г. Челябинск |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А76-44296/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03 февраля 2022 года по делу N А76-44296/2021.
В судебном заседании принял участие представители Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области - Чебыкина А.И. (служебное удостоверение, доверенность от 22.04.2021 N 37, диплом).
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - административный орган, ГУ МЧС по Челябинской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Факт" (далее - привлекаемое к ответственности лицо, общество, ООО "Факт") к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.02.2022 (резолютивная часть решения принята 27.01.2022) по делу N А76-44296/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что вывод суда первой инстанции о нарушении административным органом порядка административного производства, предусмотренного статьей 25.1 КоАП РФ, не соответствует обстоятельствам дела. Как указывает апеллянт, в материалах дела содержится почтовая квитанция (идентификатор N 45400356604731), которая подтверждает факт направления ООО "Факт" уведомления о составлении протокола.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ООО "Факт".
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 28.09.2021 N 33 административным органом в отношении ООО "Факт" проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 29.10.2021 N 33.
Должностным лицом административного органа в отношении ООО "Факт" в отсутствии его законного представителя составлен протокол от 23.11.2021 N 74 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Заявление и материалы административного дела в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 23.1, статьей 28.8 КоАП РФ, направлены Управлением в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении административным органом порядка административного производства, предусмотренного статьей 25.1 КоАП РФ, выраженного в составлении протокола об административном правонарушении в отсутствии извещения общества, его законного представителя и невозможности удовлетворить требования о привлечении ООО "Факт" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Таким образом, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области лицензируемой предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения выражается в занятии определенным лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию), видом предпринимательской деятельности на основании указанного специального разрешения (лицензии) с грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является лицо, имеющее специальное разрешение (лицензию).
Субъективная сторона данного деяния для юридических лиц выражается в непринятии всех зависящих от него мер для соблюдения лицензионных требований.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ, исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Пунктом 4 положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение N 1128) установлены лицензионные требования, в том числе:
б) наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона "О пожарной безопасности", прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", и технической документации на них. принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
д) выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 1128 к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "б" и (или) "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ.
Следовательно, к грубым нарушениям лицензионных требований в соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Положения N 1128, относятся, в том числе нарушения, допущенные при выполнении лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) к нормативному регулированию, в том числе относится техническое регулирование в области пожарной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона N 69-ФЗ минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Приказом МЧС России от 31.07.2020 N 571 утвержден минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Минимальный перечень N 571).
Пунктом 7 раздела II Минимального перечня N 571 установлено требование о наличии технического средства, предназначенного для исследования (наблюдения, записи, измерения) амплитудных и временных параметров электрического сигнала.
Пунктами 2 и 3 раздела Х Минимального перечня N 571 установлены требования о наличии камеры для окраски первичных средств пожаротушения, камеры для сушки первичных средств пожаротушения.
Согласно протоколу об административном правонарушении обществом допущены нарушения: у общества отсутствуют оборудование инструменты, технические средства, согласно перечню предусмотренному частью 4 статьи 24 Федерального закона N 69-ФЗ, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования и необходимые для осуществления лицензируемой деятельности, а именно камера для окраски первичных средств пожаротушения, камера для сушки первичных средств пожаротушения; отсутствует техническая документация на техническое средство, предназначенное для проведения гидравлических испытаний.
В здании "Увельская школа N 1": емкость аккумуляторных батарей резервного источника не обеспечивает работы электроприемников системы автоматической пожарной сигнализации в дежурном режиме в течение 24 часов плюс 1 час работы в тревожном режиме (при отключении основного источника электропитания система оповещения и эвакуации при пожаре перестает функционировать); не обеспечено исправное состояние системы автоматической пожарной сигнализации, обеспечивающее автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией (при искусственной имитации "Пожар" на шлейфах 1,2,9 в кабинетах N 4, логопеда, игровой комнате не обеспечено формирование какого либо сигнала приемно-контрольного прибора"
В качестве доказательств осуществления предпринимательской деятельности общества административным органом представлен Акт осмотра от 20.10.2021, которым указано о наличии оборудования на адресу г. Южноуральск, улица Разина дом 49. Указанный акт не содержит ссылки на договор, заключенный с юридическим лицом, где оказываются услуги по пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Судом первой инстанции установлено, что административным органом нарушен установленный порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении, поскольку ООО "Факт" не извещено надлежащим образом о составлении протокола.
Согласно части 1 статьи 25.1. КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Согласно части 2 статьи 25.1. КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктами 2, 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежит установлению факт явки законного представителя юридического лица, выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке и причины неявки участников производства по делу, и после этого принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В частности, в соответствии с требованиями статья 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается отметка в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом.
Доказательствами надлежащего извещения лица, подтверждающими направление и получение адресатом корреспонденции, являются уведомление о вручении, расписка, иные документы.
Таким образом, из приведенных норм следует, что при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, в частности, заблаговременно известить это лицо о времени и месте совершения административных процедур.
Данные нормы права по своей правовой природе призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, согласно описи дела об административном правонарушении N 74 в материалы данного административного дела представлены следующие документы (пункты 1-5) (л.д. 10 оборот):
N п/п |
Наименование документа |
N листа |
1. |
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ |
1-2 |
2. |
Копия квитанции о почтовом направлении N Поод119666 (протокол) |
3 |
3. |
Копия уведомления о составлении протокола |
4 |
4. |
Копия акта проверки N 33 от 29.10.2021 |
5-7 |
5. |
Копия квитанции о почтовом направлении N Прод118422 (материалы проверки) |
10 |
Так, под пунктом 3 описи дела об административном правонарушении N 74 значится уведомление о составлении протокола (л.д. 14).
Указанное уведомление (л.д. 14) не содержит номера, даты принятия и даты получения лицом, в отношении которого ведется административное производство (ООО "Факт").
Также отсутствует копия квитанции о почтовом направлении уведомления о составлении протокола в адрес ООО "Факт".
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что в материалах дела содержится почтовая квитанция (РПО N 45400356604731), которая подтверждает факт направления ООО "Факт" уведомления о составлении протокола 23.11.2021.
В описи дела об административном правонарушении под пунктом 5 значится копия квитанции о почтовом направлении N Прод118422 (материалы проверки) (РПО N 45400356604731), из чего следует, что под этой квитанцией направлены материалы проверки.
Между тем невозможно подлинно установить, было ли уведомление без номера и даты о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 23.11.2021 направлено по почтовой квитанции N Прод118422 (РПО N 45400356604731) от 05.11.2021 (л.д. 18).
В материалах дела отсутствует опись письма, направленного по почтовой квитанции N Прод118422 (РПО N 45400356604731), из которой бы следовало, что именно данным почтовым отправлением (квитанция N Прод118422) в адрес ООО "Факт" направлено уведомление о составлении протокола 23.11.2021.
В материалах дела отсутствует сопроводительное письмо, с которым в адрес общества направлены материалы проверки и было ли в материалах проверки уведомления о составлении протокола.
Согласно статье 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган.
Вместе с тем административным органом в нарушение статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств надлежащего извещения законного представителя ООО "Факт" о составлении в отношении него протокола по делу об административном правонарушении не представлено.
Как и не представлено доказательств того, что должностным лицом административного органа при составлении протокола об административном правонарушении в отсутствии общества, его законного представителя было выяснено, извещено ли общество, его законный представитель о составлении протокола об административном правонарушении в установленном порядке, выяснены ли причины неявки.
В протоколе от 23.11.2021 об административном правонарушении указано, что законный представитель ООО "Факт" не принимал участия при его составлении. Вместе с тем из текста протокола следует, что законный представитель ООО "Факт" сообщил о невозможности прибыть на составление протокола. Но указанное обстоятельство не усматривается из материалов дела (отсутствует телефонограмма с указанием от кого получена, кем принята, время и т д.).
Учитывая изложенное, ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и дате составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных КоАП РФ процессуальных прав и гарантий защиты.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верном выводу о нарушении административным органом порядка административного производства, предусмотренного статьей 25.1 КоАП РФ, в свою очередь административным органом не представлено надлежащих доказательств надлежащего направления уведомления в адрес ООО "Факт" о составлении протокола об административном правонарушении.
Кроме того, в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Согласно материалам дела, обществу вменяется нарушение, выразившееся в несоблюдении лицензионных требований.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Правонарушение, вмененное обществу судом апелляционной инстанции, является длящимся, поскольку выражается в длительном неисполнении возложенных на него законом обязанностей. Следовательно, начало течения срока давности привлечения к административной ответственности определяется днем обнаружения правонарушения.
Вместе с тем статья 14.1 КоАП РФ регулирует правоотношения, связанные с применением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.
По части 4 статье 14.1 КоАП РФ рассматриваются нарушения лицензионного законодательства с общим (трехмесячным) сроком давности привлечения к административной ответственности.
С учетом изложенного, срок привлечения общества к административной ответственности с соблюдением положений статьи 4.5 КоАП РФ истек.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности) государственная пошлина не уплачивается.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности) государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03 февраля 2022 года по делу N А76-44296/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-44296/2021
Истец: ГУ МЧС России по Челябинской области
Ответчик: ООО "Факт"