г. Киров |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А82-12029/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Минаевой Е.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Инкомпроект - Инвест"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.12.2021 по делу N А82-12029/2021,
по заявлению открытого акционерного общества "Инкомпроект - Инвест"
(ИНН 7604149662, ОГРН 1097604000141)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (ИНН 7601000992, ОГРН 1027600684100)
третье лицо: Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области (ИНН 7604281999, ОГРН 1157627011630)
о признании незаконным приказа,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Инкомпроект - Инвест" (далее - ОАО "Инкомпроект - Инвест", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее - КУМИ мэрии г. Ярославля, Комитет, ответчик) о признании незаконным отказа, оформленного приказом от 23.07.2021 N 2801, в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: Ярославская обл., г. Ярославль, Мукомольный пер., д. 6, с кадастровым номером 76:23:030813:5, общей площадью 13653 кв.м., и об обязании Комитета принять решение о предоставлении в собственность Общества за плату указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области (далее - Департамент ООКН).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 27.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с принятым решением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.12.2021 по делу N А82-12029/2021 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, статья 50.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), введенная Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ, допускает возможность предоставления в собственность земельного участка его арендатору в случае нахождения на участке объекта археологического наследия (кургана) при условии соблюдения требований, установленных пунктами 7-10 статьи 48 данного Закона. Общество полагает, что в данном случае факт нахождения в границах участка объектов археологического наследия не мог служить препятствием для его предоставления в собственность Обществу в соответствии с правилами пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ). Спорный земельный участок используется Заявителем уже на протяжении более 10 лет. Указанный участок не подпадает под перечень объектов, не подлежащих приватизации, и, следовательно, его приватизация Земельным кодексом РФ не запрещена. В силу пунктов 2, 3 статьи 49 и пункта 1 статьи 50 Закона N73-ФЗ объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно, а сам объект археологического наследия после приватизации земельного участка сохраняется в государственной собственности. Объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат. Таким образом, по мнению заявителя, возможность обеспечения сохранности объекта археологического наследия, расположенного непосредственно под частью земной поверхности спорного земельного участка закреплена законодателем и не исключает его использования с определенными ограничениями.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 24.02.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25.02.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
КУМИ мэрии г. Ярославля отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Департамент ООКН представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что поддерживает доводы апелляционной жалобы, считает, что препятствий для предоставления в собственность заявителя спорного земельного участка не имеется.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 30.03.2022 с участием представителя ОАО "Инкомпроект - Инвест" Менько И.И., действующего на основании доверенности от 28.06.2021, который поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, был объявлен перерыв до 06.04.2022 13 часов 50 минут.
После перерыва лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Заявитель представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 27.12.2021 по делу N А82-12029/2021 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела, ОАО "Инкомпроект - Инвест" с 2009 года является собственником 7-ми объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 76:23:010101:4701, 76:23:030813:38, 76:23:030813:39, 76:23:030813:36, 76:23:030813:35, 76:23:030813:37, 76:23:030813:100, 76:23:010101:4702, расположенных в границах земельного участка площадью 13653 кв.м. с кадастровым номером 76:23:030813:5 по адресу: город Ярославль, Мукомольный пер., д.6, сформированного из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием "для производственных целей".
30.06.2021 Общество обратилось в Комитет с заявлением от 28.06.2021 N 51/8 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 76:23:030813:5 без проведения торгов.
Приказом Комитета от 23.07.2021 N 2801 в выкупе земельного участка отказано на основании подпункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах территории объекта археологического наследия федерального значения "Культурный слой г. Ярославля", XI -XVII вв. (г. Ярославль, центр города до ул. Республиканской). В данном приказе указано, что согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Заявитель, полагая, что содержащийся в приказе Комитета от 23.07.2021 отказ в предоставлении ему в собственность указанного выше земельного участка является незаконным, обратился в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями, в удовлетворении которых судом было отказано.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, представленного Департаментом ООКН, заслушав до перерыва в судебном заседании представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия (бездействия), решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Оценив на основе приведенных положений АПК РФ законность оспариваемого заявителем приказа Комитета от 23.07.2021 N 2801, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлена статьей 39.17 Земельного кодекса РФ.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов перечислены в статье 39.16 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.16. Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии, в том числе следующего основания: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями заповедниками.
Таким образом, по смыслу приведенных положений Земельного кодекса РФ в их системном толковании земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, в том числе земельные участки, занятые объектами археологического наследия, не могут предоставляться в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно представленным Департаментом ООКН в материалы дела письменным пояснениям и отзыва на апелляционную жалобу, испрашиваемый заявителем в собственность земельный участок с кадастровым номером 76:23:030813:5 (г. Ярославль, Мукомольный пер., д. 6) полностью расположен в границах территории объекта археологического наследия федерального значения "Культурный слой г. Ярославля", XI -XVII вв. (г. Ярославль, центр города до ул. Республиканской), включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании решения Малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов от 29.04.1993 N 99. Границы территории объекта утверждены приказом Департамента культуры ЯО от 21.08.2012 N 38 в редакции приказа от 04.12.2019 N 108. Часть указанного земельного участка расположена в границах территории объекта культурного наследия регионального значения "Церковь Петра Митрополита", 1657 г. (г. Ярославль, Мукомольный пер., 6), включенного в реестр на основании постановления Администрации Ярославской области от 03.09.2004 N 148. Границы территории объекта культурного наследия утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 10.12.2008 N 660-п. В соответствии с Проектом зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 22.06.2011 N 456-п (далее - Проект зон охраны), земельный участок с кадастровым номером 76:23:030813:5 расположен на территории буферной зоны объекта всемирного наследия ЮНЕСКО - подзона ЗРЗ.Ю.1, участок ЗРЗ.Ю.1.1 (квартал 40). Требования к режиму использования земельного участка установлены пунктами 4.1, 4.1.1 Проекта зон охраны.
В соответствии с положениями приведенных правовых актов Ярославской области и города Ярославля объект археологического наследия "Культурный слой г. Ярославля", XI -XVII вв. (г. Ярославль, центр города до ул. Республиканской)", расположенный в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 76:23:030813:5, испрашиваемого ОАО "Инкомпроект - Инвест" в собственность, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия, имеет утвержденные границы и в отношении него выдано охранное обязательство от 25.12.2019.
Установив указанные фактические обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 27 Земельного кодекса РФ, пришел к выводу о невозможности предоставления в собственность Общества испрашиваемого им земельного участка, расположенного в пределах границ обозначенного выше объекта археологического наследия. При этом суд указал в обжалуемом решении на отсутствие в рассматриваемом случае специального федерального закона, в силу которого спорный земельный участок может быть предоставлен в частную собственность. В качестве такого федерального закона суд первой инстанции не признал Закон N 73-ФЗ, поскольку, по его мнению, нормы статей 48-51 данного закона регулируют лишь порядок предоставления ограниченных в обороте земельных участков и не освобождают от ограничений оборотоспособности земельных участков, в границах которых расположены объекты культурного наследия.
Суд апелляционной инстанции полагает, что данные выводы суда первой инстанции являются ошибочными и привели к принятию неправильного решения по настоящему делу в связи со следующим.
Системное толкование положений частей 7, 11 статьи 48, частей 1-2 статьи 49, частей 1-2 статьи 50.1 Закона N 73-ФЗ позволяет прийти к выводу о возможности предоставления в частную собственность находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и заключения соответствующего договора о продаже такого участка с обязательным включением в данный договор в качестве существенного условия обязательства покупателя по выполнению требований, установленных названным законом и соответствующим охранным обязательством. Такой подход к пониманию указанных положений Закона N 73-ФЗ нашел свое подтверждение в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2020 N 308-ЭС20-16589 и от 11.01.2022 N 308-ЭС21-26211.
Таким образом, Закон N 73-ФЗ в обозначенной части следует отнести к федеральному закону, который в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ содержит исключение из установленного общего запрета на предоставление в частную собственность земельных участков, ограниченных в обороте в связи с нахождением в их границах объектов археологического наследия.
С учетом изложенного, оспариваемый приказ председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля от 23.07.2021 N 2801 по указанным в нем основаниям отказа в предоставлении в собственность ОАО "Инкомпроект - Инвест" земельного участка с кадастровым номером 76:23:030813:5 не соответствует положениям статьи 27 Земельного кодекса РФ, статей 48, 49, 50.1 Закона N 73-ФЗ и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем в силу части 2 статьи 201 АПК РФ подлежит признанию недействительным.
В этой связи апелляционную жалобу ОАО "Инкомпроект - Инвест" следует удовлетворить, решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.12.2021 по делу N А82-12029/2021 отменить в связи неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ).
В качестве меры восстановления нарушенных прав заявителя апелляционный суд в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ считает необходимым возложить на Комитет обязанность повторно рассмотреть заявление ОАО "Инкомпроект - Инвест" от 30.06.2021 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 76:23:030813:5 с учетом выводов, содержащихся в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с положениями подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче в арбитражные суды заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 3 000 рублей, а при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам данной категории - 1 500 рублей.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении в суд первой инстанции заявитель уплатил государственную пошлину в размере 6 000 рублей (л.д. 45), при обращении в суд апелляционной инстанции Общество уплатило государственную пошлину в размере 1 500 рублей.
Таким образом, с Комитета в пользу ОАО "Инкомпроект - Инвест" подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной последним государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции в размере 3 000 рублей и за рассмотрение апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции в размере 1 500 рублей.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина за рассмотрение заявления в суде первой инстанции в размере 3 000 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 23.07.2021 N 151, подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Инкомпроект - Инвест" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.12.2021 по делу N А82-12029/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным Приказ председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля от 23.07.2021 N 2801 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка по Мукомольному переулку, 6 в Кировском районе.
Возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля обязанность повторно рассмотреть заявление открытого акционерного общества "Инкомпроект - Инвест" от 30.06.2021 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 76:23:030813:5 с учетом выводов, содержащихся в мотивировочной части настоящего постановления.
Возвратить открытому акционерному обществу "Инкомпроект - Инвест" (ИНН: 7604149662, ОГРН: 1097604000141) из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение заявления в размере 3 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 23.07.2021 N 151.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (ИНН: 7601000992, ОГРН: 1027600684100) в пользу открытого акционерного общества "Инкомпроект - Инвест" (ИНН: 7604149662, ОГРН: 1097604000141) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей, в том числе 3 000 рублей за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и 1 500 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-12029/2021
Истец: ОАО "Инкомпроект - Инвест"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля
Третье лицо: Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области