, площадь 51,00, торговля розничная, универсальные (продовольственные товары)).
В свою очередь, из редакции постановления администрации города Омска N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска", действовавшей на момент направления ООО "БоНа" заявления от 09.09.2021 о предоставлении информации по вопросу продления спорного договора (редакция от 21.07.2021 N 36), следует, что НТО было исключено из схемы НТО.
Следовательно, с учетом того, что между Администрацией и ООО "БоНа" был заключен договор от 17.06.2015 N 181-3105-400 на размещение НТО, сроком на 5 лет (до 17.06.2021), то заявитель в течение 90 календарных дней с момента получения извещения Администрации от 08.02.2021 о расторжении договора, был вправе обратиться в уполномоченный орган в целях предоставления компенсационного места.
Каких-либо доказательств обращения ООО "БоНа" в установленном порядке в уполномоченных орган в целях предоставления компенсационного места в материалы дела не представлено.
Соответственно, договор от 17.06.2015 N 181-3105-400 прекратил своё действие по причине его истечения 17.06.2021.
Ссылаясь на бездействие Администрации, Общество указывает, что 09.09.2021 обратилось с заявлением о предоставлении информации по вопросу продления действия договора от 17.06.2015 N 181-3105-400. Заявление Общества было мотивировано доводами о том, что 30.01.2021 было принято Правительством РФ распоряжение N 208-р "О рекомендациях органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по вопросу о новых возможностях для розничного сбыта товаров", однако Администрация каких-либо действий по продлению договора от 17.06.2015 N 181-3105-400 не предприняла, в чем заявитель усматривает незаконное бездействие.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда нижестоящей инстанции и признавая позицию Общества необоснованной, исходит из следующего.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона N 131-ФЗ под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16.2 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения внутригородского района относится создание условий для обеспечения жителей внутригородского района услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ).
В силу части 4 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Положениями части 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" также предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92 принят устав города Омска (далее - Устав).
Согласно пунктам 3, 15 части 1 статьи 9 Устава к вопросам местного значения муниципального образования город Омск относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Омска; создание условий для обеспечения жителей города Омска услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Таким образом, из указанного следует, что местная администрация, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, самостоятельно и под свою ответственность осуществляет местное самоуправление в пределах в своей компетенции по вопросам местного значения, к которым в том числе относятся вопросы организации торговли в границах муниципального образования.
В настоящий момент на территории Омской области действует Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденный Постановлением N 1812-п, предусматривающий, что размещение таких торговых объектов на территории города Омска производится в соответствии с утвержденной администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города, иной нормативный акт не принят.
Условия о пролонгации действующих договоров на размещение НТО отсутствуют как в Постановлении N 1812-п, так и в действующих договорах на размещении НТО, в том числе и в договоре на размещение НТО, принадлежащего заявителю.
Соответственно, пролонгация действующих на территории города Омска договоров на размещение НТО, заключённых на основании Постановления N 1812-п, невозможна.
Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2021 N 208-р, неисполнение которого со стороны Администрации ООО "БоНа" расценивается как незаконное бездействие, обладает рекомендательным характером, так как вопросы продления договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов относятся непосредственно к вопросам местного самоуправления.
Соответственно, неисполнение распоряжения Правительства РФ от 30.01.2021 N 208-р не может быть вменено в вину Администрации и расценено как незаконное бездействие, так как орган местного самоуправления вправе действовать в дискреции собственных полномочий.
Обращаясь с заявлением в суд первой инстанции, Общество приложило к своему заявлению ответ Администрации на заявление от 09.09.2021 о предоставлении информации по вопросу продления действия договора от 17.06.2015 N 181-3105-400.
Таким образом, обращение ООО "БоНа" было рассмотрено, ответ Общество получен, бездействия со стороны уполномоченного органа не допущено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции были оценены доводы заявителя и указано на то, что распоряжение Правительства РФ от 30.01.2021 N 208-р носит рекомендательный характер.
Кроме того, судом первой инстанции также было обоснованно указано на то, что торговый объект ООО "БоНа" расположен в границах отвода дороги по ул. Крупской, являющейся автомобильной дорогой общего пользования местного значения, что противоречит положениям подпункта 1 пункта 18 Порядка N 1812-п, согласно которым не допускается включать в схему размещения НТО места размещения в границах отвода автомобильных дорог (вне остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта) с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, спорный НТО заявителя не может быть включен в схему НТО, поскольку находится в границах отвода автомобильных дорог, что прямо запрещено подпунктом 1 пункта 18 Порядка N 1812-п.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БоНа" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 23.11.2021 по делу N А46-19017/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-19017/2021
Истец: ООО "БОНА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ОМСКА