город Томск |
|
06 апреля 2022 г. |
Дело N А03-11144/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания в режиме веб-конференции помощником судьи Любимовой А. Н. (до перерыва), с использованием средств аудиозаписи секретарем Полевый В. Н. (после перерыва) рассмотрел апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Третьякова Сергея Анатольевича (N 07АП-1862/2022) на решение от 25.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-11144/2021 (судья Захарова Я.В.), по заявлению Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, г. Барнаул Алтайского края (ОГРН 1052241873012, ИНН2221114472) к индивидуальному предпринимателю Третьякову Сергею Анатольевичу, г. Заринск Алтайского края (ОГРНИП 309220527800027, ИНН 220500874904), о взыскании 270 189 руб. 34 коп. суммы предоставленной ответчику субсидии.
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Фролова А. А. по дов. от 22.12.2021, диплом,
От ответчика: без участия,
УСТАНОВИЛ:
Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Третьякову Сергею Анатольевичу (далее - ИП Третьяков С. А., предприниматель, ответчик) о взыскании 270 189,34 руб. суммы предоставленной субсидии.
Решением от 25.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на некорректность формы 4-ФСС для расчета уровня средней заработной платы; пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные работникам, не включены в расчет средней заработной платы; заработная плата всех работников выше МРОТ.
Управление в отзыве на жалобу с ее доводами не согласилось.
Предприниматель явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В порядке части 2, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие предпринимателя (его представителя).
В судебном заседании был объявлен перерыв на 06.04.2022, 11-35 час.
Представитель Управления в судебном заседании доводы отзыва поддержал.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (главный распорядитель), которому как получателю средств краевого бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и ИП Третьяковым С. А. (получатель субсидии), в соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 02.03.2020 N 90 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" (далее - "Программа"), Порядком субсидирования части затрат, связанных с приобретением субъектами малого и среднего предпринимательства оборудования в рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 928-р, утвержденным постановлением Правительства Алтайского края от 28.07.2020 N 324 (далее - Правила предоставления субсидии), заключено соглашение (договор) N 22 от 25.11.2020 (далее - договор, соглашение) (л.д.23-27, том 1).
Согласно пункту 1.1. соглашения его предметом является предоставление из краевого бюджета в 2020 году индивидуальному предпринимателю Третьякову Сергею Анатольевичу субсидии на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 928-р, и Программы в целях реализации мероприятия 1.2.4.2 "субсидирование части затрат, связанных с приобретением субъектами малого и среднего предпринимательства оборудования" Программы (далее - субсидия).
В соответствии с пунктами 2.1 -2.2 соглашения субсидия предоставляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств Главному распорядителю как получателю бюджетных средств на цели, указанные в разделе I настоящего соглашения. Размер субсидии составляет 270 189,34 руб.
Из пункта 3.1 соглашения следует, что субсидия предоставляется в соответствии с Правилами предоставления субсидии при соблюдении условий, указанных в пунктах 3.1.1-3.1.5.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка для получения субсидии ИП Третьяковым С.А. было представлено в Управление заявление о предоставлении субсидии с приложением перечисленных в указанном пункте документов.
ИП Третьякову С. А. перечислена субсидия в размере 270 189 руб. 34 коп.
Как следует из пункта 4.3.3 соглашения, получатель субсидии обязан представлять отчетность Главному распорядителю как получателю бюджетных средств в течение календарного года, в котором получена Субсидия, в том числе по итогам года до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в котором была получена Субсидия, в том числе отчет о фактических значениях результатов предоставления Субсидии.
Отчет представляется по форме согласно Приложению 2 к Соглашению, включая:
- справку об общей численности работников, размере их заработной платы, отсутствии просроченной задолженности по ее выплате за отчетный период текущего года (с приложением формы 4-ФСС);
- анкету субъекта (по итогам отчетного года);
- отчет о достижении результатов, показателей предоставления субсидии по форме согласно Приложению 2 к настоящему Соглашению (по итогам отчетного года).
Управление осуществляет оценку достижения Получателем субсидии значений результатов предоставления Субсидии и (или) иных показателей, установленных Правилами предоставления субсидии, на основании отчета о достижении результатов, показателей предоставления Субсидии, контроль за соблюдением Получателем субсидии порядка, целей и условий предоставления Субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением (пункты 4.1.4, 4.1.5 Соглашения).
При проверке отчетности, Управлением установлено, что предпринимателем указано, что размер средней заработной платы одного работника составляет 17 400 руб., а общая численность работников составляет 7 человек. При этом в дополнительно направленных им пояснениях от 18.02.2021 указано, что на 01.01.2021 в штате состоят 6 водителей, главный бухгалтер, 1 бухгалтер, 1 логист (всего 9 работников).
Проанализировав документы отчетности, Управление пришло к выводу, что размер средней заработной платы исходя из среднесписочной численности (7 человек) либо общей численности (9 человек) и общей суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц (по данным формы 4-ФСС), составляет ниже минимально допустимого (13 949,5 руб.) в соответствии с абзацем 14 пункта 2.13 Порядком, следовательно, общая численность и, соответственно, определенный предпринимателем размер средней заработной платы рассчитаны им неверно, что квалифицировано как предоставление недостоверных сведений.
Кроме того, представленные предпринимателем 20.04.2021 справки о доходах и суммах налога физических лиц не содержат сведений, позволяющих подтвердить обеспечение среднего уровня заработной платы работников Зюзина В.Н., Клипова В.В., Протасова С.В., Беспоместных А.В. в установленном Порядком размере, а отражают доход перечисленных лиц с учетом начислений Фонда социального страхования.
На основании пункта 4.2 Порядка, Управлением предпринимателю направлено требование о возврате субсидии от 03.03.2021 N 42-04/П/737.
Поскольку требование до настоящего времени не исполнено, Управление обратилось в суд.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст.78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Порядок субсидирования части затрат, связанных с приобретением субъектами малого и среднего предпринимательства оборудования в рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 928-р, регламентирован положениями постановления Правительства Алтайского края от 28.07.2020 N 324 (далее - Порядок). Предоставление указанной меры государственной поддержки осуществляется в рамках реализации вышеуказанной индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края на 2020 - 2024 годы и государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае", утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 02.03.2020 N 90.
Пунктом 1.3 Порядка установлено, что субсидия предоставляется управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, которому в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателю бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и на плановый период.
На основании пункта 2.5 Порядка Управлением утвержден сводный реестр получателей субсидии, в соответствии с которым ИП Третьякову С. А. выдана субсидия в размере 270 189,34 руб. по его заявлению на основании соглашения N 22 от 25.11.2020.
На основании пункта 2.12 соглашения в приложении 1 к указанному соглашению установлены значения результатов предоставления субсидии, а также пунктом 4.3.7 соглашения предусмотрено исполнение иных обязательств, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, Порядком.
Как предусмотрено в пункте 4.3.3 соглашения, получатель субсидии обязан представлять отчетность Главному распорядителю как получателю бюджетных средств в течение календарного года, в котором получена субсидия, в том числе по итогам года до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в котором была получена субсидия, в том числе отчет о фактических значениях результатов предоставления субсидии, по форме согласно приложению 2 к настоящему соглашению, а именно:
- справку об общей численности работников, размере их заработной платы, отсутствии просроченной задолженности по ее выплате за отчетный период текущего года (с приложением формы 4-ФСС);
- анкету субъекта (по итогам отчетного года);
- отчет о достижении результатов, показателей предоставления субсидии по форме согласно Приложению 2 к настоящему соглашению (по итогам отчетного года);
В порядке пунктов 4.1.4, 4.1.5 соглашения Управление осуществляет оценку достижения Получателем субсидии значений результатов предоставления субсидии и (или) иных показателей, установленных Правилами предоставления субсидии, на основании отчета о достижении результатов, показателей предоставления субсидии, контроль за соблюдением Получателем субсидии порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим соглашением.
В пункте 2.3 Порядка предусмотрено, что субсидия предоставляется при условии, что субъекты на момент подачи заявки в наступившем отчетном периоде:
-имеют списочную численность работников в количестве не менее 5 человек, для субъектов монопрофильных муниципальных образований - не менее 2 человек;
-имеют средний уровень заработной платы одного работника (среднемесячный размер выплат одному члену сельскохозяйственного производственного кооператива за его личное трудовое участие) не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством на конец соответствующего периода, увеличенного на районный коэффициент (расчет суммы субъект осуществляет по данным формы 4-ФСС, применяя следующие значения: итоговая база для начисления страховых взносов, среднесписочная численность работников, отчетный период).
Для целей настоящего Порядка расчет среднего уровня заработной платы осуществляется субъектом по следующей формуле:
СУЗП = БНСЗ / СЧР / П, где: СУЗП - средний уровень заработной платы одного работника (среднемесячный размер выплат одному члену сельскохозяйственного производственного кооператива за его личное трудовое участие); БНСЗ - совокупная база для начисления страховых взносов по данным формы 4-ФСС (страница 2, таблица 1, код строки 3, столбец 3); СЧР - среднесписочная численность работников по данным формы 4-ФСС (страница 1); П - количество месяцев в отчетном периоде формы 4-ФСС.
Главным администратором указанных в пунктах 5.2 и 5.3 настоящего Порядка доходов выступает Управление, которое в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации принимает меры по своевременному возврату средств, в том числе обращается в суд с исковыми заявлениями (пункт 5.4 Порядка).
В 2020 году предприниматель являлся получателем государственной поддержки в виде субсидирования части затрат, связанных с приобретением оборудования.
Порядком субсидирования части затрат, связанных с приобретением субъектами малого и среднего предпринимательства оборудования в рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 928-р, утвержденным постановлением Правительства Алтайского края от 28.07.2020 N 324, предусмотрены требования к субъектам малого и среднего предпринимательства, которыми установлено, что в отчетном периоде субъект должен обеспечивать подтвержденный документами средний уровень заработной платы одного работника (среднемесячный размер выплат одному члену сельскохозяйственного производственного кооператива за его личное трудовое участие) не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством на конец соответствующего периода и увеличенного на районный коэффициент (13 949,5 руб.).
Управлением установлено, что произведенный заявителем расчет не основан на нормах Порядка и соглашения.
Суд первой инстанции с данными выводами Управления согласился, правомерно исходя из следующего.
Пунктом 2.1 Порядка N 324 предусмотрено предоставление субъектом, претендующим на получение субсидии, справки об общей численности работников, размере их заработной платы и отсутствии просроченной задолженности по ее выплате за предыдущий год и отчетный период текущего года, предшествующий дате представления заявления (с приложением формы 4-ФСС).
Численность работников субъекта определяется по данным формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения в соответствующем отчетном периоде, являющимся официальными.
В связи с этим расчет Управлением производился по следующей формуле:
СУЗП = БНСЗ / СЧР / П,
где:
СУЗП - средний уровень заработной платы одного работника (среднемесячный размер выплат одному члену сельскохозяйственного производственного кооператива за его личное трудовое участие);
БНСЗ - совокупная база для начисления страховых взносов по данным формы 4-ФСС (страница 2, таблица 1, код строки 3, столбец 3);
СЧР - среднесписочная численность работников по данным формы 4-ФСС (страница 1);
П - количество месяцев в отчетном периоде формы 4-ФСС.
Таким образом, при проверке ИП Третьякова С.А. средняя заработная плата составила 1009458,88/7/12 = 12017,37 руб., что составляет ниже минимально допустимого (13 949,5 руб.) в соответствии с абзацем 14 пункта 2.13 Порядка.
Как установил суд, расчет среднего уровня заработной платы на основе формы 4-ФСС позволяет учесть все выплаты, начисленные в пользу физических лиц, а также выявить средний уровень заработной платы одного работника исходя из среднесписочной численности работников в отчетном периоде.
Предпринимателем произведен расчет средней заработной платы без учета сотрудников, им трудоустроенных, получающих пособие по нетрудоспособности из Фонда социального страхования Российской Федерации.
Признавая необоснованной позицию предпринимателя, суд первой инстанции правомерно принял во внимание следующее.
Учет наемных работников осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, при этом в стаж работы по заключенному с работником трудовому договору в соответствии со статьей 121 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) входят:
-время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха;
-время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;
-период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр не по своей вине;
-время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года.
В соответствии со статьей 22 ТК РФ работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.
Работники, получающие пособие по нетрудоспособности, являются действующими сотрудниками и трудовые отношения с ними сохраняются, в связи с чем необходим их учет при расчете уровня средней заработной платы.
Пособия по временной нетрудоспособности являются самостоятельными выплатами, назначаемыми в связи со страховым случаем и выплачиваемыми за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний") и не являются составной частью заработной платы. Следовательно, выплаты, произведенные напрямую из Фонда социального страхования, не могут учитываться при расчете средней заработной платы.
Как установлено Управлением, расчет средней заработной платы произведен ИП Третьяковым С.А., исходя из действующих трудовых договоров и фактического количества работающих и не отражает динамику изменения уровня заработной платы работников в течении отчетного года, так как не учитывает изменение списочной численности работников в течении года, а соответственно и уровень выплат, начисленных им.
Довод предпринимателя о том, что заработная плата всех работников выше МРОТ является необоснованным, поскольку в соответствии с пунктом 4.3.3 соглашения ИП Третьяков С.А. обязан представлять отчетность Управлению по итогам года, в котором получена субсидия. Следовательно, учету подлежит не уровень заработной платы, установленный в трудовых договорах, а фактически начисленные выплаты работникам за весь отчетный период. К тому же, предприниматель принимал во внимание только договоры, действующие на отчетную дату, в то время как для установления средней заработной платы необходимо учитывать среднесписочную численность работников за весь год.
При этом Управление производит оценку соблюдения получателями субсидий порядка, целей и условий предоставления субсидии только на основе документов, предоставляемых получателями субсидии в соответствии с Порядком и соглашением (предоставление трудовых договоров, штатного расписания и иной внутренней документации работодателя не предусмотрено).
Получение работниками пособий по нетрудоспособности и невозможность, в связи с этим, обеспечить средний уровень заработной платы не ниже МРОТ относится к предпринимательским рискам.
Учитывая изложенное, суд правомерно согласился с позицией Управления о том, что произведенный заявителем расчет не основан на нормах Порядка и соглашения.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 N 134-0, статья 78 БК РФ, определяя порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, предусматривает возможность возврата таких субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
При этом порядок возврата субсидий определяется нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий, принятыми в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887).
Допущенные предпринимателем нарушения - представленные справки о доходах и суммах налога физических лиц не содержат сведений, позволяющих подтвердить обеспечение среднего уровня заработной платы работников Зюзина В.Н., Клипова В.В., Протасова С.В., Беспоместных А.В. в установленном Порядком размере, а отражают доход перечисленных лиц с учетом начислений Фонда социального страхования.
Таким образом, ответчиком не было представлено документов в подтверждение среднего размера заработной платы одного работника 17 400 руб., указанного в справке, что является нарушением положения, предусмотренного абзацем 14 пункта 2.13 Порядка.
На основании пункта 4.2 Порядка в случае несоблюдения субъектом целей, условий и порядка предоставления субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных Управлением и органами государственного финансового контроля, субсидия подлежит возврату в доход краевого бюджета в течение 30 дней с даты обнаружения соответствующего нарушения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Управления о взыскании с ответчика 270 189,34 руб. суммы предоставленной субсидии.
Оснований для отмены решения, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-11144/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Третьякова Сергея Анатольевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-11144/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Ответчик: Третьяков Сергей Анатольевич