г. Челябинск |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А76-42121/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Логист" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.02.2022 по делу N А76-42121/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Логист" - Бобкова В.В. (доверенность от 30.12.2021, диплом),
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Чурилова А.П. (доверенность от 09.03.2022, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Логист" (далее - заявитель, ООО УК "Логист", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, жилищная инспекция) от 15.11.2021 N 21-5140-2 5054.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
ООО УК "Логист", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на отсутствие у общества обязанности за счет средств собственников помещений многоквартирного дома устанавливать ограждение и сооружать покрытие муниципальной контейнерной площадки, не являющейся общедолевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома, предназначенной для использования жителями нескольких многоквартирных домов. Контейнерная площадка организована на муниципальной земле в районе спорного многоквартирного дома для использования жителями многоквартирных домов N N 55, 57, 59, 49 по ул. Строителей в г. Магнитогорске Челябинской области. Заявитель не является исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, жилищной инспекцией на основании распоряжения от 10.11.2021 N 21-5140 5054 в отношении ООО УК "Логист" проведена внеплановая выездная проверка, в ходе проведения которой по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Строителей, д. 55 выявлено частичное разрушение металлического ограждения контейнерной площадки, отсутствие ограждения и покрытия площадки для крупногабаритных отходов, что является нарушением пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень).
Данные нарушения отражены в акте проверки от 15.11.2021 N 21-5140-1 5054 (л.д. 13-14).
15.11.2021 по факту выявленных нарушений жилищной инспекцией вынесено предписание N 21-5140-2 5054 (л.д. 12) с указанием обществу до 24.12.2021 устранить выявленные нарушения по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Строителей, д. 55, представить акт выполненных работ (л.д. 12).
Считая оспариваемое предписание незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в тех случаях, когда такая обязанность не лежит на других лицах. В случае осуществления управления многоквартирным домом управляющей организацией именно на нее возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома (подпункт "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 (далее - Правила N 491), пункт 26 (1) Минимального перечня). Таким образом, общество, являясь управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Строителей, д. 55 (далее - МКД), обязано организовать и содержать места накопления твердых коммунальных отходов.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с подпунктами 2.1 и 2-2 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного постановлением губернатора Челябинской области от 15.05.2014 N 364, к функциям жилищной инспекции отнесено осуществление лицензирования и лицензионного контроля в отношении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 9 этого Положения, жилищная инспекция для осуществления возложенных на нее функций имеет право, в том числе, выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Таким образом, оспоренное предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Проверка проведена с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), существенных нарушений, влекущих недействительность результатов проверки, инспекцией не допущено.
Из материалов дела следует, что жилищной инспекцией выявлено нарушение заявителем нормативных требований, установленных для осуществления лицензируемой деятельности по управлению многоквартирными домами.
В ходе проведенной жилищной инспекцией проверки проведен осмотр контейнерной площадки для сбора ТКО по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Строителей, д. 55, в ходе которого установлено частичное разрушение металлического ограждения контейнерной площадки, отсутствие ограждения и покрытия площадки для крупногабаритных отходов.
ООО "УК "Логист" оспаривает наличие у него обязанности по содержанию мест накопления ТКО.
К лицензионным требованиям деятельности по управлению многоквартирными домами отнесено, в том числе, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 и частью 2 статьи 162 ЖК РФ (подпункт "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом (часть 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов определяется Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039).
Согласно пункту 3 Правил N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органами местного самоуправления (далее - уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (пункт 4 Правил N 1039).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями (подпункт "д(2)" пункта 11 Правил N 491).
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) определен перечень работ по содержанию жилых домов.
Разделом III Правил N 170 установлен, в том числе, порядок содержания придомовой территории.
В силу пункта 3.7.1 Правил N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
В силу пункта 3.7.4 Правил N 170 мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов.
Правила N 170 разработаны в соответствии с утратившим силу с 01.03.2005 Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", однако являются действующими.
При этом в силу подпункта "а" пункта 1.2 Правил N 170, положения этих Правил распространяются в том числе на частный жилищный фонд (жилищный фонд находящийся в собственности граждан и юридических лиц), то есть, как верно отмечено судом первой инстанции, указанные Правила обязательны для исполнения собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями и организациями различных организационно-правовых форм, которые взяли на себя обязательства по содержанию частного жилищного фонда.
В этой связи довод апелляционной жалобы о невозможности применения положений Правил N 170 к деятельности управляющей организации, осуществляющей управление общим имуществом многоквартирного дома, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании закона.
Из указанных нормативных положений следует, что создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в тех случаях, когда такая обязанность не лежит на других лицах. В случае осуществления управления многоквартирным домом управляющей организацией именно на нее возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов.
Таким образом, содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Жилищной инспекцией установлено, что ООО УК "Логист" осуществляет управление многоквартирным домом N 55 по ул. Строителей в г. Магнитогорске, а потому отвечает за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, включая место (площадку) накопления отходов.
Таким образом, довод общества об отсутствии у него обязанности по содержанию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в состоянии, соответствующем нормативным требованиям, не основан на законе.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, само по себе возможное использование такого места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов жителями других многоквартирных домов (включая дома, не находящиеся в управлении заявителя), не освобождает общество, как организацию, осуществляющую управление общим имуществом многоквартирного дома, на придомовой территории которого расположено место (площадки) накопления ТКО, от обязанности выполнять предусмотренные законом требования к содержанию такой площадки.
Податель апелляционной жалобы указывает на расположение контейнерной площадки за пределами земельного участка МКД, на земельном участке, принадлежащем муниципалитету, и не входит в состав общего имущества спорного МКД.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с информацией, размещённой на сайте https://dom.gosuslugi.ru/#!/public-tko/tko-view/878f2cb9-fb9f-488b-b75a-dd939b0e3066 контейнерная площадка с наименованием "02010167, Кластер Магнитогорский, г Магнитогорск, ул Строителей, д.55" размещена по адресу Челябинская обл, г. Магнитогорск, ул. Строителей, д.55.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Аналогично, в соответствии с пунктом 2 Правил N 491, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома (пункты 1.8 и 3.7 Правил N 170).
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в МКД (подпункт 1 пункта 2 статьи 154 ЖК РФ).
Таким образом, управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, направленные на надлежащее содержание и ремонт общего имущества в МКД.
Следовательно, в силу расположения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов вблизи спорного МКД с указанием адреса ее расположения, соответствующего адресу спорного МКД, и использования площадки собственниками помещений спорного МКД, заявитель обязан проводить работы, предусмотренные Минимальным перечнем, включая работ по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.
Кроме того, действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора твердых коммунальных отходов за границами земельного участка МКД. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под МКД ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора, при этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за МКД, не освобождает управляющую организацию от обязанности по ее содержанию.
Из буквального содержания оспариваемого предписания не следует возложение на заявителя обязанностей, не предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и нормативно-правовыми актами.
Довод заявителя о том, что обязанность по содержанию контейнерной площадки лежит на региональном операторе, как исполнителе коммунальной услуги по обращению с ТКО, не может быть принят, так как обязанность по организации, содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов возложена на организации, осуществляющие управление общим имуществом соответствующих многоквартирных домов (подпункт "д" (2) пункта 11 Правил N 491, пункт 26(1) Минимального перечня N 290.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции с учетом положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.02.2022 по делу N А76-42121/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Логист" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-42121/2021
Истец: ООО УК "ЛОГИСТ"
Ответчик: ГУ "ГЖИ Челябинской области"