г. Челябинск |
|
08 апреля 2022 г. |
Дело N А07-23422/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Аникина И.А., Рогожиной О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.01.2022 по делу N А07-23422/2021.
В судебном заседании до перерыва принял участие представитель:
ответчика - сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива "Житница" - Галимов Марат Мугаллимович (председатель кооператива согласно приказу N 1 от 08.05.2018, протоколу N 1 от 08.05.2018, паспорт).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителя ответчика в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося лица.
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к сельскохозяйственному потребительскому сбытовому кооперативу "Житница" (далее - СПСК "Житница", кооператив, ответчик") о взыскании 2 700 000 рублей 00 копеек.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 11.01.2022 (резолютивная часть от 24.12.2021) в удовлетворении исковых требований отказано (т. 4 л.д. 217-222).
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Министерство считает, что Арбитражным судом Республики Башкортостан неполно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, недостаточно исследованы документы, поданные кооперативом "Житница" для участия в первом и во втором этапах конкурсного отбора с целью получения гранта на развитие сельскохозяйственного потребительского кооператива в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 08.06.2018 N 254.
Апеллянт, настаивая на исковых требованиях, указал, что сумма, израсходованная на цели, предусмотренные Планом расходов, составила 175 500 руб. (изготовление и монтаж металлоконструкций с покраской грунтом, под холодильные камеры). Остальная сумма использована на цели, не предусмотренные Планом расходов. Следовательно, в нарушение пунктов 1.4, 4.13 постановления Правительства Республики Башкортостан от 08.06.2018 N 254, пункта 2.4 договора от 12.11.2018 Nб/н, кооперативом "Житница" без согласования с Конкурсной комиссией по отбору участников на предоставление грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооперативов (далее - Конкурсная комиссия) денежные средства израсходованы не на приобретение металлоконструкции для каркасных помещений и системы вентиляции (в соответствии с Планом расходов), а на строительство металлоконструкции, в том числе на транспортные расходы, услуги ямобура, экскаватора-погрузчика, автодоставку и резку газом.
Податель жалобы отметил, что бизнес-план не является документом, согласно которому у Министерства или у кооператива возникают какие-либо обязательства, в отличие от договора на предоставление гранта, условия которого в данном случае нарушены. Таким образом, судом ошибочно принимается во внимание план действий по бизнес-плану, а не план расходов, являющийся приложением N 1 к договору от 12.11.2018 N б/н и его неотъемлемой частью. Кроме того, судом не приняты во внимание нормы подпункта "г" пункта 2.1, абз. 12 пункта 4.3 постановления Правительства Республики Башкортостан от 08.06.2018 N 254, абз. 11 договора от 12.11.2018 Nб/н, Плана расходов, предусматривающие обязательное условие софинансирования проекта самим получателем гранта.
Апеллянт полагает, что судом нарушены нормы бюджетного и регионального законодательства, в том числе нормы статей 28, 38, 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что принципами предоставления субсидии являются эффективность расходования бюджетных средств, адресность, целевой характер, безвозмездность и безвозвратность; нормы, установленные Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 08.06.2018 N 254 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив". Так, законодатель в рамках статьи 28, 38, 78 Бюджетного кодекса и утвержденного Порядка предусмотрел выделение денежных средств на приобретение оборудования, техники, металлоконструкций для каркасно-тентовых ангаров (помещений) сельскохозяйственного назначения, оказание услуг по пусконаладке указанного оборудования, техники и металлоконструкций для каркасно-тентовых ангаров (помещений) с обязательным софинансированием проекта грантополучателем.
Апеллянт отмечает, что ответчиком не произведено софинансирование в процентном соотношении, предусмотренном договором. В мотивировочной части решения суда указано, что ответчиком израсходовано 2919497,35 руб., при этом грант был выделен на сумму 2700000 руб.
От СПСК "Житница" отзыва на апелляционную жалобу (вх. N 14179 от 21.03.2022) с доказательствами направления в адрес заявителя. Отзыв приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель ответчика возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
После удаления в совещательную комнату судебная коллегия пришла к выводу о необходимости возобновления стадии исследования доказательств в порядке ст. 165 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании объявлен перерыв до 06.04.2022 до 16 ч 00 мин., явка представителей оставлена на усмотрение последних.
Законность и обоснованность судебного акта суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Министерством и СПСК "Житница" (далее - стороны) был заключен договор N б/н от 12.11.2018 на предоставление гранта на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив (далее - договор, т. 1 л.д. 24-29), предметом которого является предоставление Министерством в 2018 году получателю гранта из бюджета Республики Башкортостан гранта в форме субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданными инициативными группами - гражданами и (или) юридическими лицами, осуществляющими производство сельскохозяйственной продукции на территории Республики Башкортостан, в целях реализации доходогенерирующих проектов (далее - грант), по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации 882 0405 12 9 05 62840 812 в размере 2 700 000 (два миллиона семьсот тысяч) рублей, в соответствии с планом расходов за счет средств бюджета Республики Башкортостан (пункт 1.1 договора).
Согласно приложению N 1 - плану расходов гранта на реализацию доходогенерирующего проекта, ответчиком должно было быть приобретено следующее имущество (т. 1 л.д. 30, 31):
Направление расходов |
Наименование приобретаемого имущества |
Количество ед. |
Цена за единицу, рублей |
Итого, рублей |
Источник финансирования, рублей |
|
|
|
|
|
|
грант |
собственные средства |
Заготовка, хранение, переработка, транспортировка и оптово-розничная реализация сельскохозяйственной продукции |
Металлоконструкции для каркасных помещений |
1 |
3 200 000 |
3 200 000 |
2 160 000 |
1 040 000 |
|
Система вентиляции |
1 |
800 000 |
800 000 |
540 000 |
260 000 |
Итого |
|
2 |
4 000 000 |
4 000 000 |
2 700 000 |
1 300 000 |
В соответствии с планом расходов общая сумма затрат должна составить 4 000 000 руб., в том числе средства гранта - 2 700 000 руб., собственные средства - 1 300 000 руб.
Денежные средства истцом в адрес ответчика перечислены, что подтверждается материалами дела.
Согласно положениям договора, Министерство вправе осуществлять контроль за целевым использованием предоставленного гранта, требовать от получателя гранта надлежащего исполнения обязательств по соглашению и незамедлительного устранения выявленных недостатков.
Согласно пункту 5.3 договора, все изменения и дополнения действительны при условии, если они совершены в письменной форме, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон.
Обязанности получателя гранта перечислены в пункте 2.4 договора.
В числе прочего получатель гранта обязуется:
вести хозяйственную деятельность в течение не менее 36 месяцев со дня поступления гранта на расчетный счет получателя гранта;
выполнять целевой показатель результативности - ежегодный прирост не менее 10 процентов объема товарной продукции в течение 3 лет с момента поступления средств на счет получателя гранта;
использовать грант в течение не более 18 месяцев с момента поступления средств на счет получателя гранта.
Последствием нарушения условий предоставления гранта является возврат полученных денежных средств получателем.
Получатель гранта несет ответственность за достоверность представляемых им в Министерство сведений, документов и отчетности, за нецелевое использование гранта, за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств.
В соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 29.09.2020 N 73, Министерством была проведена проверка, результат которой отражен в Акте проверки от 24.12.2020 N б/н.
По результатам указанной проверки истцом установлено следующее:
- в нарушении п. 1.4. Порядка, утвержденного постановлением Правительства РБ от 08.06.2018 N 254 и договора от 12.11.2018 N 6/н ССПК "Житница" предусмотренные планом расходов металлоконструкции для каркасных помещений на сумму 3 200 000 руб., система вентиляции на сумму 800 000 руб. не приобретены.
- в нарушение пунктов 1.4, 4.13 постановления Правительства РБ от 08.06.2018 N 254, пункта 2.4 Договора от 08.11.2018 года Nб/н, кооперативом "Житница" без согласования с конкурсной комиссией денежные средства израсходованы не на приобретение металлоконструкции для каркасных помещений и системы вентиляции (в соответствии с Планом расходов), а на строительство металлоконструкции, в том числе на транспортные расходы, услуги ямобура, экскаватора-погрузчика, автодоставку и резку газом.
Таким образом, средства гранта в размере 2 700 000 рублей, по мнению истца, использованы на цели, не предусмотренные Планом расходов к договору от 12.11.2018 N б/н, и ответчиком не возвращены на лицевой счет Министерства.
Министерством направлена в адрес ответчика претензия N ИФ-16-605 от 05.02.2021 с требованием о возврате средств в размере 2 700 000 рублей, в связи с ненадлежащим исполнением договора.
Неисполнение ответчиком требований истца в добровольном порядке послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции посчитал, что ответчик произвел расходование согласно бизнес-плану, а потому оснований для возврата денежных средств не имеется.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусмотрено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Согласно статье 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако, данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права). При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Основанием для возврата субсидии является, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных названным Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 1 статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
В силу пункта 22.1 Положения соблюдение заявителем условий, целей и порядка предоставления гранта подлежат обязательной проверке Министерством, Министерством финансов Удмуртской Республики, Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики.
Согласно пункту 27 Положения участник программы обязан использовать грант по целевому назначению в соответствии с настоящим Положением и соглашением.
В случаях нецелевого использования гранта, установления факта представления недостоверных документов или сведений для получения гранта участник Программы обязан возвратить в бюджет Удмуртской Республики средства гранта. Министерство в течение 10 дней со дня выявления нецелевого использования гранта, установления факта представления недостоверных документов или сведений для получения гранта направляет участнику Программы письменное уведомление о возврате суммы гранта. Участник Программы в течение 10 дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить указанные средства в бюджет Удмуртской Республики.
В случае неперечисления средств в указанный срок Министерство принимает меры для принудительного их взыскания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 29 Положения).
Согласно пункту 30 Положения контроль за целевым использованием гранта и имущества, приобретенного за счет средств гранта, осуществляется Министерством.
Как следует из материалов дела, между Министерством и СПСК "Житница" (далее - стороны) был заключен договор N б/н от 12.11.2018 на предоставление гранта на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив (далее - договор, т. 1 л.д. 24-29), предметом которого является предоставление Министерством в 2018 году получателю гранта из бюджета Республики Башкортостан гранта в форме субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданными инициативными группами - гражданами и (или) юридическими лицами, осуществляющими производство сельскохозяйственной продукции на территории Республики Башкортостан, в целях реализации доходогенерирующих проектов (далее - грант), по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации 882 0405 12 9 05 62840 812 в размере 2 700 000 (два миллиона семьсот тысяч) рублей, в соответствии с планом расходов за счет средств бюджета Республики Башкортостан (пункт 1.1 договора).
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
По смыслу приведенных выше положений, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Из материалов дела следует, что неотъемлемой частью договора является план расходов гранта на реализацию доходогенерирующего проекта (приложение N 1).
Согласно п. 2.4 договора получатель гранта обязуется использовать денежные средства, вложенные в качестве софинансирования согласно плану расходов, указанному в приложении N 1 к настоящему договору.
В силу приложения N 1 - плану расходов гранта на реализацию доходогенерирующего проекта, ответчиком должно было быть приобретено следующее имущество (т. 1 л.д. 30, 31):
Направление расходов |
Наименование приобретаемого имущества |
Количествочество ед. |
Цена за единицу, рублей |
Итого, рублей |
Источник финансирования, рублей |
|
|
|
|
|
|
грант |
собственные средства |
Заготовка, хранение, переработка, транспортировка и оптово-розничная реализация сельскохозяйственной продукции |
Металлоконструкции для каркасных помещений |
1 |
3 200 000 |
3 200 000 |
2 160 000 |
1 040 000 |
|
Система вентиляции |
1 |
800 000 |
800 000 |
540 000 |
260 000 |
Итого |
|
2 |
4 000 000 |
4 000 000 |
2 700 000 |
1 300 000 |
В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" разъяснено, что при разрешении споров, возникающих из договоров, в случае неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон с учетом цели договора, в том числе исходя из текста договора, предшествующих заключению договора переговоров, переписки сторон, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев, а также последующего поведения сторон договора (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации), толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, другими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Условие, касающееся юридической ответственности, его содержание должны определенно указывать на признаки состава правонарушения и не допускать двоякого толкования. В противном случае спорное условие должно толковаться в пользу лица, привлекаемого к ответственности.
Предоставление субсидии Министерством осуществлялось на условиях и в порядке, предусмотренных утвержденным постановлением Правительства РБ от 08.06.2018 N 254 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив" (далее - Порядок).
Настоящий Порядок устанавливает цели, условия и процедуру предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов в форме субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданным инициативными группами - гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, и (или) субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Республики Башкортостан, в целях реализации доходогенерирующих проектов (далее - получатели гранта) (пункт 1.1 Порядка).
Согласно пункту 1.4 Порядка грант предоставляется на приобретение нового оборудования, техники, металлоконструкций для каркасно-тентовых ангаров (помещений) сельскохозяйственного назначения по номенклатуре, утверждаемой приказом Министерства, по одному из направлений доходогенерирующих проектов.
В соответствии с пунктом 1.6 Порядка отбор сельскохозяйственного потребительского кооператива на предоставление гранта осуществляется конкурсной комиссией на конкурсной основе в два этапа.
В силу пункта 4.2 Порядка размер причитающегося гранта определяется на основании плана расходов гранта с указанием наименований приобретаемого имущества.
На основании пункта 4.13 Порядка изменение получателем гранта плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, подлежит согласованию с конкурсной комиссией по заявлению получателя гранта.
При возникновении необходимости изменения плана расходов получатель гранта направляет в Министерство составленное в произвольной форме заявление о согласовании нового плана расходов, в котором согласовывает необходимость его изменения, с приложением бизнес-плана и плана расходов, содержащих корректировки в соответствии с планируемыми изменениями.
Согласно п. 5.3 договора все изменения в договор осуществляются путем заключения дополнительных соглашений, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора, и действительны при условии, если они совершены в письменной форме, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями (при наличии) обеих сторон.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание условия соглашения, заключенного между истцом и ответчиком, апелляционная коллегия приходит к выводу о доказанности факта допущения со стороны ответчика нарушений условий соглашения о предоставлении гранта, а именно: нецелевое использование предоставленного гранта.
Так, с нарушением Плана расходов СПСК "Житница" приобретено:
1. Арматура, проволока на общую сумму 63 682,00 рублей;
2. Осуществлены строительно-монтажные работы на общую сумму 722 963,93 рубля;
3. Изготовление и монтаж металлоконструкций с покраской грунтом, под холодильные камеры на общую сумму 175 500,00 рублей;
4. Профиль на общую сумму 515 209,00 рублей;
5. Бетон на общую сумму 548 015,65 рублей;
6. Услуги ямобура на общую сумму 42 750,00 рублей;
7. Цемент 42,5 Н на общую сумму 11 800,00 рублей;
8. Техноплекс на общую сумму 372 110,4 рублей;
9. Керамзитные блоки на общую сумму 160 986,00 рублей;
10. Услуги экскаватора-погрузчика на общую сумму 26 350,00 рублей;
11. Услуги автодоставки и резки газом на общую сумму 1 670,00 рублей;
12. Лист г/к на общую сумму 46 555,20 рублей;
13. Пена монтажная на общую сумму 57 120,00 рублей;
14. Профнастил на общую сумму 818 083,22 рублей;
15. Саморезы на общую сумму 20 805,00 рублей;
16. Ворота секционные подъемные PROTREND4750*4250 RAL 3004 в количестве 2 единиц на общую сумму 367 000,00 рублей;
17. Осуществлены транспортные расходы на общую сумму 49 400,00 рублей;
На общую сумму 4 000 000 руб. 40 коп.
Апелляционный суд исходит из того, что в материалах дела имеются доказательства расходования средств гранта на иные цели, не связанные с металлоконструкцией для каркасных помещений, равно как и системы вентиляции, поскольку сумма, израсходованная на цели, предусмотренные Планом расходов, составила 175 500 рублей (изготовление и монтаж металлоконструкций с покраской грунтом, под холодильные камеры), остальная сумма в размере 3 824 500 рублей использована на цели, не предусмотренные Планом расходов.
Данный факт ответчиком не оспорен.
В частности из пояснительной записки по отчету за 1 квартал 2020 г. следует, по позиции изготовление и монтаж металлоконструкций с покраской грунтом, под холодильные камеры приобретено 11,7 т. на сумму 175500 руб. При этом позиция "системы вентиляции" отсутствуют (т. 1 л.д. 135 - 137).
Данная пояснительная записка подписана кооперативом и заверена печатью.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из изложенного следует, что нарушение принципа целевого характера бюджетных средств проявляется, в частности, в расходовании субсидий в целях, не соответствующих полностью или частично целям их предоставления.
Коллегия не может согласиться с доводами ответчика о том, что расходование производилось на основании бизнес-плана, поскольку по условиям договора расходование производится на основании плана расходов (приложение N 1), которое является неотъемлемой частью договора.
В нарушение положений п. 4.13 Порядка, п. 5.3 договора согласование с Министерством иного, нежели указано в приложении N 1 к договору), плана расходов материалы дела не содержат, как не содержать доказательств обращения получателя гранта за таким согласованием, внесения изменений в договор.
Кроме того, коллегия полагает, что поскольку предоставление гранта производится на конкурсной основе использование гранта в нарушение плана расходов повлечет нарушение принципов конкуренции.
Из материалов дела усматривается, что от участия во втором этапе конкурсного отбора отказались 8 представителей в связи с невыполнением условия софинансирования (протокол от 07.11.2018) (т.2 л.д. 145-148).
При этом кооператив "Житница" с условиями софинансирвоания в размере 1300000 руб. согласился.
Между тем из материалов дела прямо не следует, что ответчиком произведено софинансирование в процентном соотношении, установленном договором, на приобретение имущества отраженного в плане расходов.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ответчиком в данном случае нарушены условия договора (использование полученных денежных средств в нарушение плана расходов, не по целевому назначению, в отсутствие софинансирования), п. 4.13 Порядка.
При этом судебная коллегия отмечает, что ответчиком как профессиональным участником сельскохозяйственной деятельности были приняты обязательства по договору без принуждения и в условиях конкуренции, ответчик располагал информацией о возможных последствиях его несоблюдения, согласился с условиями соглашения, а также имел реальную возможность оценить обременительность и необременительность условий соглашения, предвидеть возможные профессиональные риски.
Более того, коллегия отмечает, что исходя из имеющихся в материалах дела документов следует, что ответчиком 13.08.2020 вновь подписан договор на предоставление гранта, согласно плану расходов к которому (приложение N 10) предполагается выделение денежных средств на приобретение вентиляции.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании гранта в размере 2 700 000 руб.
С учетом изложенного выше обоснования, принятое судом первой инстанции решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов изложенных в решении обстоятельствам дела (пункты 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по государственной пошлине по иску и по апелляционной жалобе распределяются по правилам части 1 статьи 110 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.
При цене иска в размере 2 700 000 руб. размер государственной пошлины по иску составит 36 500 руб. (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
При подаче искового заявления государственная пошлина Министерством не уплачивалась, поскольку истец как орган местного самоуправления в силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
С учетом удовлетворения заявленного иска государственная пошлина в размере 36 500 руб. относится на ответчика и подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
В силу удовлетворения апелляционной жалобы Министерства с кооператива в доход федерального бюджета также подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе Министерства в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.01.2022 по делу N А07-23422/2021 - отменить.
Исковые требования Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан удовлетворить.
Взыскать с сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива "Житница" в пользу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан денежные средства в размере 2 700 000 руб. 00 коп. полученные по договору N б/н от 12.11.2018.
Взыскать с сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива "Житница" в доход федерального бюджета сумму государственной пошлины в сумме 39 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-23422/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: СПСК "ЖИТНИЦА"