г. Вологда |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А66-13629/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 апреля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Парфеновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Статус" на решение Арбитражного суда Тверской области от 07 декабря 2021 года по делу N А66-13629/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Статус" (ОГРН 1056900169028, ИНН 6901090850; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, набережная Мигаловская, дом 3; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области (ОГРН 1056900028437, ИНН 6901072330; адрес: 170034, Тверская область, город Тверь, улица Дарвина, дом 17; далее - управление) о признании незаконным предписания от 12.06.2021 N 03/1215-п.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 07 декабря 2021 года по делу N А66-13629/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что судебное решение основано на неполном выяснении всех обстоятельств дела, не учтено, что анализы на наличие ротавируса сданы одним человеком. Считает, что результаты анализа не могут служить основанием для вывода о том, что человек, сдавший такие анализы, имеет такое заболевание.
Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 11.06.2021 в Федеральное государственное учреждение здравоохранения (далее - ФБУЗ) "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" поступило экстренное извещение о ребенке, отдыхающем в 7 отряде муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детского оздоровительно-образовательного лагеря "Дружба" (далее - МОУ ДО ДООЛ "Дружба"), зарегистрированное под номером 1009, с первичным диагнозом о. гастроэнтерит (дата заболевания 10.06.2021, дата обращения 10.06.2021 в медицинский пункт лагеря, не госпитализирован, обследован методом ПЦР, обнаружена РНК Ротавирусов гр. А (забор 11.06.2021, результат 11.06.2021)).
В связи с получением экстренного извещения 11.06.2021 управлением вынесено распоряжение о проведении санитарно-эпидемиологического расследования N 03/951 в отношении МОУ ДО ДООЛ "Дружба".
Также МОУ ДО ДООЛ "Дружба" вынесено предписание от 11.06.2021 N 03/1213-п, согласно пункту 3 которого юридическому лицу необходимо обеспечить отбор и доставку нативного материала у контактного персонала для исследования "методом ПЦР ОКИ скрин" в лабораторию ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области"; в случае выявления положительных результатов лабораторных исследований отстранить персонал от работы.
Во исполнение предписания управления МОУ ДО ДООЛ "Дружба" по контакту обследованы методом ПЦР 8 сотрудников, в том числе 6 сотрудников пищеблока и 2 воспитателя седьмого отряда.
Согласно протоколам испытаний ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" у 7 сотрудников методом ПЦР обнаружена РНК Ротавирусов гр. А (забор 11.06.2021, результат 11.06.2021), а именно: у 5-ти сотрудников пищеблока (Пестрецова М.В. протокол N 92805, Осипова СВ. протокол N 92806, Воронцова Т.И. протокол N 92807, Абрамова Н.А. протокол N 92808, Полянина Т.М. протокол N 92809) и 2-х воспитателей (Шарапова Е.В. протокол N 92810, Ананьев И.А. протокол N 92811).
Организация питания в МОУ ДО ДООЛ "Дружба" осуществляется ООО "Статус".
Вышеизложенное отраждено в акте обследования ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" от 12.06.2021.
На основании лабораторных исследований от 11.06.2021 управлением вынесено предписание от 12.06.2021 N 03/1215-п, которым на общество возложена обязанность отстранить сотрудников с положительными результатами на ОКИ от работы и не допускать без отрицательных результатов лабораторных исследований на наличие возбудителей острых кишечных инфекций и справки от врача-инфекциониста о допуске к работе (срок - до получения допуска к работе); обеспечить проведение заключительной дезинфекции силами специализированной организации с предоставлением акта выполненных работ в помещении пищеблока МОУ ДО ДООЛ "Дружба" (срок - до 13.06.2021); обеспечить проведение текущей дезинфекции по вирусному режиму в помещениях пищеблока МОУ ДО ДООЛ "Дружба", а также обработку кухонной и столовой посуды по вирусному режиму (срок - до окончания смены).
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно пункту 3 статьи 29 Закона N 52-ФЗ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Закона.
Пунктом 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что ри выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:
об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;
о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;
о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Согласно материалам дела, управлением выдано предписание о проведении дополнительных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания острыми кишечными инфекциями (ОКИ).
СП 3.1.1.3108-13 "Профилактика острых кишечных инфекций" (далее - СП 3.1.1.3108-13), действовавших на момент проведения санитарно-эпидемиологического расследования, устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания острыми кишечными инфекциями (ОКИ) среди населения Российской Федерации.
В силу пункта 4.5 СП 3.1.1.3108-13 материал от контактных лиц и лиц из числа сотрудников пищеблоков, организаций по изготовлению и реализации пищевых продуктов, детских учреждений и медицинских организаций (далее - декретированный контингент) в эпидемических очагах исследуется в лабораториях учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Объем и перечень материала определяется специалистом, отвечающим за проведение эпидемиологического расследования.
Таким учреждением является ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области".
Согласно пунктам 5.8, 5.9 СП 3.1.1.3108-13 методами для подтверждения этиологии ОКИ является выделение и идентификация возбудителя с помощью питательных сред и биохимических тестов, полимеразная цепная реакция (ПЦР), серологические методы исследования (РПГА, ИФА и другие) и другие методы, позволяющие проводить индикацию и идентификацию возбудителей и токсинов. Материалом для исследований по обнаружению возбудителей ОКИ могут служить испражнения, рвотные массы, промывные воды желудка и кишечника, кровь.
На основании пункта 7.2 СП 3.1.1.3108-13 при выявлении носителей возбудителей ОКИ, которые могут быть источниками инфекции (декретированные категории), а также лиц с заболеваниями, ассоциируемыми с условно-патогенной флорой (гнойничковыми заболевания, фарингитами, ангинами и другими), производится их временное отстранение от работы и направление в медицинские организации для установления диагноза и лечения (санации).
Допуск к работе осуществляется на основе заключения (справки) лечащего врача о клиническом выздоровлении с учетом данных контрольного лабораторного исследования.
Согласно пункту 10.5 СП 3.1.1.3108-13 в профилактических целях проводятся клинико-лабораторные обследования и ограничительные меры среди отдельных групп населения.
По результатам санитарно-эпидемиологического расследования выявлены источники возбудителя инфекции в том числе среди работников пищеблоков.
Реализация эпидемического процесса ОКИ происходит вследствие несоблюдения правил личной гигиены персоналом, нарушений санитарно-гигиенических и технологических требований при изготовлении кулинарных изделий и в процессе их раздачи детям.
Протоколам испытаний ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" (забор 11.06.2021, результат 11.06.2021) подтверждается обнаружение методом ПЦР РНК Ротавирусов гр. А у 7 сотрудников.
Доводы общества о том, что все мероприятия по профилактике ОКИ проведены обществом до начала смены 28.05.2021 и ссылки на результаты лабораторных исследований от 28.05.2021, судом первой инстанции признаны несостоятельными.
Результаты лабораторных исследований ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" от 11.06.2021 судом первой инстанции признаны достоверными, суд учел, что указанное учреждение аккредитовано в "Системе аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания", "Системе сертификации ГОСТ Р", лабораторные исследования (испытания) проводятся в соответствии с утвержденными методиками, согласно указанной аккредитации.
Ссылка общества на результаты проверки Россельхознадзора, в ходе которой нарушений санитарного состояния не выявлено, не принята судом, поскольку такие результаты не имеют отношения к данному делу, так как Россельхознадзор не наделен соответствующими полномочиями для расследования случаев ОКИ.
Суд первой инстанции признал, что вывод общества о проведении в отношении него внеплановой проверки в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) основан на неверном толковании норм права.
В соответствии со статьей 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.
Организация и проведение эпидемиологических расследований (обследований) при возникновении инфекционных заболеваний, в частности, острых кишечных инфекций, регламентированы статьей 50 Закона N 52-ФЗ и СП 3.1.1.3108-13.
Согласно пункту 6.3 СП 3.1.1.3108-13 эпидемиологическое расследование эпидемического очага ОКИ проводится органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, с целью установления границ очага, выявления возбудителя ОКИ и его источника, лиц, подвергшихся риску заражения, определения путей и факторов передачи возбудителя, а также условий, способствовавших возникновению очага.
Целью эпидемиологического расследования является разработка и принятие мер по ликвидации очага и стабилизации ситуации.
Пунктом 6.4 СП 3.1.1.3108-13 предусмотрено, что эпидемиологическое расследование включает осмотр (эпидемиологическое обследование) очага, сбор информации (опрос) у пострадавших, лиц, подвергшихся риску заражения, персонала, изучение документации, лабораторные исследования. Объем и перечень необходимой информации определяется специалистом, отвечающим за организацию и проведение эпидемиологического расследования.
В соответствии с пунктом 6.5 СП 3.1.1.3108-13 в ходе эпидемиологического расследования формулируется предварительный и окончательный эпидемиологический диагноз, на основе которого разрабатываются меры по локализации и ликвидации очага.
Эпидемиологическое расследование завершается составлением акта эпидемиологического расследования с установлением причинно-следственной связи формирования очага установленной формы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель не отразил доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы лабораторных исследований ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области", влияли бы на законность и обоснованность предписания управления.
Ссылки апеллянта на то, что анализы на наличие ротавируса сданы одним человеком, коллегией судей не принимаются как документально неподтвержденные и опровергающиеся материалами дела.
Довод подателя жалобы о том, что результаты анализа не могут служить основанием для вывода о том, что человек, сдавший такие анализы, имеет такое заболевание, не опровергает законность обжалованного предписания.
Таким образом, требования общества обоснованно отклонены.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07 декабря 2021 года по делу N А66-13629/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Статус" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-13629/2021
Истец: ООО "СТАТУС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ