город Ростов-на-Дону |
|
06 апреля 2022 г. |
дело N А53-22937/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административной комиссии при Администрации г. Каменск-Шахтинский
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.02.2022 по делу N А53-22937/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каменская управляющая компания" (ИНН 6147039167, ОГРН 1166196054232)
к административной комиссии при Администрации г. Каменск-Шахтинский
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Каменская управляющая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным постановления административной комиссии при Администрации г.Каменск-Шахтинского (далее - Административная комиссия) от 16.06.2021 о назначении административного наказания юридическому лицу по делу об административном правонарушении N 234/232-2021.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2021 было принято заявление Общества и возбуждено дело в порядке упрощённого производства.
Определением от 10.09.2021 суд первой инстанции перешёл к рассмотрению дела в общем порядке административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.02.2022 требования Общества были удовлетворены. Решение мотивировано тем, что административным органом не доказан состав вменяемого Обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" (далее - Областной закон N 273-ЗС).
Не согласившись с принятым судебным актом, Административная комиссия обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Общества отказать.
В обоснование апелляционной жалобы Административная комиссия указывает, что в действиях Общества доказан состав вменяемого административного правонарушения. Обязанность по оборудованию места временного хранения ТКО и заключению разрешения на использование земель в МКД возлагается на управляющую организацию, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы. Административная комиссия указывает, что судом применены нормы права не подлежащие применению.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество и Административная комиссия, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Ведущим специалистом отдела муниципальной инспекции Администрации г.Каменск-Шахтинский было установлено, что 28.05.2021 в 10 час. 00 мин. Общество, как управляющая компания многоквартирным домом 82А по переулку Астахановский, не приняло мер по оборудованию места временного хранения отходов на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности, аренды или ином законном основании, чем нарушило требования Приложения N 2 пунктов 4 и 18 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Камеск-Шахтинский", утверждённых Решением Каменск-Шахтинской городской Думы от 27.03.2019 N 364 (далее - Правила благоустройства).
В связи с выявленными нарушениями, 28.05.2021 ведущим специалистом отдела муниципальной инспекции Администрации г.Каменск-Шахтинский, в отсутствии представителя Общества, составлен протоколе N 392 об административном правонарушении.
16.06.2021 Административной комиссией, в отсутствии представителя Общества, вынесено постановление N 234/232-2021 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 5.2 Областного закона N 273-ЗС в виде административного штрафа в размере 70000 рублей.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 5.1 Областного закона N 273-ЗС предусмотрена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 Областного закона N 273-ЗС.
Согласно части 2 статьи 5.1 Областного закона N 273-ЗС повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 1 статьи влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 70000 до 100000 рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов.
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно пункту 4 Приложения N 2 Правил благоустройства при контейнерной системе удаления отходов собственник отходов обязан оборудовать место временного хранения отходов на принадлежащем ему на праве собственности, аренды или ином законном основании земельном участке, а при оборудовании места на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности в соответствии со статьёй 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" и постановлением Правительства Ростовской области от 06.07.2015 N440 "Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установлении сервитута на территории Ростовской области" заключить разрешение на использование земель или земельного участка для размещения объекта без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Обязанность по оборудованию места временного хранения отходов и заключению разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитутов в многоквартирном доме возлагается на управляющую организацию, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, лицо, уполномоченное собственниками при непосредственном способе управления.
В соответствии с пунктом 18 Правил благоустройства ответственность за оборудование и содержание контейнерной площадки, а также за заключение разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления без предоставления земельных участков и установления сервитутов в соответствии со статьёй 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" и постановлением Правительства Ростовской области от 06.07.2015 N440 "Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установлении сервитута на территории Ростовской области" возлагаются на управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, лицо, уполномоченное собственниками в многоквартирном доме при непосредственном способе управления.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", коммунальные услуги -осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Пунктом 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Собственники помещений в многоквартирном доме согласно протоколам общего собрания собственников от 15.04.2018 приняли решение о заключении с 15.04.2018 от своего имени договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО с региональным оператором - ООО "Экострой-Дон".
Общество на основании договора N 39 на оказание услуг по транспортировке ТКО от 01.04.2020, заключённого с ООО "Экострой-Дон" фактически оказывает коммунальные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в г.Каменск-Шахтинском, в том числе и собственникам помещений во всех многоквартирных домах, находящихся в управлении.
Согласно реестру контейнерных площадок, утверждённому заместителем главы администрации города Каменск-Шахтинский для собственников многоквартирного жилого дома пер. Астаховский, д. 82 "А" определена площадка для сбора ТКО, установленная по адресу пер. Астаховский, д. 82 "А" (л.д. 38).
Общество, как организация по оказанию услуг управления многоквартирным домом фактически выполнило все возложенные на нее обязанности в части организации и содержания мест временного хранения отходов, в Общество был отправлен запрос с просьбой подтвердить наличие места для сбора и временного хранения твёрдых коммунальных отходов, используемого при оказании коммунальных услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г Каменск-Шахтинский, пер. Астаховский, д. 82 "А".
Согласно ответу на запрос, у собственников помещений жилого дома по адресу: г Каменск- Шахтинский, пер. Астаховский, 82-А имеется организованное место для сбора и временного хранения ТКО, расположенное в западном торце жилого дома по адресу: г Каменск-Шахтинский, пер. Астаховский, 82-А.
Следовательно, обязанности по установлению отдельной площадки у Общества не имелось, в связи с чем, административным органом в действиях Общества не доказан состав вменяемого административного правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021 N 15АП-21126/2021 по делу N А53-24923/2021; постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022 N 15АП19129/2021 по делу N А53-24155/2021.
Административная комиссия указывает о применении судом нормы права не подлежащей применению, а именно ссылку суда на Приказ Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учёта и порядка её заполнения". Данный довод административной комиссии не является безусловным основанием для признания судебной коллегией решения суда первой инстанции незаконным и его отмене, так как не исключает противоправность действий административного органа. Ссылка на Приказ Министерства регионального развития РФ не привело к неправильному принятию судом решения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований Общества о признании незаконным постановления административной комиссии при администрации г.Каменск-Шахтинский от 16.06.2021 N 234/232-2021.
Доводы апелляционной жалобы административной комиссии при администрации г. Каменск-Шахтинский, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
Положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации по делу не предусмотрена уплата государственной пошлины, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.02.2022 по делу N А53-22937/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-22937/2021
Истец: ООО "КАМЕНСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Административная комиссия при Администрации г. Каменск-Шахтинский, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КАМЕНСК-ШАХТИНСКИЙ