г. Москва |
|
20 февраля 2024 г. |
Дело N А40-198117/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: Мухина С.М., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Королевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФКУ "УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ "ЮЖНЫЙ УРАЛ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА" на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2023 по делу N А40-198117/23,
третьи лица: 1) ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ", 2) ООО "ГАЗПРОМ ГАЗИФИКАЦИЯ",
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ищенко С.И., по доверенности от 26.12.2023;
от заинтересованного лица: Асланова А.А., по доверенности от 22.08.2023;
от третьих лиц: 1. не явился, извещен; 2. Туаев В.Х., по доверенности от 23.03.2022.
УСТАНОВИЛ:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ЮЖНЫЙ УРАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА
(далее - заявитель) обратилось в Арбитражный
суд г. Москвы с заявлением к МИНИСТЕРСТВУ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о признании недействительным и отмене Приказа от 28.12.2022
1390
Об установлении публичного сервитута для использования земель и земельных участков в целях строительства и эксплуатации линейного объекта системы газоснабжения федерального значения
Газопровод-отвод и ГРС Лебяжье Курганской области
в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 45:03:000000:175 - Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир федеральная автомобильная дорога общего пользования М-51
Байкал
. Почтовый адрес ориентира: Курганская обл., в границах МО Варгашинский район.
Решением Арбитражного суда первой инстанции от 29.11.2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт с учётом доводов жалобы, иск удовлетворить в полном объёме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неприменение норм подлежащих применению.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были извещены надлежащим образом в суде первой инстанции, признаются извещенными в суде апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, просил жалобу удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица возражал по доводам жалобы.
Представитель третьего лица ООО "ГАЗПРОМ ГАЗИФИКАЦИЯ" озвучил позицию по жалобе, в порядке статьи 262 АПК РФ представил отзыв с возражениями по доводам жалобы, приобщён к материалам дела.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыв, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав сторон, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2023.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, ФКУ Упрдор "Южный Урал" является федеральным казенным учреждением, предметом деятельности которого, согласно Уставу, является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закреплённых за учреждением на праве оперативного управления. За ФКУ Упрдор "Южный Урал" на праве оперативного управления закреплены автомобильные дороги общего пользования федерального значения, проходящие по Челябинской и Курганской областям. Согласно Уставу, учредителем ФКУ Упрдор "Южный Урал" является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) ФКУ Упрдор "Южный Урал" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 45:03:000000:175 (Единое землепользование) - Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка.
Ориентир федеральная автомобильная дорога общего пользования М-51 "Байкал". Почтовый адрес ориентира: Курганская обл., в границах МО Варгашинский район. Вид разрешенного использования - для обслуживания федеральной автомобильной дороги общего пользования М-51 "Байкал".
Категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Постановлением Правительства от 17.10.2010 N 928 автомобильная дорога общего пользования М-51 "Байкал" изменила учетный номер на Р-254 "Иртыш" Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск. Согласно выписке из ЕГРН автомобильная дорога Р-254 "Иртыш" Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск находится на праве оперативного управления ФКУ Упрдор "Южный Урал" и располагается в том числе на земельном участке с кадастровым номером 45:03:000000:175.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 45:03:000000:175 является частью автомобильной дороги Р-254 "Иртыш" Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск и полосой отвода указанной автомобильной дороги. В адрес Учреждения поступило письмо ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург" (ИНН 6608007434) от 26.07.2023 N 007/201-1009 (вх. от 03.08.2023 N 01-10/3090) по вопросу рассмотрения и подписания соглашения об осуществлении публичного сервитута (далее - Соглашение) сроком на 49 лет в отношении земельного участка с кадастровым номером 45:03:000000:175 (учетный номер части 32), принадлежащего Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, для использования земель и земельных участков в целях строительтсва и эксплуатации линейного объекта системы газоснабжения федерального значения "Газопровод-отвод и ГРС Лебяжье Курганской области" с приложением соответствующего соглашения.
При этом, как указывается в письме, обладателем публичного сервитута является ООО Газпром газификация". Решение об установлении вышеуказанного публичного сервитута принято на основании Приказа от 28.12.2022 N 1390 "Об установлении публичного сервитута для использования земель и земельных участков в целях строительства и эксплуатации линейного объекта системы газоснабжения федерального значения "Газопровод-отвод и ГРС Лебяжье Курганской области" (далее - Приказ от 28.12.2022 N 1390).
На основании Приказа от 28.12.2022 N 1390 в ЕГРН внесены сведения о публичном сервитуте с реестровым номером 45:00-6.204, дата присвоения - 07.02.2023.
Договором N 117 от 07.09.2020 на прокладку, перенос переустройство и эксплуатацию инженерной коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-254 "Иртыш" в отношении инженерной коммуникации "Газапровод-отвод и ГРС Лебяжье Курганской области" заключен с ООО "Газпром межрегионгаз" (ИНН 5003021311).
В то время как, согласно Приказа от 28.12.2022 N 1390, обладателем публичного сервитута является иная организация - ООО "Газпром газификация" (ИНН 7813655197).
ФКУ Упрдор "Южный Урал" не располагает сведениями и документами о необходимости внесений изменений в вышеуказанный договор в связи с возможной сменой владельца инженерной коммуникации.
В связи с чем, письмом от 16.08.2023 N 01-11/3738 ФКУ Упрдор "Южный Урал"" отказал в подписании Соглашения об установлении публичного сервитута.
Таким образом, Приказом Минэнерго России от 28.12.2022 N 1390 при принятии решения об установлении публичного сервитута, по мнению заявителя, нарушены требования п. 19, ст. 23 Земельного Кодекса РФ, пп. 7 п. 2 ст. 39.41 Земельного Кодекса, п. 2 ст. 19, п. 4.2. ст. 25 Закона 257-ФЗ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца и ответчика в суд с иском.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
В совместном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в частности в абзаце втором пункта 1 установлено, что если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
В силу статьи 4 АПК РФ за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 2 статьи 65 АПК обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В соответствии со статьёй 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, объект "Газопровод-отвод и ГРС Лебяжье Курганской области" отображен на схеме территориального планирования в области федерального транспорта Российской Федерации (в части трубопроводного транспорта), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 81 б-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.11.2021 N 3326-р).
Объект включен в региональную программу газификации Курганской области на 2021 - 2025 годы, утвержденную постановлением Губернатора Курганской области от 22.04.2021 N 38. Объект также включен в программу развития газоснабжения и газификации Курганской области на период 2021-2025 годов (корректировка (актуализация) на 2022 год), подписанную Губернатором Курганской области и Председателем Правления ПАО "Газпром".
Документация по планировке территории Объекта утверждена приказом Минэнерго России от 19.07.2022 N 681 "Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта трубопроводного транспорта федерального значения "Газопровод-отвод и ГРС Лебяжье Курганской области".
ООО "Газпром газификация" распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.12.2021 N 3603-р назначено единым оператором газификации и определено заказчиком по реализации инвестиционных проектов ПАО "Газпром" с выполнением функций по строительству объектов газоснабжения и газификации.
В соответствии с п. 4.1. ст. 39.40 ЗК РФ с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, являющаяся единым оператором газификации, региональным оператором газификации, в случае установления публичного сервитута для строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов систем газоснабжения, реконструкции или капитального ремонта их частей.
Ст. 39.41 ЗК РФ устанавливает требования к содержанию ходатайства об установлении публичного сервитута.
ООО "Газпром газификация", являясь единым оператором газификации, региональным оператором газификации, вправе ходатайствовать об установлении публичного сервитута.
ООО "Газпром газификация" обратилось в Минэнерго России с ходатайством об установлении публичного сервитута для использования земель и земельных участков в целях строительства и эксплуатации Объекта письмом от 20.10.2022 N АР-03-03-02- 05/16663 (вх. N 05-4585 от 27.10.2022).
Проектные границы публичного сервитута для использования земель и земельных участков в целях строительства и эксплуатации Объекта пересекают полосу отвода автомобильной дороги (кадастровый номер земельного участка 45:03:000000:175). В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.41 Земельного кодекса в обосновании необходимости установления публичного сервитута должен быть приведен договор, предусмотренный статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных частью 4.2 статьи 25 указанного Федерального закона (в редакции Земельного кодекса на дату рассмотрения ходатайства).
К ходатайству об установлении публичного сервитута для использования земель и земельных участков в целях строительства и эксплуатации Объекта был приложен договор на прокладку, перенос, переустройство и эксплуатацию инженерной коммуникации N 117 от 07.09.2020, заключенный между ФКУ Упрдор "Южный Урал" и ООО "Газпром межрегионгаз".
При рассмотрении обоснования необходимости установления публичного сервитута Минэнерго России была учтена следующая информация.
В соответствии с инвестиционным договором от 18.10.2017 N 6-1062/17 между ООО "Газпром межрегионгаз" и ООО "Газпром инвестгазификация" заказчиком в отношении объекта "Газопровод-отвод и ГРС Лебяжье Курганской области" являлось ООО "Газпром инвестгазификация". Агентским договором от 01.02.2020 N 01-18-6-469/13-841/19 полномочия заказчика переданы от ООО "Газпром инвестгазификация" в ООО "Газпром инвест".
К указанному агентскому договору заключено соглашение от 29.10.2021 о передаче полномочий заказчика в пользу ООО "Газпром газификация". Между ООО "Газпром газификация" и ООО "Газпром межрегионгаз" 18.03.2022 заключен договор купли-продажи проектной документации N 6-177/22 по Объекту.
Соответственно, собственником проектной документации на дату ходатайства об установлении публичного сервитута являлось ООО "Газпром газификация".
Согласно договору купли-продажи будущей вещи от 16.09.2022 N 57/ДКП-04- 430/2022, заключенному между ПАО "Газпром" и ООО "Газпром газификация", ООО "Газпром газификация" является застройщиком и выполняет строительство Объекта.
Предметом договора на прокладку, перенос, переустройство и эксплуатацию инженерной коммуникации N 117 от 07.09.2020 является выполнение работ по строительству и эксплуатации инженерной коммуникации "Газопровод-отвод и ГРС Лебяжье Курганской области" в границах полос отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Р-254 "Иртыш" Челябинск - Курган -Омск - Новосибирск" на км. 306-700 в соответствии с согласованной владельцем автомобильной дороги проектной документацией.
ФКУ Упрдор "Южный Урал" согласовало проектную документацию на Объект. Указанные документы были приложены к ходатайству.
По итогу рассмотрения представленного ООО "Газпром газификация" ходатайства Минэнерго России в соответствии с пунктом 3 статьи 39.42 Земельного кодекса провело процедуру выявления правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута, и по истечении пятнадцатидневного срока со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве Приказом N 1390 были установлены границы публичного сервитута для использования земель и земельных участков в целях строительства и эксплуатации линейного объекта системы газоснабжения федерального значения "Газопровод-отвод и ГРС Лебяжье Курганской области".
Вопреки доводам заявителя, в данном случае, согласно ЗК РФ, ООО "Газпром газификация" при направлении ходатайства об установлении публичного сервитута не обязано также направлять и сведения о договоре, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ.
Данное требование установлено лишь для иной цели установления публичного сервитута - "прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог" (п. 4.1. ст. 39.37.; пп. 7 п. 2 ст. 39.41 ЗК РФ).
Учитывая изложенное, Минэнерго России, устанавливая публичный сервитут Приказом N 1390, действовало в пределах полномочий, предоставленных ему ЗК РФ, а также Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400.
С учётом изложенного, доводы жалобы не опровергают выводов суда, а направлены лишь на переоценку выводов суда. Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка без документального опровержения не может служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.11.2023 по делу N А40-198117/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-198117/2023
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ "ЮЖНЫЙ УРАЛ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ООО "ГАЗПРОМ ГАЗИФИКАЦИЯ"