г. Пермь |
|
06 апреля 2022 г. |
Дело N А60-68121/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии:
представителя заявителя, Махнева И.В., действующего по доверенности от 06.08.2021, предъявлены диплом, паспорт;
представителя заинтересованного лица, Левшиной Е.В., действующей по доверенности от 15.12.2021, предъявлены диплом, служебное удостоверение;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области,
на определение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 декабря 2021 года
о приостановлении действия оспариваемого ненормативного акта
по делу N А60-68121/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Городская эксплуатационная служба" (ИНН 6686037411, ОГРН 113668603378)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным решения о внесении изменений в реестр лицензий от 21.12.2021 N 29-05-01/52881,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Городская эксплуатационная служба" (далее - заявитель, ООО УК "ГЭС", общество) обратилось в суд к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) с требованием о признании недействительным решения о внесении изменений в реестр лицензий от 21.12.2021N 29-05-01/52881.
Также ООО УК "ГЭС" заявлено ходатайство о приостановлении действия оспариваемого ненормативного акта - решения департамента ГЖИСН о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области от 21.12.2021 N 29-05-01/52881 до вынесения решения по делу и вступления судебного акта в законную силу. Запретить департаменту ГЖИСН исключать сведения с 01.01.2022 обо всех многоквартирных домах из реестра лицензии, в отношении которых лицензиат общество "УК ГЭС" осуществляет деятельность по управлению до вынесения решения по делу и вступления судебного акта в законную силу.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 27 декабря 2021 года заявление ООО УК "ГЭС" удовлетворено: приостановлено действие решения Департамента ГЖИСН о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области от 21.12.2021 N 29-05-01/52881 до вступления в законную силу судебного акта, которым заканчивается рассмотрение по существу дела N А60-68203/2021. Департаменту ГЖИСН запрещено исключать с 01.01.2022 сведения о многоквартирных домах, указанных в решении от 21.12.2021 N 29-05-01/52881, из реестра лицензии, в отношении которых лицензиат - ООО УК "ГЭС" осуществляет деятельность по управлению до вступления в законную силу судебного акта, которым заканчивается рассмотрение по существу дела N А60-68203/2021.
Не согласившись с судебным актом, Департамент обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что Департаментом принято решение от 21.12.2021 N 29-05-01/52881 о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области путем исключения всех многоквартирных домов из раздела реестра, который содержит в себе сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат - ООО УК "ГЭС", с 22.12.2021, а не с 01.01.2022.
Таким образом, фактически Департаментом до вынесения определения Арбитражного суда Свердловской области от 27.12.2021 по делу N А60-68203/2021 уже совершены действия по исключению всех домов, то есть оно приведено в исполнение. Также Департамент с 01.01.2022 не исключал многоквартирные дома, указанные в решении Департамента от 21.12.2021 N 29-05-01/52881, поскольку они уже исключены ранее 22.12.2021.
Полагает, определение суда от 27.12.2021 приостанавливает действие, которое во времени уже совершено 22.12.2021.
ООО УК "ГЭС" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которого заявитель считает определение суда законным, обоснованным, не подлежащим изменению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил вышеуказанное определение суда первой инстанции отменить. Представитель общества в судебном заседании с позицией апеллянта не согласился по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272 АПК РФ.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил, руководствуясь при этом следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Приостановление действия оспариваемого ненормативного правового акта (решения) относится к обеспечительным мерам, принятие которых арбитражным судом производится по правилам, установленным главой 8 АПК РФ.
Под приостановлением действия ненормативного правового акта согласно ч. 3 ст. 199 АПК РФ в качестве обеспечительной меры понимается запрет исполнения действий (мероприятий), предусмотренных данным актом (пункт 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер").
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" разъяснено, что при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с ч. 2 ст. 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества.
В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами. Обеспечительные меры носят срочный (временный) характер, действуют до разрешения спора по существу.
Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ.
При оценке доводов заявителя в соответствии с ч. 2 ст. 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными ч. 2 ст. 90 АПК РФ (п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер").
С учетом изложенного при оценке доводов заявителя в соответствии с ч. 2 ст. 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер, вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер, обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон, предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
В пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" указано на то, что арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
В силу части 3 статьи 93 АПК РФ в обеспечении иска может быть отказано, если отсутствуют предусмотренные статьей 90 настоящего Кодекса основания для принятия мер по обеспечению иска.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает конкретных обязательных оснований для принятия мер по обеспечению иска, оценка необходимости их применения производится судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении конкретных обстоятельств дела.
Ходатайство заявителя о приостановлении действия оспариваемого ненормативного правового акта основано на том, что применение департаментом ГЖИСН оспариваемой административной меры в виде принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий от 21.12.2021 N 29-05-01/52881 приведет к нарушению прав граждан (собственников).
Оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьями 65, 66, 67, 68, 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности доводов заявителя о том, что непринятие обеспечительных мер до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу может привести к невозможности сохранения существующего состояния, затруднительности восстановления прав заявителя в случае принятия судебного акта в его пользу.
Учитывая предмет заявленных требований, правовое положение сторон, а также то, что целью принятия обеспечительных мер является сохранение до момента разрешения спора существующего положения в отношении заявителя, суд удовлетворил ходатайство заявителя о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения от 21.12.2021 N 29-05-01/52881 до вступления в силу решения по настоящему делу.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции считает, что испрашиваемые обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого ненормативного акта связаны с предметом заявленного требования, соразмерны ему и обеспечивают фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд по результатам повторной оценки представленных в дело доказательств и установления юридически значимых обстоятельств оснований для иных суждений по существу процессуального вопроса не усматривает. Обращаясь с апелляционной жалобой, Департамент не опроверг выводы суда о целесообразности принятия обеспечительных мер.
Таким образом, обжалуемое определение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при вынесении обжалуемого определения не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Свердловской области от 27 декабря 2021 года о приостановлении действия оспариваемого ненормативного акта по делу N А60-68121/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-68121/2021
Истец: Бакланова Ольга Владимировна, Боровикова Ольга Сергеевна, Бородина Юлия Александровна, Васильевна Наталья Геннадьевна, Винниченко Оксана Олеговна, Высоцкий Алексей Евгеньевич, Голутвина Александра Васильевна, Голякова Светлана Анатольевна, Грошев Олег Григорьевич, Донская Оксана Владимировна, Зимовцева Наталья Васильевна, Киселева Юлия Викторовна, Кислова Клавдия Степановна, Колобов Александр Николаевич, Мануйлова Светлана Григорьевна, Мензарарь Наталья Владимировна, Моисеева Юлия Владимировна, Нурбаева Бектимира Нышанбаевича, ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ГОРОДСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СЛУЖБА, Перевозкина Елена Владимировна, Перминов Григорий Сергеевич, Пономарева Нина Петровна, Речкалова Тамара Геннадьевна, Садовникова Людмила Николаевна, Старкова Екатерина Владимировна, Старкова Наталья Петровна, Халемин Павел Олегович, Шамова Зинаида Павловна
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Лицензионная комиссия Свердловской области
Третье лицо: АО ЕКАТЕРИНБУРГЭНЕРГОСБЫТ, АО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания", Зуев Игорь Николаевич, ИП Чебурин Роман Евгеньевич, Козлова Светлана Александровна, Кузнецова Ирина Борисовна, Левина Галина Алексеевна, Нуриев Александр Федорович, ООО "Перспектива", ООО "УРАЛЬСКАЯ ЖИЛИЩНАЯ КОМПАНИЯ", ПРОКУРАТУРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ТСЖ "БАРДИНА 23", ТСЖ "УРАЛЬСКАЯ 57/2"
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7302/2022
26.07.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1859/2022
19.04.2022 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-68121/2021
12.04.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1851/2022
06.04.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1859/2022