город Омск |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А75-14321/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1852/2022) муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска "Производственный ремонтно-эксплуатационный трест N 3" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2021 по делу N А75-14321/2021 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска "Производственный ремонтно-эксплуатационный трест N 3" (ОГРН 1028600938871, ИНН 8603007924, адрес: 628609, город Нижневартовск, улица Северная, дом 28 Б) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Нижневартовсклифт" (ОГРН 1148603004440, ИНН 8603208758, адрес: 628616, город Нижневартовск, улица Нефтяников, 21 А), общества с ограниченной ответственностью "Региональная Лифтовая Компания" (ОГРН 1088604001705, ИНН 8604044069, 628306, город Нефтеюганск, 14-й микрорайон, дом 48, помещение 140), о признании недействительными решения и предписания от 10.06.2021,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Нижневартовска "Производственный ремонтно-эксплуатационный трест N 3" (далее - заявитель, предприятие, МУП г. Нижневартовска "ПРЭТ N 3", заказчик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, Ханты-Мансийское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 10.06.2021 по жалобе N 086/07/3-798/2021 и предписания от 10.06.2021 N ВН/4565/21.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Региональная Лифтовая Компания" (далее - ООО "РЛК"), общество с ограниченной ответственностью "Нижневартовсклифт".
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2021 по делу N А75-14321/2021 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП г. Нижневартовска "ПРЭТ N 3" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что закупочная документация соответствует Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и Положению о закупке товаров, работ, услуг МУП г. Нижневартовска "ПРЭТ N 3", утвержденным приказом директора N 414 от 31.07.2018; установленные требования и критерии в закупочной документации по наличию квалификационных кадровых ресурсов и наличию соглашения о намерениях заключить договор между участником и каждым привлекаемым субподрядчиком/соисполнителем/субпоставщиком являются обоснованными и необходимыми при реализации по техническому обслуживанию лифтового оборудования; судом сделан ошибочный вывод о том, что установленные заказчиком требования по кадровому ресурсу не влияют на возможность надлежащего исполнения обязательств, являются избыточными и приводят к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам; при вынесении оспариваемого решения антимонопольный орган вышел за пределы доводов жалобы ООО "РЛК".
От Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в приобщении которого апелляционным судом отказано в связи с отсутствием доказательств направления копии отзыва и приложенного к нему документа в адрес других участников процесса (абзаца 2 части 1 статьи 262 АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, при проведении закупочных процедур МУП г. Нижневартовска "ПРЭТ N 3" руководствуется Законом N 223-ФЗ, Положением о закупке товаров, работ, услуг МУП г. Нижневартовска "ПРЭТ N 3", утвержденным приказом директора N 414 от 31.07.2018 (далее - Положение о закупке).
13.05.2021 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, а также на электронной торговой площадке "ТОРГИ 223" https://www.torgi223.ru/ заявителем опубликованы извещение N 32110272150 и документация о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования многоквартирных домов (МКД) жилищного фонда ЖЭУ N 20, ЖЭУ N 28 МУП г. Нижневартовска "ПРЭТ N 3".
Требования к участникам закупки установлены пунктом 16 документации о закупке.
В соответствии подпунктом 3 пункта 16 информационной карты извещения участники запроса предложения в электронной форме обязаны заполнить приложение к заявке раздела III "Формы для заполнения Участниками", а также представить подтверждающие копии документов о наличии квалифицированного персонала, аттестованного согласно Постановления Правительства Российской Федерации N 743, Положения соответствующих профессиональных стандартов и Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" с приложением соответствующих документов:
- электромеханик по лифтам;
- оператор (диспетчер) диспетчерской службы по контролю работы лифтов и инженерного оборудования зданий и сооружений;
- техник-наладчик диспетчерского оборудования и телеавтоматики;
- специалист по организации технического обслуживания и ремонта лифтов;
- специалист по организации эксплуатации лифтов.
В антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), поступила жалоба ООО "РЛК" от 28.05.2021 N 4955-ЭП на действия заказчика при проведении запроса предложений на оказание услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию лифтового оборудования МКД, расположенных в жилищном фонде ЖЭУ-28, ЖЭУ-20 МУП г. Нижневартовска "ПРЭТ N 3", извещение N 32110272150.
По результатам рассмотрения жалобы комиссия Управления пришла к выводу, что действия заказчика, установившего в документации обязательное требование о наличии материальных и кадровых ресурсов у участника закупки на момент подачи заявки, ограничивает или может ограничивать количество участников закупки, противоречит части 1 статьи 2, пункту 2 части 1 статьи 3, нарушает пункт 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
На основании принятого решения выдано предписание от 10.06.2021 N ВН/4565/21, в соответствии с которым заказчику надлежит отменить закупку по извещению N 32110272150.
Не согласившись с решением и предписанием Управления, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
29.12.2021 Арбитражным суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, в связи со следующим.
Законом N 223-ФЗ в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положения о закупке. При этом регламентация заказчиками своей закупочной деятельности осуществляется не произвольно, а с учетом предусмотренных частью 1 статьи 3 названного Закона принципов закупочной деятельности и при соблюдении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что персонал для оказания соответствующих услуг необходим участнику закупки только на этапе исполнения договора, в связи с чем действия заказчика, установившего в документации обязательное требование о наличии материальных и кадровых ресурсов у участника закупки на момент подачи заявки, ограничивают или могут ограничить количество участников закупки, что противоречит части 1 статьи 2, пункту 2 части 1 статьи 3 и нарушает пункт 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Как указано Верховным Судом Российской Федерации в определении от 11.07.2018 N 305-ЭС17-7240, часть 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, а также регламентируемые нормами Гражданского кодекса Российской Федерации организационно-правовые формы и правовой статус лиц, являющихся субъектами отношений закупки, регулируемой указанным Законом, и определенных нормами частей 2, 5 статьи 1 названного Закона (государственные корпорации, государственные компании, автономные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов, бюджетные учреждения и унитарные предприятия (при соблюдении ряда дополнительных условий), свидетельствуют о воле законодателя на регулирование спорных отношений в целом как гражданско-правовых, то есть основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Субъекты, указанные в частях 2, 5 статьи 1, пункте 2 части 1 статьи 3.1 Закона N 223-ФЗ, в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации, являются субъектами гражданских правоотношений и участниками гражданского оборота. Создавая такие юридические лица или участвуя в их деятельности, государство реализует невластные полномочия (статьи 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При закупках, осуществляемых субъектами, указанными в нормах Закона N 223-ФЗ, стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне, что также свидетельствует о гражданско-правовом характере отношений.
Законом N 223-ФЗ заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243).
Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).
Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам Закона N 223-ФЗ, требований к участникам, отличающихся достаточной степенью строгости, указывают также на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 указанного Закона, и которые подлежат выяснению антимонопольным органом, а впоследствии судом в целях выявления в действиях заказчика данного нарушения. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.
Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом N 223-ФЗ, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (статья 1).
Как следует из материалов дела, предметом спорной закупки выступало оказание услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию лифтового оборудования МКД, расположенных в жилищном фонде ЖЭУ-28, ЖЭУ-20 МУП г. Нижневартовска "ПРЭТ N 3".
Согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, если указанным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Соответствующее требование содержится в правилах организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 N 743 (далее - Правила).
Согласно пункту 16 вышеуказанных Правил владелец объекта обеспечивает осуществление одного или нескольких видов работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, объекта самостоятельно либо на основании соответствующего договора со специализированной организацией. В случае заключения указанного договора владелец объекта передает в специализированную организацию копию руководства (инструкции) по эксплуатации объекта.
Согласно подпункту "а" пункта 17 Правил лицо, выполняющее работы по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифтов, обязано обеспечить наличие в штате квалифицированного персонала. Численность и уровень квалификации указанного персонала определяются с учетом выполняемых квалифицированным персоналом трудовых функций, требований настоящих Правил, руководства (инструкции) по эксплуатации объекта и руководства (инструкции) по монтажу объекта (при наличии), а также с учетом условий, технического состояния и особенностей использования объекта и их количества.
В силу подпункта "и" пункта 17 Правил лицо, осуществляющее проведение указанных в пункте 16 настоящих Правил видов работ, должно обеспечить: назначение распорядительным актом из числа квалифицированного персонала:
- лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта;
- лица, ответственного за организацию обслуживания и ремонта объекта;
- электромеханика по лифтам (подъемным платформам для инвалидов), электромеханика эскалатора и пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) из персонала по обслуживанию и ремонту объекта;
- лифтера, оператора эскалатора, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки), оператора подъемной платформы для инвалидов и диспетчера по контролю за работой лифтов.
Апелляционная коллегия обращает внимание, что определением квалифицированного персонала, содержащимся в Правилах, установлена обязательность соответствия квалификации персонала владельца лифта и (или) специализированной организации, участвующего в процессах монтажа, демонтажа, эксплуатации, в том числе обслуживания и ремонта лифтов, как положениям соответствующих профессиональных стандартов, так и подтверждения квалификации указанного персонала в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации".
Подтверждение квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.07.2016 N 238-ФЗ, обязательно всеми работниками, участвующими в процессах монтажа, демонтажа, эксплуатации, в том числе обслуживания и ремонта лифтов, для которых разработаны и утверждены профессиональные стандарты.
Профессиональные стандарты специальностей, перечисленных, в том числе, в подпункте "и" пункта 17 Правил, утверждены Приказами Минтруда России от 20.12.2013 N 754н, от 17.01.2014 N 18н, от 22.12.2014 N 1082н.
С учетом предусмотренных указанными профессиональными стандартами трудовых функций Национальным агентством развития квалификаций Приказом от 17.04.2017 N 30/17-пр утверждены "Квалификации, разработанные Советом по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта в 2016 году", оценка соответствия работника которым обязательна, включающие следующие наименования квалификаций: электромеханик по лифтам, оператор (диспетчер) диспетчерской службы по контролю работы лифтов и инженерного оборудования зданий и сооружений, техник-наладчик диспетчерского оборудования и телеавтоматики, специалист по организации технического обслуживания и ремонта лифтов, специалист по организации эксплуатации лифтов.
Таким образом, вопреки выводам суда, включение предприятием требований о предоставлении сведений в отношении кадровых ресурсов, учитывая установленные действующим законодательством ограничения в отношении круга лиц, обладающих правом на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования МКД, напрямую влияют на возможность надлежащего исполнения обязательств по контракту.
Соответственно, в рассматриваемом случае включение предприятием в состав документации о закупке требований о наличии квалифицированного кадрового состава у участников не свидетельствует о наличии нарушений Закона N 223-ФЗ.
С учетом изложенного у антимонопольного органа отсутствовали законные основания для вынесения оспариваемого решения от 10.06.2021 по жалобе N 086/07/3-798/2021 в части пункта 2 и предписания.
Вместе с тем пунктом 1 оспариваемого решения антимонопольного органа жалоба ООО "РЛК" на действия заказчика признана необоснованной, при этом в данной части лицами, участвующими в деле, не приведено доводов относительно несоответствия Закону N 223-ФЗ указанных выводов Ханты-Мансийского УФАС России, не усмотрено таковых и апелляционной коллегией, в связи с чем основания для признания незаконным оспариваемого ненормативного акта в данной части отсутствуют.
При данных обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2021 по делу N А75-14321/2021 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ (неправильное применение судом норм материального права) с принятием нового судебного акта о частичном удовлетворении заявленного предприятием требования.
Учитывая результат рассмотрения настоящего спора, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанциях в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на Управление.
Излишне уплаченная предприятием при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату МУП г. Нижневартовска "ПРЭТ N 3" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2021 по делу N А75-14321/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконными решение от 10.06.2021 по жалобе N 086/07/3-798/2021 в части пункта 2 и предписание от 10.06.2021 N ВН/4565/21 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска "Производственный ремонтно-эксплуатационный трест N 3" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию города Нижневартовска "Производственный ремонтно-эксплуатационный трест N 3" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 12.01.2022 N 28.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-14321/2021
Истец: МУП ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ ТРЕСТ N3
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ
Третье лицо: ООО "Нижневартовсклифт", ООО РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИФТОВАЯ КОМПАНИЯ