г. Вологда |
|
08 апреля 2022 г. |
Дело N А05-7556/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 апреля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Фирсова А.Д. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
при участии от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" Гурьевой Т.Н. по доверенности от 01.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 декабря 2021 года по делу N А05-7556/2021,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" (ОГРН 1022900517793, ИНН 2901039102; адрес: 163002, Архангельская область, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 17; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; адрес: 150003, Ярославская область, город Ярославль, улица Пятницкая, дом 6; далее - Общество) о взыскании 3 484 994 руб. 87 коп. неосновательного обогащения в виде переплаты за поставленную тепловую энергию.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.
Решением суда от 23 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Также с ответчика в пользу истца взыскано 40 425 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Учреждению возвращена из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 6 473 руб.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение судом норм материального права. Апеллянт указывает на то, что положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), к правоотношениям с объектами специализированного жилищного фонда применению не подлежат. Истцом не представлено доказательств того, что спорные общежития относятся к жилищному фонду Учреждения. Ответчик производил начисления за потребленную тепловую энергию по экономически обоснованному тарифу, за 2019 и 2020 гг. субсидия по спорным общежитиям ответчику не предоставлялась. Кроме того, истец не представил доказательств применения иного (меньшего) тарифа для граждан, проживающих в общежитиях.
В дополнении к апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что судом в решении не отражена позиция в отношении спорного вопроса по общежитию с кафе, расположенному по адресу: г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 4.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе и дополнении к ней доводы.
Учреждение в возражениях не согласилось с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, просит суд апелляционной инстанции решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Ввиду изложенного дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, изучив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Учреждение владеет на праве оперативного управления следующими объектами: общежитие N 3 на пр. Новгородскому, дом 34, корп. 2; общежитие N 4 на пр. Новгородскому, дом 34, корп. 3; общежитие N 5 на пр. Новгородскому, дом 32, корп. 3; общежитие N 6 на ул. Набережной Северной Двины, дом 14, корп. 1; общежитие на ул. Воронина, дом 30, корп. 2; общежитие на ул. Воронина, дом 32, корп. 2; общежитие N 3 на ул. Красноармейской, дом 2; общежитие N 2 на пр. Ломоносова, дом 6; общежитие на ул. Папанина, дом 28, корп. 2; общежитие на ул. Кутузова, дом 4; общежитие на ул. Кутузова, дом 6; левая секция на ул. Урицкого, дом 56; правая секция на ул. Урицкого, дом 56; общежитие с кафе на пр. Ломоносова, дом 4 и ул. Смольный Буян, дом 3, корп. 1.
Обществом (поставщик) и Учреждением (заказчик) заключены договоры на поставку тепловой энергии в горячей воде для государственных нужд от 18.01.2019 N 122 и от 01.01.2020 N 122 (далее - договоры), по условиям которых поставщик поставляет тепловую энергию на нужды отопления, вентиляции и горячего водоснабжения, а заказчик - принимает и оплачивает потребленную тепловую энергию, соблюдает предусмотренный договорами режим потребления.
В соответствии с приложениями 2 к договорам объектами поставки тепловой энергии являлись в том числе здания общежития.
В силу пунктов 1.4 договоров тарифы на тепловую энергию устанавливаются исполнительным органом власти Архангельской области, уполномоченным в сфере государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 5.1 договоров расчетным периодом является календарный месяц.
Заказчик оплачивает потребленную тепловую энергию и (или) теплоноситель в следующем порядке:
- первый период платежа - с 1-ого по 18-ое число текущего месяца - промежуточный платеж в размере 30 % от общей суммы месячной договорной величины теплопотребления (приложение N 1) на основании счета, выставленного поставщиком и направленного в адрес заказчика не позднее 10-го числа расчетного месяца;
- второй период платежа - с 1-ого по 10-ое число месяца, следующего за месяцем, в котором осуществляется поставка - окончательный расчет за фактически потребленную за период поставки тепловую энергию и теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных заказчиком в качестве оплаты за тепловую энергию и (или) теплоноситель (пункт 5.2 договоров).
В период с января 2019 года по декабрь 2020 года на спорные объекты - общежития Общество поставило тепловую энергию, выставив к оплате счета по тарифам "для прочих потребителей".
Учреждение оплачивало выставленные Обществом счета за указанный период в соответствии с названными в них объемами и суммами к оплате.
Учреждение 21.04.2021 направило Обществу претензию от 19.04.2021 N 01-474, указав на необоснованность примененного к расчетам сторон в отношении зданий общежитий Обществом тарифа "для прочих потребителей", и попросило вернуть излишне уплаченные денежные средства за поставленную тепловую энергию в период с июля 2019 года по декабрь 2020 года в сумме 4 486 283 руб., а также уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами.
Отказ Общества возвратить денежные средства послужил основанием для обращения Учреждения с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ приведенные сторонами доводы и доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами N 354, Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), Правилами определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 N 1190, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняет на основании следующего.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Правила, предусмотренные статьями 539-547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (статья 548 ГК РФ).
Факт поставки истцом в спорный период на объекты ответчика тепловой энергии подтвержден материалами дела и Учреждением не оспорен.
Разногласия сторон возникли в отношении примененного тарифа при расчете стоимости поставленной тепловой энергии.
Общество при расчете платы за поставленный ресурс применило тариф "для прочих потребителей".
Учреждение считает, что, поскольку тепловая энергия на отопление и горячее водоснабжение поставлялась Учреждению для представления коммунальных услуг гражданам, проживающим в общежитиях, при расчетах за коммунальные ресурсы в отношении данных объектов следовало использовать
тарифы, установленные для группы потребителей "население".
Суд первой инстанции правомерно согласился с доводами Учреждения и удовлетворил исковые требования о взыскании неосновательного обогащения ввиду следующего.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В силу положений статьи 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В силу частей 1, 2 статьи 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
Расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире (пункт 51 Правил N 354).
Согласно подпункту "ж" пункта 23 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования, могут быть дифференцированы, в том числе, по категориям (группам) потребителей (покупателей).
В соответствии с пунктом 5(3) Основ ценообразования реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, предусмотренным пунктом 4 данного документа. К категориям потребителей, приравненных к населению, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя которым осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, относятся в том числе наймодатели (или уполномоченные ими лица), признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях.
Судом установлено и ответчиком не опровергнуто, что здания общежитий, предоставленные Учреждению на праве оперативного управления, используются им для временного размещения студентов и преподавателей.
Учреждение по отношению к конечным потребителям является наймодателем, исполнителем коммунальных услуг, поскольку осуществляет покупку тепловой энергии и горячей воды для обеспечения коммунальными ресурсами потребителей, проживающих в общежитиях.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Компания не представила в материалы дела доказательств, подтверждающих использование спорных помещений в коммерческих или иных целях, не связанных с проживанием граждан.
Указанное относится также и к общежитию с кафе, расположенному по адресу: г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 4.
Как видно из дела, при проектировании и строительства названного здания общежития в нем предусматривалось размещение кафе, о котором также содержались сведения в технической документации на спорный объект.
В то же время материалами дела подтверждается, что в указанном здании общежития кафе никогда не находилось, в техническую документацию внесены соответствующие изменения (том 3, листы 6-34); спорное помещение являлось и является нежилым, используемым нанимателями для общих нужд.
Эти факты податель жалобы не оспаривает.
Поскольку тепловая энергия поставлялась Учреждению для предоставления коммунальных услуг гражданам, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что при расчетах за коммунальные ресурсы надлежит использовать тарифы, установленные для группы потребителей "население".
Суд справедливо указал на то, что отсутствие в 2019-2020 гг. в законах Архангельской области правила, определяющего, что к льготным категориям потребителей услуг в сфере теплоснабжения, горячего водоснабжения, относятся юридические лица, приобретающие соответствующие ресурсы в целях использования на коммунально-бытовые нужды граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, не изменяет статус спорных общежитий как объектов жилищного фонда и обязанности проживающих в них нанимателей оплачивать коммунальные ресурсы по тарифу для населения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 этого Кодекса.
Учреждение оплачивало коммунальные услуги в спорный период в отношении общежитий по тарифам для "прочих потребителей", в связи с этим на его стороне образовалась переплата.
По расчетам истца с учетом возражений ответчика за поставленную тепловую энергию за период с июля 2019 года по декабрь 2020 года переплата составила сумму 3 484 994 руб. 87 коп.
Разногласий арифметического характера у сторон не имеется, соответствующих доводов в апелляционной жалобе также не приведено.
С учетом изложенных обстоятельств и норм права требования истца о возврате излишне уплаченных сумм за поставленную в период с июля 2019 года по декабрь 2020 года тепловую энергию правомерно удовлетворены судом в заявленном истцом размере.
Довод подателя жалобы о том, что положения Правил N 354 к правоотношениям с объектами специализированного жилищного фонда не применяются, суд апелляционной инстанции признает необоснованным.
Ввиду того, что общежития истца являются объектами жилищного фонда, используются для временного проживания граждан, к порядку расчетов за коммунальные ресурсы подлежат применению положения жилищного законодательства, в том числе Правил N 354.
Довод апеллянта о том, что, поскольку ответчик не получал субсидию из бюджета Архангельской области за 2019-2020 гг., оснований для удовлетворения иска не имеется, подлежит отклонению апелляционным судом.
Указанное подателем жалобы обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Правоотношения ответчика и уполномоченного государственного органа по выплате субсидии не относятся к предмету настоящего спора.
С учетом изложенного и того, что доводы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
При обращении с апелляционной жалобой в суд Общество заявило ходатайство о зачете государственной пошлины.
Определением от 10.03.2022 апелляционный суд запросил у подателя жалобы оригиналы справок на возврат государственной пошлины для решения судом вопроса о зачете государственной пошлины.
Указанные документы в суд не поступили.
Ввиду изложенного у суда отсутствует возможность для проведения зачета государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 декабря 2021 года по делу N А05-7556/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Взыскать с публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; адрес: 150003, Ярославская область, город Ярославль, улица Пятницкая, дом 6) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
А.Д. Фирсов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7556/2021
Истец: ФГАОУ высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова"
Ответчик: ПАО "Территориальная генерирующая компания N2"
Третье лицо: Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N2"