г. Воронеж |
|
06 апреля 2022 г. |
Дело N А64-6898/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Поротикова А.И., |
судей |
Воскобойникова М.С., |
|
Кораблевой Г.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карабковой О.В.,
при участии:
от комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от конкурсного управляющего МУП "Тамбовинвестсервис" - Елесиной Т.В.: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ПАО "Квадра - генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - Тамбовская генерация": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ООО "Тамбовская теплоэнергетическая компания": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от АО "ГТ Энерго" в лице Тамбовского филиала: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от МУП "Тамбовтеплосервис": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от администрации Тамбовского района Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области на решение Арбитражного суда Курской области от 08 декабря 2021 года по делу N А64-6898/2021 (судья Зотова С.О.) по исковому заявлению комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области (ОГРН 1076829007980, ИНН 6829036391) к МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176), комитету по управлению имуществом Тамбовской области (ОГРН 1066829046844, ИНН 6831000240) о признании права собственности
третьи лица: конкурсный управляющий МУП "Тамбовинвестсервис" - Елесина Т.В., ПАО "Квадра - генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - Тамбовская генерация", ООО "Тамбовская теплоэнергетическая компания", АО "ГТ Энерго" в лице Тамбовского филиала, МУП "Тамбовтеплосервис", администрация Тамбовского района Тамбовской области, администрация Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области обратился в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, Комитету по управлению имуществом Тамбовской области о признании права собственности на сооружение - тепловую сеть, расположенную по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Красненькая от ТК-99-4 до жилого дома по ул. Средней, 108, корп. 1, протяженностью 7 м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: конкурсный управляющий МУП "Тамбовинвестсервис" - Елесина Т.В., ПАО "Квадра - генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - Тамбовская генерация", ООО "Тамбовская теплоэнергетическая компания", АО "ГТ Энерго" в лице Тамбовского филиала, МУП "Тамбовтеплосервис", администрация Тамбовского района Тамбовской области, администрация Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 08 декабря 2021 года по делу N А64-6898/2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, полагая его, незаконным и необоснованным, истец обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить его, принять новый судебный акт, иск удовлетворить.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2022 г. указанная жалоба принята к производству.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 01 апреля 2022 года представители администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Тамбовского района Тамбовской области, МУП "Тамбовтеплосервис", АО "ГТ Энерго" в лице Тамбовского филиала, общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская теплоэнергетическая компания", ПАО "Квадра - генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - Тамбовская генерация", конкурсного управляющего МУП "Тамбовинвестсервис" - Елесиной Т.В., Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области не явились.
От комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Тамбова от 15 октября 2015 г. N 7747 в состав муниципальной собственности городского округа - город Тамбов включены объекты инженерной инфраструктуры - тепловые сети, в том числе объект, расположенный по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Красненькая от ТК-99-4 до жилого дома по ул. Средней, 108, корп. 1, протяженностью 7 м.
Названным постановлением указанный линейный объект закреплен на праве хозяйственного ведения за МУП "Тамбовинвестсервис".
Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области обратился в Управление Росреестра по Тамбовской области с заявлением от 28 июля 2021 г. об осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении тепловой сети, расположенной по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Красненькая от ТК-99-4 до жилого дома по ул. Средней, 108, корп. 1.
Комитетом получено уведомление Управления Росреестра по Тамбовской области от 10 августа 2021 г. N КУВД-001/2021-30867862/2 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право муниципальной собственности на указанный объект.
Поскольку произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования городского округа - город Тамбов на спорный объект во внесудебном порядке не представляется возможным, комитет обратился в суд с настоящим иском.
В силу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в арбитражном суде осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, перечисленными в статье 12 названного Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 Закона о государственной регистрации, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, лицо, обратившееся в суд с иском о признании права на недвижимое имущество, должно представить доказательства, подтверждающие основания возникновения у него данного права.
В силу статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 50 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Основания возникновения муниципальной собственности определяются как общими положениями гражданского законодательства, так и специальными нормами, определяющими порядок безвозмездной передачи имущества, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Согласно техническому плану сооружения от 19 июля 2021 г., декларации об объекте недвижимости объект инженерной инфраструктуры - тепловые сети, расположенный по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Красненькая от ТК-99-4 до жилого дома по ул. Средней, 108, корп. 1, протяженностью 7 м., построен в 1987 году. В соответствии с выпиской N 2351 из реестра муниципального имущества по состоянию на 09 октября 2018 г. в качестве правообладателя спорного объекта значится городской округ - город Тамбов, на основании постановления администрации города Тамбова от 15 октября 2015 г. N 7747.
В силу статей 94, 95 Гражданского кодекса РСФСР, действующего в период возведения спорного объекта, государство являлось единым собственником всего государственного имущества. Земля, ее недра, воды и леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.
В соответствии со статьей 23 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР" в муниципальной собственности района, города и входящих в них административно-территориальных образований находятся имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, жилищный фонд, нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, городского электрического транспорта, объекты внешнего благоустройства) и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание потребителей и находящиеся на территории Советов народных депутатов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о местном самоуправлении.
Согласно пункту 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунального бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 г. N 235, передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий в силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в том числе: сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 г. N 8 при разрешении вопросов о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в соответствующий реестр или перечень, суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности должен руководствоваться приложениями N 1, 2, 3 к постановлению от 27 декабря 1991 г. N 3020-1.
В силу пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 1 приложения 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 к объектам муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).
Таким образом, критерием отнесения имущества к муниципальной собственности конкретного муниципального образования является расположение соответствующих объектов коммунальной инфраструктуры на территории того либо иного муниципального образования.
Согласно материалам дела, спорная тепловая сеть расположена по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Красненькая от ТК-99-4 до жилого дома по ул. Средней, 108, корп. 1.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Устава Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области территорию Донского сельсовета составляют все входящие в его состав сельские населенные пункты, в том числе деревня Красненькая.
В силу части 1 статьи 8 Устава Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области к вопросам местного значения относится в том числе организация в границах сельсовета электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Следовательно, обеспечение прав населения в деревне Красненькой Тамбовского района Тамбовской области на надежное теплоснабжение, относящееся к вопросам местного значения, является обязанностью Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, через осуществление полномочий которого реализуется право граждан на решение вопросов местного значения.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 24 августа 2016 г. в собственности Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области находится тепловая сеть с кадастровым номером 68:20:3003004:944, расположенная по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Красненькая, ул. Зеленая, ул. Средняя, в состав которой входит спорный участок тепловой сети.
Поскольку объекты инженерной инфраструктуры, расположенные на территории соответствующего муниципального образования, в силу прямого указания закона, являются объектами его муниципальной собственности, суд приходит к выводу, что на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 право собственности на спорную тепловую сеть возникло у Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области.
Так как факт включения спорного имущества в состав инженерной инфраструктуры города Тамбова не доказан, закрепление спорной тепловой сети на основании постановления администрации города Тамбова от 15.10.2015 N 7747 на праве хозяйственного ведения за МУП "Тамбовинвестсервис" не имеет правового значения для установления принадлежности объекта конкретному собственнику.
Само по себе включение тепловой сети на основании постановления администрации города Тамбова от 15.10.2015 N 7747 в состав муниципальной собственности города Тамбова не является ни правоустанавливающим юридическим фактом, ни материально-правовым основанием возникновения права собственности на объект. Аналогичный правовой вывод содержится в абзаце 4 пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований комитета.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не подтверждены доказательствами, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, направлены на переоценку верно установленных судом первой инстанции по делу обстоятельств, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Тамбовской области.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом области допущено не было.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя, возврату либо возмещению не подлежат.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 08 декабря 2021 года по делу N А64-6898/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Поротиков |
Судьи |
М.С. Воскобойников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-6898/2021
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Администрации города Тамбова Тамбовской области
Ответчик: Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Межрегиональное Территориальное управление федерального агенства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой области
Третье лицо: Администрация Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Администрация Тамбовского района Тамбовской области, АО "ГТ Энерго" в лице Тамбовского филиала, МУП "Тамбовеплосервис", МУП "Тамбовинвестсервис" к/у Елесина Т.В., ООО "Тамбовская теплоэнергетическая компания", ПАО "Квадра" - Генерирующая компания", 19 Арбитражный апелляционный суд