06 апреля 2022 г. |
Дело N А55-28242/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Корастелева В.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Новокуйбышевский завод масел и присадок" - представитель Баранчикова М.А. (доверенноть от 12.01.2022),
от Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - представитель Сирота Е.В. (доверенность от 10.01.20222),
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 марта 2022 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новокуйбышевский завод масел и присадок" на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2022 года по делу N А55-28242/2021 (судья Степанова И.К.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новокуйбышевский завод масел и присадок"
к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании недействительными пунктов 1, 2 предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Новокуйбышевский завод масел и присадок" (далее - заявитель, общество, ООО "НЗМП") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными п. 1, 2 предписания Средне-Поволжского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 06-06-21-471-ПН/П от 22.06.2021.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Новокуйбышевский завод масел и присадок" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о признании недействительными п.1,2 предписания от 22.06.2021 N 06-06-21-471-ПН/П. В апелляционной жалобе ссылается на то, что пункт 1 обжалуемого предписания не отвечает требованиям исполнимости предписания, поскольку содержит нечеткие формулировки, а также не содержит указаний на конкретные действия, которые необходимо совершить Обществу для его исполнения, что создает правовую неопределенность и фактически делает предписание неисполнимым. Считает, что в обжалуемом судебном акте в нарушение п.2 ч.4 ст.170 АПК РФ отсутствуют мотивы, по которым суд отверг доводы Общества и предоставленные им доказательства.
Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Новокуйбышевский завод масел и присадок" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта I класса опасности "Площадка производства присадок", peг. N А53-00757-0006 (База товарно - сырьевого участка N 1 цеха N 8).
22.06.2021 по результатам мероприятий по контролю в рамках постоянного государственного надзора в отношении ООО "Новокуйбышевский завод масел и присадок" управлением выдано предписание от 22.06.202 N 06-06-21-471-ПН/П от 22.06.2021.
Согласно п. 1 предписания обществом не выполняются основные задачи производственного контроля и обязанности лиц, ответственных за осуществление производственного контроля в части:
- обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов;
- контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными и правовыми актами.
Срок устранения данного нарушения установлен 22.07.2021.
Заявитель считает п. 1 предписания незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, ссылаясь на абз. 10 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункт 8 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. N 2168 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности".
Заявитель указывает, что на ежеквартальной основе в ООО "НЗМП" организовано рассмотрение результатов производственного контроля комиссией производственного контроля с участием главного инженера и генерального директора. Проводится анализ выявленных нарушений, ранжирование по степени риска, по результатам составляется протокол с поручениями, назначением ответственных лиц и сроков реализации мероприятий. В 2020 году было проведено 1381 экспертиз промышленной безопасности, в 2021 году планируется проведение 118 экспертиз техническим устройств, зданий и сооружений. Проведено по состоянию на 01.07.21 - 120 экспертиз.
По объяснениям общества, для улучшения состояния промышленной безопасности разработано и реализуется 9 программ в области ПБОТОС: Программа замены хроммолибденовых трубопроводов с аустенитными сварными стыками; Программа замены трубопроводов из углеродистых сталей, выработавших нормативный срок службы; Программа исключения сбросов с ППК в атмосферу; Программа по устранению разнородных соединений трубопроводов; Программа приведения технологических печей к требования ФПиП н области промышленной безопасности и др.
По вопросу контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также локальных нормативных актов эксплуатирующей организации по вопросам промышленной безопасности обществом контроль соблюдения требований промышленной безопасности осуществляется в соответствии с Положением ООО "НЗМП" "Порядок осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах Общества" на основании ежегодно разрабатываемых документов: графиков комплексных и целевых проверок состояния промышленной безопасности на ОПО, а также проводятся внеплановые и оперативные проверки (в текущем году проведено 6 комплексных, 4 целевых и 35 оперативных проверок.
В целях координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах, и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий ООО "НЗМП" заключены договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями в области газовой безопасности, пожарной безопасности, ликвидации аварийных розливов нефтепродуктов, также имеется собственное нештатное аварийно-спасательное формирование. Разработан и введен в действие ПМЛА. В соответствии с графиком 4 раза в месяц проводятся учебно-тренировочные занятия с персоналом объектов под руководством главного инженера и генерального директора, по состоянию на 01.08.2021 года проведено - 28 учебно-тренировочных занятий.
По вопросу контроля за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонта и поверки контрольных средств измерений обществом ежегодно разрабатываются и утверждаются соответствующие графики для планирования и выполнения данного вида работ. Контроль за своевременным проведением испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонта и. поверки контрольных средств измерений осуществляется при проведении проверок различного уровня.
В целях обеспечения производственного контроля в ООО "НЗМП": разработано и введено в действие приказом от 15.01.2021 N 25 Положение ООО "НЗМП" "Порядок организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах Общества"; назначены ответственные лица за осуществление производственного контроля, определены обязанности (приказ N 216 от 22.02.2018).
Общество считает, что управлением в нарушение пп. "а" п. 2 ст. 16 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ при проведении мероприятий по контролю в рамках постоянного государственного надзора в отношении заявителя без запроса, проверки необходимой документации необоснованно сделан вывод о невыполнении заявителем основных задач производственного контроля.
По пункту 1 предписания управление указывает на прямо установленную законом обязанность эксплуатирующей организации организовать и осуществлять производственный контроль. Изданные обществом ЛНД подтверждают организацию обществом производственного контроля, а выявленные нарушения в области промышленной безопасности подтверждают тот факт, что обязанность по осуществлению обществом производственного контроля не выполняется.
Управление ссылается на то, что за выявленное нарушение юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ постановлением N ПР-301/1042-587-Ю, с которым заявитель согласился, не обжаловав его в установленном порядке.
Управление указывает на то, что законность оспариваемого пункта 1 предписания подтверждают выводы Новокуйбышевского городского суда Самарской области по делу N 5-749/2021, изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении от 02.06.2021, а также по делу N 5-863/2021, изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении от 21.06.2021.
Согласно п. 2 Предписания обществом допущено ведение технологических процессов (прием, отгрузка, хранение) химически опасных веществ (фенол, аммиак, соляная кислота) без технологического регламента, утвержденного организацией, эксплуатирующей химически опасный производственный объект (далее - ХОПО), в нарушение п. 29 Приказа Ростехнадзора от 07.12.2020 N 500 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности технически опасных производственных объектов".
Срок устранения данного нарушения установлен 22.07.2021.
Заявитель считает п. 2 предписания незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, ссылаясь на п. 29 Приказа Ростехнадзора от 07.12.2020 N 500.
По объяснениям заявителя, 09.07.2021 в целях устранения выявленного нарушения ООО "НЗМП" обратилось в адрес АО "Самаранефтехимпроект" (генеральный проектировщик ООО "НЗМП") с целью разработки технологического регламента на товарно - сырьевую базу участка N 1 цеха N 8 в максимально короткие сроки. 19.07.2021 был получен ответ о необходимости предоставления перечня документации для установления на объекте наличия технологического процесса производства видов продуктов (или полупродуктов) заданного качества.
09.07.2021 в адрес управления было направлено письмо (исх. от 09.07.2021 N 12-8042) с пояснениями о разработке технологического регламента и необходимостью переноса срока выполнения п. 2 предписания до 22.10.2021.
28.07.2021 управление сообщило об отказе в продлении срока п. 2 предписания в связи с отсутствием достаточных, обоснованных и документарного подтверждения организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасное ведение работ на опасном производственном объекте до устранения нарушений, указанных в предписании, а также в связи с отсутствием документов, обосновывающих продление срока и материалов о ходе устранения нарушения. 29.07.2021 в адрес управления было направлено дополнительное письмо с просьбой о переносе срока выполнения п. 2 предписания до 22.10.2021 с направлением материалов, подтверждающих динамику устранения данного пункта. 11.08.2021 управление сообщило об отказе в продлении срока выполнения п.2 предписания в связи с пропуском заявителем срока обращения с ходатайством о продлении срока исполнения предписания.
Общество не согласно с данным нарушением, так как технологические регламенты на объекты, где не производится продукция заданного качества, разрабатывать не требуется. Цех 8 является цехом хозяйственного обеспечения и не занимается производством продукции, а осуществляет хранение. На вещества, хранящиеся в цехе 8, нет рецептур, технологии производства и норм качества товарной продукции, что требуется правилами оформления регламента. Все продукты, хранящиеся в цехе 8, поступают со стороны, по своим НД и хранятся в резервуарах данного цеха.
Общество обращает внимание на то, что меры безопасности для данного участка, способы ведения процессов слива/налива, хранения изложены в производственной инструкции ООО "НЗМП" по эксплуатации участка реагентного хозяйства и товарной продукции (N 1) цеха N 8, утвержденной Приказом ООО "НЗМП" от 29.11.2019 N 1357.
Отказ управления в продлении срока по исполнению п. 2 предписания заявитель считает формальным, без разъяснений юридическому лицу вопросов, отнесенных к компетенции управления. Нарушение по п. 2 предписания заявитель считает неустранимым в срок, установленный управлением (22.07.2021), предписание соответственно неисполнимым.
По пункту 2 предписания управление считает, что технологический регламент является основополагающим документом для безопасного ведения работ на ОПО.
Согласно пункту 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года N 533 (ФНП ОПВБ), разработка технологического процесса, разделение технологической схемы производства на отдельные технологические блоки, применение технологического оборудования, выбор типа отключающих устройств и мест их установки, средств контроля, управления и противоаварийной автоматической защиты (далее - ПАЗ) должны быть обоснованы в проектной документации, документации на техническое перевооружение.
Пунктом 9 ФНП ОПВБ установлено, что ведение технологических процессов осуществляется в соответствии с технологическими регламентами на производство продукции, утвержденными организацией, эксплуатирующей ОПО.
Технологический регламент на производство продукции химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств является основным техническим документом, определяющим оптимальный технологический режим процесса, содержащий описание технологического процесса и технологической схемы производства, физико-химические и взрывопожароопасные свойства сырья, полупродуктов и готовой продукции, контроль и управление технологическим процессом, безопасные условия эксплуатации производства, перечень обязательных производственных инструкций и чертеж технологической схемы производства.
Технологический регламент на производство продукции разрабатывается на основании проектной документации на ОПО. Внесение изменений в технологическую схему, аппаратурное оформление, в системы контроля, связи, оповещения и ПАЗ осуществляется после внесения изменений в проектную документацию или документацию на техническое перевооружение, согласованную с разработчиком проектной документации или с организацией, специализирующейся на проектировании аналогичных объектов, или при наличии положительного заключения экспертиз по проектной документации (документации).
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 декабря 2020 года N 500 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности химически опасных производственных объектов" (далее Правила ХОПО).
Пунктом 6 Правил ХОПО предусмотрено, что требования взрывопожаробезопасности для ХОПО применяют в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, устанавливающими общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных производств и объектов.
Пунктом 7 Правил ХОПО предусмотрено, что технологические процессы (производственные процессы, при осуществлении которых изменяют химический состав перерабатываемого продукта с целью получения вещества с другими свойствами, процессы хранения и слива-налива химически опасных веществ) следует разрабатывать на основании исходных данных на разработку документации ХОПО с учетом количества химически опасных веществ, предусмотренных пунктом 1 приложения 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ, которые одновременно находятся или могут находиться на ХОПО, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ, а также анализа опасностей, возникающих при ведении процесса, условий возникновения и развития возможных аварийных ситуаций.
Согласно пункту 8 Правил ХОПО в проектной документации, документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО каждого технологического процесса ХОПО, включая процессы хранения и слива-налива химически опасных веществ, должны быть определены критические значения параметров или их совокупность для участвующих в процессе химически опасных веществ. Допустимый диапазон изменения параметров устанавливают с учетом характеристик технологического процесса. Технические характеристики системы управления и противоаварийной защиты (ПАЗ) должны соответствовать скорости изменения значений параметров процесса в требуемом диапазоне (класс точности средств измерений, инерционность систем измерения, диапазон измерения).
Согласно пункту 11 Правил ХОПО химико-технологические системы (совокупность технических устройств и материальных, тепловых, энергетических потоков (связей) между ними, функционирующая как единое целое и предназначенная для переработки исходных веществ в продукты), включая оборудование стадий хранения и слива-налива исходных веществ и продуктов, необходимо оснащать средствами контроля за параметрами, определяющими химическую опасность процесса, с регистрацией показаний и предаварийной (а при необходимости предупредительной) сигнализацией их значений, а также средствами автоматического регулирования и ПАЗ.
Требования к системам контроля, управления, сигнализации и ПАЗ, обеспечивающие безопасность ведения технологических процессов ХОПО, определены главой VI Правил.
Согласно пункту 12 Правил ХОПО для химически опасных технологических процессов, включая процессы хранения и слива-налива химически опасных веществ, следует предусматривать системы ПАЗ, предупреждающие возникновение аварии при отклонении от предусмотренных технологическим регламентом предельно допустимых значений параметров процесса во всех режимах работы и обеспечивающие безопасную остановку или перевод процесса в безопасное состояние по заданной программе.
Согласно пункту 49 Правил ХОПО описание технологической схемы производится по стадиям технологического процесса, начиная с поступления и подготовки сырья, заканчивая отгрузкой готового продукта.
Таким образом, Правилами ХОПО, а также Общими правилами взрывобезопасности предусмотрена необходимость ведения технологических процессов на основании технологических регламентов, основанных на проектной документации. Технологический процесс производства включает в себя процесс хранения, слива-налива.
Управление в подтверждение данной позиции ссылается на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 18.10.2021 по административному делу N 12-206/2021 по делу главного технолога ООО "НЗМП" Хорошева Ю.Н., привлеченного к административной ответственности по результатам проведенной проверки (акт проверки от 22.06.2021 N 06-06-21-471-ПН/А).
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Отношения, связанные с обеспечением безопасной эксплуатации ОПО и направленные на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий регулируются Федеральным Законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Положения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий таких аварий.
В силу ст. 3 Закона N 116-ФЗ, требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента РФ, нормативных правовых актах Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу ст. 4 Закона N 116-ФЗ, правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
При этом федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности (ч. 3 ст. 4 ФЗ N 116-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ N 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 72 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, утвержденного приказом Ростехнадзора от 03.07.2019 N 258 (далее - Регламент N258), сроки выполнения предписания устанавливаются исходя из характера выявленного нарушения, степени его влияния на обеспечение промышленной безопасности, а также минимально необходимого времени для устранения выявленных нарушений.
Согласно пункту 88 Регламента N 258, в случае необходимости продления сроков устранения отдельных пунктов предписания по уважительным причинам, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства в области промышленной безопасности, не позднее 10 рабочих дней до указанного в предписании срока устранения нарушения, вправе направить в Ростехнадзор (его территориальный орган), аргументированное ходатайство о продлении срока исполнения предписания.
К ходатайству прилагаются документы, обосновывающие продление срока, материалы о ходе устранения нарушения к моменту направления ходатайства, а также подтверждающие принятие юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасное ведение работ на опасном производственном объекте до устранения нарушений, указанных в предписании.
Таким образом, заявитель имеет право обращения с ходатайством о продлении срока исполнения предписания при условии выполнения требований Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, утвержденного приказом Ростехнадзора от 03.07.2019 N 258.
В пункте 1 части 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Закон N 294-ФЗ) установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Исполнимость предписания, как и его конкретность, является важным требованием к данному виду ненормативного правового акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность.
Предписание следует считать законным только в том случае, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для исполнителя однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, а также возможные действия по устранению выявленного нарушения. При этом требования, установленные в предписании, должны быть реально выполнимы тем лицом, в отношении которого выдано предписание.
Таким образом, обязательным основанием для выдачи предписания является установление в ходе проверки и отражение в акте и предписании конкретного вида нарушения, обоснование необходимости применения определенных правил, которые указываются в виде ссылки на нормативный правовой акт, требования которого нарушены. Аналогичные правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13.
Исполнимость предписания в силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Оспариваемое предписание выдано в пределах полномочий управления и соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", не возлагает на заявителя обязательства, не предусмотренные действующим законодательством, предписание является исполнимым.
Факт выявленных управлением нарушений материалами дела подтверждается и заявителем не опровергнут.
Оспариваемое предписание по пунктам 1, 2 вынесено с соблюдением установленного порядка, является понятным, содержит указания, позволяющие для исполнителя однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, а также возможные действия по устранению выявленного нарушения.
Общество со всей определенностью осведомлено о требованиях промышленной безопасности опасных производственных объектов и эти требования являются для него обязательными к исполнению.
Предписание (оспариваемые пункты) не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.к. общество обязано соблюдать требования промышленной безопасности, не дожидаясь указаний органа, осуществляющего надзор за соблюдением требований промышленной безопасности.
Довод управления об обязательном порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, установленном Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", судом первой инстанции обоснованно отклонен, т.к. введен с 01.07.2021, т.е. после оспариваемого предписания.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии закону оспариваемых пунктов 1, 2 предписания Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 06-06-21-471-ПН/П от 22.06.2021 и обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание по следующим основаниям. В соответствии с требованиями п. 11 ст. 16 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ, в отношении ОПО - I класса опасности - "Площадка производства присадок", peг. N А53-00757-0006, эксплуатируемым ООО "НЗМП" были проведены мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением ООО "НЗМП" требований промышленной безопасности, а также за выполнением мероприятий по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации объекта повышенной опасности: "Площадка производства присадок", peг. N А53-00757-0006.
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - ФЗ N 294-ФЗ) установлен порядок проведения и оформления результатов проверок, а также установлены обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по принятию мер в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки.
В соответствие с п. 1 ст. 16 ФЗ N 294-ФЗ, по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В соответствие с п.п.1 п. 1 ст. 17 ФЗ N 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Согласно вышеприведенным нормам, по результатам мероприятий по постоянному надзору и выявленных нарушений, юридическому лицу - ООО "НЗМП" было выдано предписание от 22.06.2021 N 06-06-21-471-ПН/П.
1. В пункте 1 предписания от 22.06.2021 N 06-06-471-ПН/П указано нарушение, выразившееся в невыполнении основных задач производственного контроля и обязанности лиц, ответственных за осуществление производственного контроля в части: обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов; контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативным и правовыми актами.
Пунктом 1 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности" установлены требования к организации и осуществлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
Согласно пункту 6 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности" производственный контроль осуществляется эксплуатирующей организацией, индивидуальным предпринимателем путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий и инцидентов на этих объектах и обеспечение готовности к действиям по локализации аварий и ликвидации их последствий.
Таким образом, законом прямо установлена обязанность эксплуатирующей организации организовать и осуществлять производственный контроль. Изданные Обществом ЛНД подтверждают организацию Обществом производственного контроля, а выявленные нарушения в области промышленной безопасности подтверждают тот факт, что обязанность по осуществлению Обществом производственного контроля не выполняется.
Кроме того, за выявленное нарушение юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ постановлением N ПР-301/1042-587-Ю, с которым заявитель согласился, не обжаловав его в установленном порядке.
Законность оспариваемого пункта 1 предписания подтверждают и выводы Новокуйбышевского городского суда Самарской области по делу N 5-749/2021, изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении от 02.06.2021, а также по делу N 5-863/2021, изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении от 21.06.2021, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Доказательств обратного не представлено.
В пункте 2 предписания от 22.06.2021 N 06-06-471-ПН/П указано нарушение, выразившееся в ведении технологических процессов (прием, отгрузка, хранение) химически опасных веществ (фенол, аммиак, соляная кислота) без технологического регламента, утвержденного организацией, эксплуатирующей ХОПО.
Технологический регламент является основополагающим документом для безопасного ведения работ на ОПО.
Согласно пункту 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года N 533 (ФНП ОПВБ), разработка технологического процесса, разделение технологической схемы производства на отдельные технологические блоки, применение технологического оборудования, выбор типа отключающих устройств и мест их установки, средств контроля, управления и противоаварийной автоматической защиты (далее - ПАЗ) должны быть обоснованы в проектной документации, документации на техническое перевооружение
Пунктом 9 ФНП ОПВБ установлено, что ведение технологических процессов осуществляется в соответствии с технологическими регламентами на производство продукции, утвержденными организацией, эксплуатирующей ОПО.
Технологический регламент на производство продукции химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств является основным техническим документом, определяющим оптимальный технологический режим процесса, содержащий описание технологического процесса и технологической схемы производства, физико-химические и взрывопожароопасные свойства сырья, полупродуктов и готовой продукции, контроль и управление технологическим процессом, безопасные условия эксплуатации производства, перечень обязательных производственных инструкций и чертеж технологической схемы производства.
Технологический регламент на производство продукции разрабатывается на основании проектной документации на ОПО. Внесение изменений в технологическую схему, аппаратурное оформление, в системы контроля, связи, оповещения и ПАЗ осуществляется после внесения изменений в проектную документацию или документацию на техническое перевооружение, согласованную с разработчиком проектной документации или с организацией, специализирующейся на проектировании аналогичных объектов, или при наличии положительного заключения экспертиз по проектной документации (документации).
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 декабря 2020 года N 500 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности химически опасных производственных объектов" (далее также "Правила ХОПО").
Пунктом 6 Правил ХОПО предусмотрено, что требования взрывопожаробезопасности для ХОПО применяют в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, устанавливающими общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных производств и объектов.
Пунктом 7 Правил ХОПО предусмотрено, что технологические процессы (производственные процессы, при осуществлении которых изменяют химический состав перерабатываемого продукта с целью получения вещества с другими свойствами, процессы хранения и слива-налива химически опасных веществ) следует разрабатывать на основании исходных данных на разработку документации ХОПО с учетом количества химически опасных веществ, предусмотренных пунктом 1 приложения 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ, которые одновременно находятся или могут находиться на ХОПО, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ, а также анализа опасностей, возникающих при ведении процесса, условий возникновения и развития возможных аварийных ситуаций.
Согласно пункту 8 Правил ХОПО в проектной документации, документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО (далее - проект) каждого технологического процесса ХОПО, включая процессы хранения и слива-налива химически опасных веществ, должны быть определены критические значения параметров или их совокупность для участвующих в процессе химически опасных веществ. Допустимый диапазон изменения параметров устанавливают с учетом характеристик технологического процесса. Технические характеристики системы управления и противоаварийной защиты (ПАЗ) должны соответствовать скорости изменения значений параметров процесса в требуемом диапазоне (класс точности средств измерений, инерционность систем измерения, диапазон измерения).
Согласно пункту 11 Правил ХОПО химико-технологические системы (совокупность технических устройств и материальных, тепловых, энергетических потоков (связей) между ними, функционирующая как единое целое и предназначенная для переработки исходных веществ в продукты), включая оборудование стадий хранения и слива-налива исходных веществ и продуктов, необходимо оснащать средствами контроля за параметрами, определяющими химическую опасность процесса, с регистрацией показаний и предаварийной (а при необходимости предупредительной) сигнализацией их значений, а также средствами автоматического регулирования и ПАЗ.
Требования к системам контроля, управления, сигнализации и ПАЗ, обеспечивающие безопасность ведения технологических процессов ХОПО, определены главой VI Правил.
Согласно пункту 12 Правил ХОПО для химически опасных технологических процессов, включая процессы хранения и слива-налива химически опасных веществ, следует предусматривать системы ПАЗ, предупреждающие возникновение аварии при отклонении от предусмотренных технологическим регламентом предельно допустимых значений параметров процесса во всех режимах работы и обеспечивающие безопасную остановку или перевод процесса в безопасное состояние по заданной программе.
Согласно пункту 49 Правил ХОПО описание технологической схемы производится по стадиям технологического процесса, начиная с поступления и подготовки сырья, заканчивая отгрузкой готового продукта.
Таким образом, Правилами ХОПО, а также Общими правилами взрывобезопасности предусмотрена необходимость ведения технологических процессов на основании технологических регламентов, основанных на проектной документации. Технологический процесс производства включает в себя процесс хранения, слива-налива.
Данная позиция подтверждается Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 18.10.2021 по административному делу N 12-206/2021 по делу Главного технолога ООО "НЗМП" Хорошева Ю.Н., привлеченного к административной ответственности по результатам проведенной проверки (акт проверки от 22.06.2021 N 06-06-21-471-ПН/А).
На основании чего, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что законность оспариваемых пунктов предписания подтверждена и доказана.
Вывод суда первой инстанции, что предписание (оспариваемые пункты) не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.к. общество обязано соблюдать требования промышленной безопасности, не дожидаясь указаний органа, осуществляющего надзор за соблюдением требований промышленной безопасности, является законным.
Также обоснованно отклонены судом первой инстанции доводы Общества о нереальности и неисполнимости оспариваемого предписания в отсутствие доказательств обратного.
Таким образом, оспариваемое заявителем предписание от 22.06.2021 N 06-06-21-471-ПН/П правомерно признано законным и обоснованным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2022 года по делу N А55-28242/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28242/2021
Истец: ООО "Новокуйбышевский завод масел и присадок"
Ответчик: Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Средне-Поволжское управление Федеральной службы по эокологическому, технологическому и атомному надзору