г. Пермь |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А60-24510/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Горжилстрой" - Сердитов А.Ю., паспорт, доверенность от 05.04.2022, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Горжилстрой",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 января 2022 года
по делу N А60-24510/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горжилстрой" (ИНН 7203210486, ОГРН 1087232001548)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании незаконным действия (бездействия) по проведению проверки, отмене результатов внеплановой документарной проверки, проводимой на основании приказов от 01.03.21 N 29-12-26/15, прекращении производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 1 статьи 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Горжилстрой" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) о признании незаконным действия (бездействия) по проведению проверки, отмене результатов внеплановой документарной проверки, проводимой на основании приказов от 01.03.21 N 29-12-26/15, прекращении производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 1 статьи 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 января 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе общество приводит доводы о том, что предпосылок к внеплановой проверке, а также тех обстоятельств, которые бы послужили катализатором действий Департамента, на 01 марта 2021 года не было, так как ООО "Горжилстрой" вело обычную хозяйственную деятельность по приведению необходимой документации по строительству к требованиям действовавшего законодательства РФ.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.
Заинтересованное лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, департаментом ГЖИСН 01.03.2021 вынесен приказ N 29-12-26/15 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении общества "Горжилстрой" в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов (или) иных объектов недвижимости.
Целью и основанием проведения проверки являлась проверка соблюдения ООО "Горжилстрой" обязательных требований законодательства в долевом строительстве.
Приказ от 01.03.2021 N 29-12-26/15 и уведомление от 03.03.2021 N 29-01-41-/5 75 7-К направлены застройщику ООО "Горжилстрой" на официальный адрес электронной почты, заказным письмом с уведомлением о вручении, получены обществом 09.03.2021 и 11.03.2021.
В тексте сопроводительного письма в соответствии с положениями пунктом 2 приказа департамента от 11.01.2018 N 2-А "Об утверждении Перечня сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области" (далее - приказ департамента N 2-А) указано, что оно является запросом о предоставлении документов, перечисленных в пункте 13 приказа департамента N 2-А.
Считая действия департамента ГЖИСН по проведению проверки, проводимой на основании приказа от 01.03.2021 N 29-12-26/15, незаконными, нарушающими его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказ в удовлетворении требований суд первой инстанции мотивировал выводами об отсутствии совокупности предусмотренных статьей 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемых действий незаконными.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Согласно требованиям части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении споров о признании незаконными действий органов, осуществляющих публичные полномочия, в том числе по проведению проверки, в предмет доказывания входят вопросы о наличии у органа, выдавшего осуществившего проверку, соответствующих полномочий, соответствие действий нормам законодательства и отсутствие нарушенных прав и законных интересов лица, обратившегося за судебной защитой.
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости возложен на уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
В силу части 8 статьи 23 Закона N 214 к отношениям, связанным с осуществлением контролирующим органом государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона N 294 с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области в силу постановления Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431- ПП "Об утверждении положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области", является департамент ГЖИСН.
В целях реализации государственной функции по осуществлению контроля (надзора) в строительной отрасли региона постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2018 N 980-ПП "О государственной контроле (надзоре) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области" утверждено Положение о порядке организации и осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, в соответствии с которым реализация полномочий, предусмотренных указанным Положением осуществляется департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, а также приказом департамента ГЖИСН от 26.08.2016 N 1046-А утвержден Административный регламент исполнения Департаментом государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области (далее - Административный регламент).
В соответствии с положениями пункта 3.1 части 11 статьи 23 Закона N 214, а также согласно пункту 29 Административного регламента, основанием для проведения внеплановой проверки может являться отклонение застройщика от примерного графика реализации проекта строительства на шесть и более месяцев.
В соответствии с положениями пункта 2 части 11 статьи 23 Закона N 214, а также согласно пункту 29 Административного регламента основанием для проведения внеплановой проверки может являться выявление в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бухгалтерской отчетности (в том числе годовой), составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и (или) проектной декларации признаков нарушения обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с положениями пункта 3 части 11 статьи 23 Закона о долевом строительстве, а также согласно пункту 29 Административного регламента основанием для проведения внеплановой проверки может являться размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте ЕИСЖС в проектной декларации неполной информации об открытых расчетных счетах застройщика в уполномоченных банках.
Таким образом, довод заявителя об отсутствии достаточных оснований для проведения проверки является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 23 Закона N 214 Департамент вправе получать от лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства, в определенный статьей 11 Закона N 294 срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Свердловской области в целях реализации названного положения Закона N 214 принят и действует приказ Департамента от 11.01.2018 N 2-А "Об утверждении Перечня сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области" (далее - приказ Департамента N 2-А), согласно пункту 2 которого представление сведении (или) документов, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, производится лицами, привлекающими денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства указанных объектов, в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса Департамента, являющегося уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, об их представлении.
Представление сведений и (или) документов производится на бумажном носителе в виде копий соответствующих документов, заверенных печатью и подписью руководителя лица, осуществляющего привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области. Департамент вправе потребовать представление оригиналов этих документов для ознакомления.
Возможность направления соответствующего запроса в соответствии с положениями Закона о долевом строительстве, приказа Департамента N 2-А процедурой внеплановой проверки, установленной Законом N 294, не ограничена.
Материалами дела подтверждается, что приказ от 01.03.2021 N 29-12-26/15 издан Первым заместителем директора Департамента Карпухиной Л.А., сопроводительное письмо о направлении указанного Приказа от 03.03.2021 N 29-01-41/5757-К оформлено исполняющим обязанности Первого заместителя директора Департамента Камышаном В.Г., исходя из компетенции Департамента, установленной пунктом 4 части 6 статьи 23 Закона N 214, пунктом 2 приказа Департамента N 2-А.
Проанализировав содержание пункта 13 приказа, апелляционный суд полагает, что истребованные Департаментом документы необходимы для проведения проверки, соответствуют предмету проверки, их представление необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Судом установлено, что основанием для проведения проверки явился факт нарушения застройщиком первоначального графика строительства на срок более 6 месяцев, о чем должностным лицом департамента ГЖИСН составлена служебная записка от 01.03.2021 N 29-01-29/1157. В силу вышеприведенных нормативных положений в данном случае согласование проверки с органами прокуратуры не требуется. Внеплановая документарная проверка не подлежит включению в ежегодный план проведения проверок.
Основания для проведения проверки общества "Горжилстрой" указаны в пункте 6 приказа департамента ГЖИСН от 01.03.2021 с соблюдением требований действующего законодательства.
Решением Арбитражного суда Свердловской области суда от 30.07.2021 по делу N А60-22050/2021, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021, приказ департамента ГЖИСН от 01.03.2021 N 29-12-26/15 признан законным.
В соответствии со статьей 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, действия Департамента по проведению проверки при наличии законного приказа от 01.03.2021 N 29-12-26/15 о проведении проверки являются законными, не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Грубых нарушений требований к порядку организации проведения проверки, предусмотренных частью 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ Департаментом не допущено.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для ее непринятия апелляционный суд не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 января 2022 года по делу N А60-24510/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-24510/2021
Истец: ООО ГОРЖИЛСТРОЙ
Ответчик: Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области