г. Саратов |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А57-10402/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луевой Л.Ю.,
судей Волковой Т.В., Жаткиной С. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусыгиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов" и администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 января 2022 года по делу N А57-10402/2021
по исковому заявлению Публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
к обществу с ограниченной ответственностью "УК Фаворит-стандарт качества", (ОГРН 1166451081796, ИНН 6452125239), обществу с ограниченной ответственностью "Трест" (ОГРН 1196451016090, ИНН 6450107354), администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов",
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по управлению имуществом города Саратова, ТСЖ "Дачник-АС", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Виктория",
об обязании демонтировать детскую площадку,
в судебное заседание явились:
- от публичного акционерного общества "Т Плюс" представитель Хлопкова Мария Витальевна, действующая на основании доверенности от 24.03.2022, выданной сроком до 08.09.2022,
- от администрации муниципального образования "Город Саратов" представитель Куликова Валерия Алексеевна, действующая на основании доверенности от 12.01.2022 N 01-08/165,
- от администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" представитель Бочарова Елена Евгеньевна, действующая на основании доверенности от 01.04.2022 N 30,
- от общества с ограниченной ответственностью "УК Фаворит-стандарт качества", представитель Айрапетян Андрей Юрьевич, действующий на основании доверенности от 04.10.2021, выданной сроком на 3 года,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", истец) к обществу с ограниченной ответственностью "УК Фаворит-стандарт качества" (далее - ООО "УКФ", ответчик) обществу с ограниченной ответственностью "Трест" (далее - ООО "Трест", ответчик), администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация города, ответчик), администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Кировского района, ответчик) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, об обязании освободить охранную зону тепловых сетей путем демонтажа детской площадки, расположенной в охранной зоне ВКС ТМ N 5 от ТЭЦ-5 20219 мм между ТК-5905/1 и ТК5905/3 и на ТК-5905/3 по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, д.17/29, в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда; взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Комитет по управлению имуществом города Саратова, ТСЖ "Дачник-АС", ООО Управляющая организация "Виктория".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.01.2022 на администрацию муниципального образования "Город Саратов", администрацию Кировского района муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность в солидарном порядке освободить охранную зону тепловых сетей путем демонтажа детской площадки, расположенной в охранной зоне ВКС ТМ N 5 от ТЭЦ-5 20219 мм между ТК-5905/1 и ТК-5905/3 и на ТК-5905/3 по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, д. 17/29, в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
В удовлетворении исковых требований к ООО "УКФ", ООО "Трест" было отказано.
С администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" в пользу ПАО "Т Плюс" взысканы солидарно расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования "Город Саратов" и администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов" обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.01.2022 отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы администрация Кировского района указала, что считает недоказанным расположение детской площадки в границах принадлежащего ответчику участка с кадастровым номером 64:48:030324:52. Полагает, что детская площадка передана истцу по концессионному соглашению. Считают, что спорные правоотношения не предусматривают солидарную ответственность.
Администрация города в своей жалобе также указывает на то, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о создании ответчиком препятствий для доступа к занятой тепловыми сетями части земельного участка, а также установления охранных зон. Также ссылается на то, что истец не представил доказательств возможного использования альтернативного способа подачи горячей воды.
Ответчик ООО "Трест" представил письменные возражения на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ, в которых выразил согласие с принятым решением.
Иные лица, участвующие в деле явку представителей не обеспечили, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в собственности Комитета по управлению имуществом города Саратова находится теплотрасса от ЦТП до ж/д 17/29 по ул. Тракторная, переданная в эксплуатацию ПАО "Т Плюс" по концессионному соглашению N 1 от 06.11.2019.
30.10.2020 сотрудниками Территориального управления теплоснабжения г. Саратова ПАО "Т Плюс" был составлен акт о нарушении охранной зоны тепловых сетей: наличие объекта "детская площадка", по адресу: г. Саратов ул. Тракторная, д.17/29, в охранной зоне ВКС ТМ N 5 от ТЭЦ-5 20219 мм между ТК-5905/1 и ТК-5905/3 и на ТК-5905/3.
Поскольку расположение объекта детской площадки в охранной зоне тепловой сети нарушает требования Типовых правил, создает препятствия для исполнения ПАО "Т Плюс" возложенных на него обязанностей по содержанию и безопасной эксплуатации тепловых сетей, обеспечению надежного теплоснабжения потребителей, которое достигается, в том числе, возможностью своевременного принятия оперативных мер по устранению аварий на тепловых сетях, требование истца об освобождении участка осталось без внимания, истец обратился в суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в названной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
В силу статей 304, 305 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в обязанность эксплуатирующей организации входит комплекс мероприятий по обеспечению безаварийной работы опасных производственных объектов.
Согласно пункту 33 организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС 41-3.2000, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92, для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
Ограничения использования земельных участков охранной зоной тепловых сетей установлены Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей" (далее - Типовые правила). Охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера
В соответствии с пунктом 1 Типовых правил охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
В силу пункта 1 названных правил охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Согласно пункту 4 Правил охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети".
Согласно пункту 5 Типовых правил в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в указанном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок. Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования.
Согласно части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации обязаны в том числе организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей, обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно пункту 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, в местах прокладки теплопроводов возведение строений, складирование, посадка деревьев и многолетних кустарников не допускается. Расстояние от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети до сооружений определяется в соответствии со строительными нормами и правилами.
В частности, частью 3 статьи 23.2 Закона о теплоснабжении установлена обязанность потребителей тепловой энергии соблюдать запреты, ограничения и другие обязательные требования безопасности, содержащиеся в законе, технических регламентах и правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
Пунктом 17 Правил установлено, что работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта. Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Действия по несогласованному размещению детской площадки в охранной зоне на участке и непредоставлению доступа истцу к тепловой сети несут для предприятия дополнительные правовые риски в виде нарушения теплоснабжения иных потребителей и увеличения (сверх допустимого) времени обнаружения и устранения технологических нарушений на тепловой сети.
Вопреки доводам апелляционных жалоб данное обстоятельство нарушает права и законные интересы истца, поскольку ограничивает его возможность проведения организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасной и штатной работы тепловых сетей, их сохранности и предотвращения несчастных случаев.
Факт размещения детской площадки в границах охранной зоны тепловой сети подтвержден: актом обследования объекта в охранной зоне прохождения теплосетей от 30.10.2020, данными Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ситуационным планом тепловой сети, фототаблицами, съемкой из Публичной кадастровой карты.
По сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 64:48:030324:51 площадью 6 628 кв.м, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, д. 17/29, имеет вид разрешенного использования: для размещения домов многоэтажной жилой застройки (десятиэтажный многоквартирный жилой дом).
Земельный участок с кадастровым номером 64:48:030324:4 площадью 5 157 кв.м, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Дачная, имеет вид разрешенного использования: для строительства жилого дома от 9 до 10 этажей.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 64:48:030324:4 между администрацией г. Саратова и ЗАО "Агрохолдинг" был заключен договор аренды N 3273 от 05.11.2001 для строительства жилого дома от 9 до 10 этажей.
25.08.2021 был проведен совместный с Комитетом по управлению имуществом города Саратова осмотр детской площадки по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, 17/29 в составе комиссии.
При осмотре установлено, что спорная детская площадка расположена в охранной зоне внутриквартальной тепловой сети, передана в эксплуатацию филиалу Саратовский ПАО "Т Плюс" по концессионному соглашению N 1 в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения муниципального образования "Город Саратов".
По результатам проведённого осмотра определены мероприятия по устранению нарушений требований правил охраны коммунальных тепловых сетей: в рамках концессионного соглашения провести реконструкцию участка тепловой сети с изменением трассировки при наличии технической возможности. При отсутствии коридора для выноса участка тепловой сети детская площадка должна быть демонтирована или вынесена за границы охранной зоны тепловой сети.
Обстоятельства, установленные в ходе осмотра от 25.08.2021, стороанми не оспариваются.
Судом установлено, что согласно Выписке из ЕГРН от 22.10.2021 N 99/2021/426130477 20.01.2021 на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 64:48:030324:52 площадью 217 кв.м по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Тракторная, 17/19. Вид разрешенного использования земельного участка - для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии; правообладателем земельного участка является муниципальное образование "Город Саратов" (собственность N 64-64-11/487/2012-265 от 17.10.2012); принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" (регистрация N 64-64-11/545/2012-091 от 14.09.2012).
Материалами дела подтверждается факт размещения спорной детской площадки на земельном участке с кадастровым номером 64:48:030324:52.
Довод жалобы о том, что детская площадка фактически выходит за границы данного участка и располагается на нем лишь частично, на правильность выводов суда об определении надлежащего ответчика не влияет, поскольку, как следует из материалов дела, общедоступных сведений Публичной кадастровой карты, часть детской площадки располагается на землях, государственная собственности на которые не разграничена.
Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
С учетом изложенного вопреки позиции апеллянта суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за использованием земель, строительством и соблюдением порядка размещения движимых и недвижимых объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления.
Указание судом на солидарную ответственность не правильность выводов об определении надлежащего ответчика не виляет, сложностей в исполнении судебного решения не создает.
Несостоятельны доводы апелляционных жалоб о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчики препятствуют в использовании истцом охранной зоны тепловых сетей.
Как верно указал суд первой инстанции, сам факт расположения спорной детской площадки в границах охранной зоны тепловых сетей на теплосетях угрожает общественной безопасности, нарушает права и законные интересы истца, поскольку препятствует нормальной и безопасной эксплуатации тепловых сетей, доступу истца к местам проведения ремонтных работ.
Довод о том, что детская площадка передана истцу по концессионному соглашению, не обоснован, противоречит условиям имеющегося в деле соглашения.
Таким образом, поскольку объект, нарушающий режим охранной зоны тепловой сети размещен с нарушением нормативно-правовых актов и препятствует полноценному пользованию тепловыми сетями, обслуживанию таких сетей, а также имеются риски нарушения прав истца при причинении ущерба третьим лицам, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Учитывая, что спорная детская площадка расположена за пределами земельных участков придомовой территории, сформированных под размещения многоквартирных жилых домов, в удовлетворении исковых требований к ООО "УК Фаворит-стандарт качества" и ООО "Трест" обоснованно было отказано.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ.
В силу положений статьи 270 АПК РФ оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 января 2022 года по делу N А57-10402/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л. Ю. Луева |
Судьи |
Т. В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-10402/2021
Истец: ПАО Т Плюс
Ответчик: Администрация Кировского района МО "Город Саратов", Администрация МО "Город Саратов", ООО "УК Фаворит-Стандарт Качества", ООО УКФ в лице А/У Шестеркина И.А.
Третье лицо: Администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом город Саратова, ООО "Трест", ООО УК "Фаворит-СК", ООО Управляющая организация "Виктория", ТСЖ "Дачник-АС"