г. Санкт-Петербург |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А21-11943/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Богдановской Г.Н., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2620/2022) акционерного общества "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.12.2021 по делу N А21-11943/2021 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению акционерного общества "Янтарьэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Калининградской области
об отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Янтарьэнерго" (далее - АО "Янтарьэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы России по Калининградской области от 15.10.2021 N 6354/06 (далее - УФАС, Управление, заинтересованное лицо) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-988/2021.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 22.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить и принять по делу новый судебный акт, которым отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 15.10.2021 N 039/04/9.21-988/2021 в части назначения АО "Янтарьэнерго" административного наказания по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере, превышающем 300 000 рублей. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что Общество представило в материалы дела достаточные доказательства добросовестного исполнения договора технологического присоединения. АО "Янтарьэнерго" последовательно выполняло все необходимые и зависящие от него меры, направленные на выполнение мероприятий по технологическому присоединению. Увеличение срока выполнения работ, необходимых для завершения технологического присоединения, произошло вследствие необходимости проведения обязательных для субъекта естественной монополии конкурентных процедур по выбору подрядных организаций.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направили, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в УФАС Калининградской области поступила жалоба Пономарева Ю.Б. на невыполнение АО "Янтарьэнерго" условий договора N 5022/09/20 от 09.12.2020 об осуществлении технологического присоединения необходимого для электроснабжения жилого строения, расположенного (который будет располагаться) по адресу: Калининградская область, г. Светлый (кадастр. N 39:18:040006:569) с являющимися неотъемлемой частью техническими условиями N Z-5022/20.
В связи с поступившей жалобой определением от 27.08.2021 антимонопольным органом возбуждено дело N 039/04/9.21-988/2021 по признакам совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
21.09.2021 Управлением вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении N 039/04/9.21-988/2021.
По итогам административного расследования 13.09.2021 УФАС составлен протокол N 5539/06 об административном правонарушении N 039/04/9.21-988/2021 по факту совершения АО "Янтарьэнерго" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением УФАС по Калининградской области от 15.10.2021 N 6354/06 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-988/2021 АО "Янтарьэнерго" привлечено к административной ответственности по вышеуказанной статье кодекса и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, АО "Янтарьэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, которой не может превышать 6 (шесть) месяцев.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 09.12.2020 между АО "Янтарьэнерго" и Пономаревым Ю.Б. заключен договор N 5022/09/20, неотъемлемой частью которого являются технические условия N Z-5022/20.
Пунктом 6 договора установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения настоящего договора. Таким образом, дата начала исполнения обязательств - 09.12.2020, дата окончания - 09.06.2021.
29.04.2020 филиалом АО "Янтарьэнерго" Западные электрические сети было утверждено техническое задание N Z/СЭРС/014874/2021-26 по титулу: "Реконструкция ВЛ 0,4 кВ от ТП 032-13 (инв. N 5113759), строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 032-13 (инв. N 5113759) в г. Светлый, п. Песчаное".
12.05.2021 филиалом АО "Янтарьэнерго" Западные электрические сети было утверждено техническое задание N Z/СЭРС/015080/2021-26 по титулу: "Организация системы учета электроэнергии ВЛ 0,4 кВ от ТП 032-13 в г. Светлый, п. Песчаное". 05.08.2021 была размещена закупка N 32110531378 на заключение договора на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ (по техническому заданию N Z/СЭРС/014874/2021-26), однако закупка не состоялась, так как не было подано ни одной заявки.
05.08.2021 была размещена закупка N 32110531378 на заключение договора на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ (по техническому заданию N Z/СЭРС/014874/2021-26), однако закупка не состоялась, так как не было подано ни одной заявки.
При рассмотрении административного дела представитель Общества пояснил, что на данный момент объект Заявителя включен в рамочный договор N 32110501170 от 15.09.2021, заключенный с ООО "Энергопроект". По техническому заданию N Z/СЭРС/015080/2021-26 заключен договор подряда N241/СП от 23.08.2021 с АО "Янтарьэнергосервис" со сроком выполнения 45 календарных дней. АО "Янтарьэнерго" работы по техническому заданию NZ/C3PC/015080/2021-26 возможно начать только после реализации работ по техническому заданию N Z/C3PC/014874/2021-26.
Таким образом, в срок, установленный договором и Правилами N 861, АО "Янтарьэнерго" было разработано и утверждено два технических задания, последующие действия предприняты Обществом с нарушением срока.
С учетом изложенного, действия Общества последовательными и достаточными признаны быть не могут.
УФАС по Калининградской области установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя в сроки, установленные Правилами N 861 и условиями договора N 5022/09/20 от 09.12.2020 не осуществлено.
Обществом не представлено доказательств отсутствия возможности выполнить перечисленные мероприятия в законодательно установленный срок, что свидетельствует о его неправомерном бездействии.
Конкурентные процедуры на определение подрядной организации на электронной торговой площадке проводились с 05.08.2021. то есть после окончания срока исполнения договора N 5022/09/20 от 09.12.2020.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Общество в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для своевременного соблюдения требований Правил N 861.
Поскольку Общество ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, апелляционным судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Апелляционный суд не усматривает оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ и назначения Обществу штрафа в размере ниже низшего предела, установленного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, которые сводятся к несогласию с неприменением судом первой инстанции положений статьи 4.1 КоАП РФ и к необходимости снижения штрафа до 300 000 рублей, подлежат отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с указанным Кодексом.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также на ее соразмерности в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В данном случае Управление назначило Обществу наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей, то есть в пределах санкции инкриминируемой части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что назначенный размер штрафа отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением Общества.
Таким образом, апелляционный суд не усматривает оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по основаниям статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.12.2021 по делу N А21-11943/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-11943/2021
Истец: АО "ЯНТАРЬЭНЕРГО"
Ответчик: УФАС России по К/О