г. Москва |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А41-57336/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино Северо-Западного административного округа": Судаковв М.А. по доверенности от 01.10.2021, диплом о высшем юридическом образовании;
от ГЖИ МО: Михайлов Е.В. по доверенности от 29.04.2021, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Эстейт Сервис дирекция Куркино Северо-Западного административного округа"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 13 декабря 2021 года по делу N А41-57336/21,
по заявлению закрытого акционерного общества "Эстейт Сервис дирекция Куркино Северо-Западного административного округа"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Эстейт Сервис дирекция Куркино Северо-Западного административного округа" (далее - заявитель, предприятие, ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино Северо-Западного административного округа") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ МО) о признании незаконным предписания от 16.06.2021 N 08ОГ/20-639-35-20-2021.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 декабря 2021 года по делу N А41-57336/21 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л. д. 149-152).
Не согласившись с данным судебным актом, ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино Северо-Западного административного округа" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино Северо-Западного административного округа" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель ГЖИ МО возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.06.2021 ГЖИ МО на основании распоряжения от 26.05.2021 N 08ОГ/09-339-27-9-2021 провела внеплановую выездную проверку лицензионного контроля в отношении общества по управлению многоквартирного дома, по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Панфилова, 15.
По результатам проверки составлен акт проверки от 16.06.2021 N 08ОГ/20-639-35-20-2021 и заявителю выдано предписание от 16.06.2021 N 08ОГ/20-639-35-20-2021, в соответствии с которым обществу необходимо в срок до 02.08.2021 установить в указанном выше многоквартирном доме зонты над выходом вентиляционной шахты на крышу во всех подъездах (3 подъезда) (т. 1 л. д. 4, 7-12).
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино Северо-Западного административного округа" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: - выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; - принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290).
Согласно пункта 7 Правил N 290 работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов: проверка кровли на отсутствие протечек; проверка молниезащитных устройств, заземления мачт и другого оборудования, расположенного на крыше; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока; проверка состояния защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующей способности дренирующего слоя, мест опирания железобетонных коробов и других элементов на эксплуатируемых крышах; проверка температурно-влажностного режима и воздухообмена на чердаке; контроль состояния оборудования или устройств, предотвращающих образование наледи и сосулек; осмотр потолков верхних этажей домов с совмещенными (бесчердачными) крышами для обеспечения нормативных требований их эксплуатации в период продолжительной и устойчивой отрицательной температуры наружного воздуха, влияющей на возможные промерзания их покрытий; проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи; проверка и при необходимости восстановление защитного окрасочного слоя металлических элементов, окраска металлических креплений кровель антикоррозийными защитными красками и составами; проверка и при необходимости восстановление насыпного пригрузочного защитного слоя для эластомерных или термопластичных мембран балластного способа соединения кровель; проверка и при необходимости восстановление пешеходных дорожек в местах пешеходных зон кровель из эластомерных и термопластичных материалов; проверка и при необходимости восстановление антикоррозионного покрытия стальных связей, размещенных на крыше и в технических помещениях металлических деталей; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино СЗАО" осуществляет функции по управлению многоквартирным домом по адресу: Московская область, г.о. Химки, ул. Панфилова, д. 15 на основании протокола общего собрания собственников помещений от 04.10.2018 N 001.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Химки, ул. Панфилова, д. 15 относится к типовому проекту П-44.
Согласно письма проектировщика данного дома АО "Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии экспериментального проектирования" (АО МНИИТЭП) с приложением плана чердака, спецификации, схемы водоснабжения, канализации, водостоков, в типовых домах серии П44 и ее последующих модификациях технический этаж, расположенный над жилыми квартирами, запроектирован как сборная вентиляционная камера с последующим выбросом воздуха через центральную вытяжную шахту выше уровня здания. Для обеспечения наилучшей тяги в типовых проектах не предусмотрена установка зонтиков или каких-либо иных конструкций для защиты от атмосферных осадков. Атмосферные осадки, проходящие через центральную шахту в технический этаж, попадают на установленный под ней металлический поддон, запроектированный для сбора атмосферных осадков и защиты нижерасположенных конструкций от протечек (т. 1 л. д. 102-104).
В соответствии со статьей 36 ЖК РФ, подпунктом "б" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" крыша и ее конструктивные элементы включены в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, вопрос о реконструкции элементов общего имущества не может быть принят управляющей организацией самостоятельно в рамках выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, поскольку он относится к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома.
Таким образом, выдавая предписание о возведении новых конструктивных элементов, не предусмотренных проектом многоквартирного дома, ГЖИ МО вышла за пределы полномочий, представленных контролирующему органу.
В свою очередь, отсутствие, не предусмотренного проектом дома зонтика над выходом вентиляционной шахты на крышу многоквартирного дома, не может свидетельствовать о ненадлежащем выполнении обществом работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ с учетом пункта 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В данном случае, управление не доказало наличия законных оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Учитывая изложенное выше, арбитражный апелляционный суд считает, что требование о признании обжалуемого предписания незаконным является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 декабря 2021 года по делу N А41-57336/21 отменить.
Признать незаконным предписание Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 16 июня 2021 года N 08ОГ/20-639-35-20-2021.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-57336/2021
Истец: ЗАО "ЭСТЕЙТ СЕРВИС ДИРЕКЦИЯ КУРКИНО СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА"
Ответчик: Главное управление Московской области "государственная жилищная инспекция МО"
Третье лицо: Главное управление Московской области "государственная жилищная инспекция МО"