город Воронеж |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А35-7401/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Шуклина Павла Валерьевича: Горбунова О.В., представителя по доверенности от 03.09.2021;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: Ильющенко М.В., представителя по доверенности N 2-СК от 30.12.2021;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от индивидуального предпринимателя Коробова В.Ю.: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шуклина Павла Валерьевича на решение Арбитражного суда Курской области от 02.12.2021 по делу N А35-7401/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя Шуклина Павла Валерьевича (ОГРНИП 304463235100410, ИНН 463224060339) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (ОГРН 044637042614, ИНН 4632048452) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственной регистрации от 17.08.2020 N 46/001/005/2020-15380, об обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:29:103149:541, площадью 21 кв. м, адрес: г. Курск, проспект Ленинского комсомола,
третьи лица: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска (ОГРН 1024600957853, ИНН 4632001084), индивидуальный предприниматель Коробов В.Ю. (ОГРН 304463225100312, ИНН 462901460207),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шуклин Павел Валерьевич (далее - ИП Шуклин П.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление Росреестра по Курской области, заинтересованное лицо) об отказе в осуществлении государственной регистрации от 17.08.2020 N 46/001/005/2020-15380, об обязании зарегистрировать право собственности ИП Шуклина П.В. на земельный участок с кадастровым номером 46:29:103149:541, площадью 21 кв.м, адрес: г. Курск, проспект Ленинского Комсомола.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска, индивидуальный предприниматель Коробов В.Ю.
Решением Арбитражного суда Курской области от 02.12.2021 в удовлетворении требований ИП Шуклина Павла Валерьевича отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ИП Шуклин П.В. обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 24.03.2022, проведенное в режиме веб-конференции, третьи лица явку полномочных представителей не обеспечили.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Через электронный сервис подачи документов "Мой Арбитр" от Управления Росреестра по Курской области поступили дополнения к отзыву на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИП Шуклина П.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управление Росреестра по Курской области возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании судом апелляционной инстанции в порядке статей 163, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ был объявлен перерыв до 31.03.2022.
Информация о перерыве в судебном заседании была размещена на официальном сайте Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://19aas.arbitr.ru/) и в картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru).
За время перерыва от Управления Росреестра по Курской области через электронный сервис подачи документов "Мой Арбитр" поступили дополнения к отзыву на апелляционную жалобу.
Иных заявлений, ходатайств, дополнений не поступило.
В продолженное после перерыва в том же судебном составе судебное заседание явились представители сторон по делу, поддержавшие свои правовые позиции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что Шуклин Павел Валерьевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 29.12.2003, ОГРН 304463235100410, ИНН 463224060339, основной вид деятельности - аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.
На основании решения Арбитражного суда Курской области по делу N А35-7002/2016 от 18.11.2016 за ИП Шуклиным П.В. признано право собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером 46:29:103139:553, расположенное по адресу: Курская область, г. Курск, проспект Ленинского Комсомола, пом. III, площадью 15,9 кв.м, запись о государственной регистрации права 46:29:103139:553-46/001/2017-2 от 09.03.2017.
Помещение расположено в нежилом здании с кадастровым номером 46:29:103139:550, площадью 67,5 кв.м, 1993 года постройки, адрес: Курская обл, г. Курск, пр-кт Ленинского Комсомола.
На основании заявления ИП Шуклина П.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, 11.12.2019 Администрацией города Курска было принято постановление N 2574, в соответствии с которым решено:
утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:29:103149 из категории земель - земли населенных пунктов, площадью 60 кв.м, и площадью 21 кв.м, расположенного в территориальной зоне "П-3" по адресу: г. Курск, просп. Ленинского комсомола, с видом разрешенного использования "магазины", согласно прилагаемой схеме;
предварительно согласовать предоставленные схемы земельных участков без проведения торгов;
Шуклин П.В. вправе обратиться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка;
Шуклину П.В. за счет собственных средств обеспечить выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета образованных земельных участков согласно пункту 1 настоящего постановления. При подготовке межевых планов учесть соответствующие обременения земельных участков.
17.12.2019 кадастровым инженером Гаковым А.И. подготовлен межевой план земельного участка площадью 21+/-2 кв.м. В соответствии с заключением кадастрового инженера, на образуемом земельном участке расположен объект капитального строительства, сведения о котором отсутствуют в ЕГРН.
26.12.2019 земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 46:29:103149:541.
24.04.2020 между КУМИ г. Курска (продавец) и Шуклиным П.В. (покупатель) был заключен договор купли-продажи земельного участка N В 160685ф, в соответствии с пунктами 1.1. - 1.5. которого продавец обязуется передать по акту приема-передачи в собственность, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях настоящего договора земельный участок из земель - земли населенных пунктов (категория), с кадастровым номером 46:29:103149:541, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Курская область, г. Курск, просп. Ленинского Комсомола, площадью 21 кв.м; разрешенный вид использования "магазины"; обременений нет; основания для заключения настоящего договора: подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), запись о государственной регистрации права собственности от 09.03.2017 46:29:103139:553-46/001/2017-2; участок свободен от любых имущественных прав и претензий третьих лиц.
В соответствии с пунктом 2.1. договора цена участка по настоящему договору рассчитывается в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 27.02.2015 N 97-па и составляет 55 751, 43 руб.
Согласно пункту 2.2. договора покупатель оплачивает единовременно полностью цену участка, указанную в пункте 2.1 договора в течение 5 календарных дней с даты подписания настоящего договора.
В силу пункта 3.2.2 договора продавец обязуется в течение пяти рабочих дней с даты заключения договора направить в орган регистрации прав заявление и прилагаемые к нему документы для государственной регистрации права собственности на земельный участок.
30.04.2020 муниципальное образование "город Курск" и Шуклин Павел Валерьевич обратились в орган регистрации прав с заявлением N 46/001/005/2020-15380 о регистрации перехода права, права собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:29:13149:541.
С заявлением были представлены договор N В 16685ф купли-продажи земельного участка от 24.04.2020, акт приема-передачи от 24.04.2020.
18.05.2020 Управлением Росреестра по Курской области вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации, из которого следует, что по сведениям кадастра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером 46:29:103139:553 расположено не в отдельно стоящем здании, а в здании с кадастровым номером 46:29:103139:550 площадью 67,5 кв.м, в состав которого входят еще нежилое помещение с кадастровым номером 46:29:103139:552 (право собственности зарегистрировано за иным лицом) и нежилое помещение с кадастровым номером 46:29:103139:551 (сведения о зарегистрированном праве собственности в ЕГРН отсутствует).
Как указано в уведомлении, исключительное право на приватизацию земельного участка имеют собственники зданий и сооружений, а не помещений в них. Предоставление в собственность земельных участков под помещением не предусмотрено законом. В связи с чем отсутствуют правовые основания для осуществления государственной регистрации перехода права собственности.
В целях устранения причины приостановления Шуклину П.В. предложено в срок до 17.08.2020 представить документы, свидетельствующие о наличии у Шуклина П.В. оснований на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 46:29:103149:541.
17.08.2020, в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации и неустранением приведенной в уведомлении от 18.05.2020 причины, Управлением Росреестра по Курской области вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации.
Не согласившись с вынесенным решением, ИП Шуклин П.В. обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным решения Управления Росреестра по Курской области об отказе в осуществлении государственной регистрации от 17.08.2020 N 46/001/005/2020-15380, и об обязании Управления Росреестра по Курской области зарегистрировать право собственности индивидуального предпринимателя Шуклина Павла Валерьевича на земельный участок с кадастровым номером 46:29:103149:541, площадью 21 кв.м, адрес: г. Курск, проспект Ленинского комсомола.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона о регистрации).
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о регистрации, ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из:
1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закон о регистрации).
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав) (часть 1 статьи 3 Закона о регистрации).
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; 5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; 7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; 8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 3 Закона о регистрации).
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункт 2 части 2 статьи 14 Закона о регистрации договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, выступают основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Часть 4 статьи 18 Закона о регистрации предусматривает, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона о регистрации).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия предусмотренных настоящим Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ осуществление правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов является составной частью процедуры государственной регистрации прав и включают в себя, в частности, проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) (подпункт 4 пункта 168 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 (далее - Административный регламент).
В силу пункта 216 Административного регламента при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются:
1) наличие всех необходимых документов;
2) наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя;
3) необходимость направления межведомственного запроса;
4) действительность поданных заявителем документов;
5) соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства;
6) наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти;
7) соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН;
8) отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества;
9) наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона о регистрации).
Пунктом 235 Административного регламента установлены пределы правовой экспертизы в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании акта органа государственной власти (органа местного самоуправления) в соответствии с которым государственный регистратор прав кроме обстоятельств, указанных в пунктах 221, 222 Административного регламента, проверяет:
1) соблюдение установленных законодательством, действовавшим на момент издания и в месте издания документа, требований к субъектному составу рассматриваемых правоотношений, то есть проверяет, что конкретный объект недвижимости предоставлен на определенном праве лицу, которому в соответствии с законом предусмотрено предоставление такого объекта недвижимости на данном праве;
2) соблюдение установленных законодательством, действовавшим на момент издания и в месте издания документа, требований к объекту рассматриваемых правоотношений, то есть проверяет, что конкретный объект недвижимости в соответствии с законом может быть предоставлен на определенном праве лицу, в отношении которого принят рассматриваемый акт органа государственной власти (органа местного самоуправления);
3) соблюдение установленных законодательством, действовавшим на момент издания и в месте издания документа, условий предоставления объекта недвижимости определенному лицу, то есть проверяет, имел ли место факт проведения определенной, предусмотренной законом процедуры предоставления объекта недвижимости определенному лицу (например, проводились ли торги, была ли осуществлена процедура предварительного согласования места размещения объекта, но при этом не проверяет соблюдение порядка, в том числе сроков проведения такой процедуры).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 221 Административного регламента, государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт.
Согласно пункту 223 Административного регламента в случае если правоустанавливающим документом является договор или односторонняя сделка, государственный регистратор прав при проверке его законности (в случае государственной регистрации как самой сделки, так и перехода, ограничения права, обременения объекта недвижимости на ее основании) в том числе устанавливает:
1) право- и дееспособность сторон;
2) наличие полномочий у представителей, если сделка совершена представителями;
3) наличие существенных условий сделки;
4) указание в ней на наличие ограничения права, обременения объекта недвижимости (в том числе проверяет, имеются ли в ЕГРН актуальные (непогашенные) записи, свидетельствующие о наличии ограничений права, обременении объекта недвижимости);
5) соблюдение формы сделки, установленной законом или соглашением сторон;
6) принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лица, не являющегося собственником имущества, в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником;
7) соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных федеральным законом случаях.
Частью 1 статьи 26 Закона о регистрации предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, в случае если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7); не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9).
Согласно статье 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Закона.
18.05.2020 Управлением Росреестра по Курской области в результате осуществления правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов вынесено решение о приостановлении осуществления государственной регистрации прав на основании пунктов 5, 7 части 2 статьи 26 Закона о регистрации, Шуклину П.В. предложено в срок до 17.08.2020 представить документы, свидетельствующие о наличии у Шуклина П.В. оснований на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 46:29:103149:541.
Решением Управления Росреестра по Курской области от 17.08.2020 N 46/001/005/2020-15380, в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации и неустранением приведенной в уведомлении от 18.05.2020 причины, Управлением Росреестра по Курской области отказано в государственной регистрации права собственности ИП Шуклина Павла Валерьевича на земельный участок с кадастровым номером 46:29:103149:541, площадью 21 кв. м, адрес: г. Курск, проспект Ленинского комсомола.
В рассматриваемом случае, осуществив правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов в соответствии с положениями Закона N 218-ФЗ и Административного регламента, следуя части 2 статьи 39.20 ЗК РФ, Управление Росреестра по Курской области, пришло к выводу о том, что осуществление регистрации права собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 46:29:13149:541 приведет к нарушению прав третьих лиц (правообладателей остальных помещений, расположенных в здании с кадастровым номером 46:29:103139:550), поскольку Шуклин П.В. не является единоличным собственником здания, расположенного на спорном земельном участке.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о том, что решение Управления Росреестра по Курской области об отказе в осуществлении государственной регистрации от 17.08.2020 N 46/001/005/2020-15380 не противоречит положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Обращаясь с апелляционной жалобой (с учетом представленного дополнения), ИП Шуклин П.В. ссылался на то, что Управление Росреестра по Курской области вышло за пределы своей компетенции и не вправе при проведении правовой экспертизы оценивать действия уполномоченного органа муниципальной власти по принятию решения о формировании земельного участка, в рамках которого и оценивались обстоятельства как изолированности помещения, так и возможности формирования под ним земельного участка.
Судебная коллегия апелляционного суда не соглашается с указанными доводами ИП Шуклина П.В., поскольку правомерность действий Управления Росреестра по Курской области установлена в ходе рассмотрения дела арбитражным судом области, оснований для переоценки выводов суда области не имеется.
Проверяя довод ИП Шуклина П.В. о возможности формирования земельного участка под нежилым помещением в здании, часть которого находится в собственности ИП Шуклина П.В., судебной коллегией установлены следующие обстоятельства.
08.07.2016 осуществлена постановка на государственный кадастровый учет здания с кадастровым номером 46:29:103139:550, расположенного по адресу: Курская область, г Курск, пр-кт Ленинского Комсомола, площадью 67.5 кв.м.
В здании с кадастровым номером 46:29:103139:550, расположенном по адресу: Курская область, г Курск, пр-кт Ленинского Комсомола, площадью 67.5 кв.м, расположены четыре нежилых помещения, что подтверждается техническим паспортом от 17.10.2011 (копия представлена в материалы дела).
Три помещения (II, III, IV) поставлены на государственный кадастровый учет 11.07.2016, им присвоены следующие кадастровые номера:
46:29:103139:551 нежилое помещение II, площадью 6.5 кв.м (право не зарегистрировано в ЕГРН);
46:29:103139:552 нежилое помещение IV, площадью 35 кв.м, (16.02.2017 зарегистрировано право собственности Коробова В.Ю.)
46:29:103139:553 нежилое помещение III, площадью 15.9 кв.м (09.03.2017 зарегистрировано право собственности Шуклина П.В.)
Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН на здание с кадастровым номером 46:29:103139:550 (графа: кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении).
Согласно поэтажному плану здания в техническом паспорте, а также в выписке из ЕГРН, в здании имеется также помещение I (пост полиции) площадью 10.1 кв.м, государственный кадастровый учет которого не осуществлен.
Помещение IV, принадлежащее Коробову В.Ю., является отдельно стоящим (через проезд) от остальных помещений в здании, что отображено на поэтажном планом здания.
Земельный участок с кадастровым номером 46:29:103149:9, расположенный под данным помещением, поставлен на государственный кадастровый учет не на основании решения Арбитражного суда Курской области от 11.04.2019 по делу N А35-11235/2018 (далее - Решение суда), как указывает заявитель, а 25.07.2002 на основании акта приема-передачи инвентаризационной описи по ранее учтенным земельным участкам от 17.01.2002, что подтверждается Выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 46:29:103149:9 (графа: дата присвоения кадастрового номера).
На основании Решения суда 29.05.2019 в ЕГРН изменены сведения о виде разрешенного использования, площади, границах земельного участка с кадастровым номером 46:29:103149:9, расположенного под помещением IV, в связи с их фактическим существованием на местности в течение более чем 15 лет (страница 4 Решения суда).
Как установлено судебной коллегией, на основании статьи 70 Закона N 218-ФЗ земельный участок с кадастровым номером 46:29:103149:9 снят с государственного кадастрового учета 16.12.2020 в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о правообладателе и наличие в органе регистрации прав информации об отсутствии сведений, правоустанавливающих документов и оснований для разграничения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:29:103149:9.
Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 46:29:103149:9 (графа: статус записи об объекте недвижимости) и письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска от 11.12.2020 N 11856/07.01-14.
Сведений о формировании земельных участков под помещениями I, II, равно как и формирования единого земельного участка под зданием с кадастровым номером 46:29:103139:550, материалы дела не содержат.
26.12.2019 поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок 46:29:103149:541 на основании заявления Шуклина Павла Валерьевича, Постановления Администрации г. Курска от 11.12.2019 N 2574 "О предварительном согласовании предоставления земельных участков по просп. Ленинского Комсомола" и межевого плана от 17.12.2019, подготовленного кадастровым инженером Гаковым Артемом Игоревичем с целью постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 21 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины.
Следовательно, процедура предварительного предоставления спорного земельного участка инициирована заявителем как собственником помещения (статья 39.20 Земельного кодекса РФ).
Исходя из положений статей 11.9, 39.20 Земельного кодекса РФ, лицо, являющееся собственником отдельных помещений в здании (части здания) не обладает правом на формирование и приобретение земельного участка, на котором расположено такое здание, и помещение в котором принадлежит заявителю.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, если все собственники расположенных на одном земельном участке объектов недвижимости не договорились о приобретении неделимого или не разделенного ими земельного участка в собственность, то они могут претендовать на его приобретение только в аренду. В названном постановлении дано толкование статьи 36 Земельного кодекса (в действующей редакции статья 39.20 Земельного кодекса), согласно которому статья 36 Земельного кодекса не может быть истолкована как запрещающая нескольким собственникам объектов недвижимости, расположенных на одном, делимом, но не разделенном ими земельном участке, приобрести этот участок в общую долевую собственность, напротив, собственники строений, зданий, сооружений обладают возможностью совместно реализовать право на выкуп земельных участков, предусмотренное данной статьей наряду с правом аренды, если эти участки ими не разделены или неделимы.
Между тем, факт формирования муниципального земельного участка с исключением из него территории под частью здания, помещения в котором принадлежат заявителю и третьему лицу на праве собственности, материалами дела не подтверждается. Бесспорных доказательств, свидетельствующих о возможности формирования самостоятельных земельных участков установленной площади и конфигурации для эксплуатации каждого помещения, расположенного в здании с кадастровым номером 46:29:103139:550, как и доказательств обособленности объекта недвижимого имущества, принадлежащего заявителю, не представлено. Материалы дела не позволяют установить данные обстоятельства.
Таким образом, приведенные нормативные положения применительно к фактически установленным обстоятельствам спора, свидетельствуют об обоснованности оспариваемого решения регистрирующего органа и наличии у Управления Росреестра по Курской области предусмотренных частью 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ оснований для приостановления государственной регистрации и предусмотренных статьей 27 Закона N 218-ФЗ оснований для последующего отказа в осуществлении государственной регистрации.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судом области по правилам главы 7 АПК РФ, выводы суда соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и сделаны при правильном применении норм права.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит ре для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Курской области от 02.12.2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 02.12.2021 по делу N А35-7401/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шуклина Павла Валерьевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-7401/2020
Истец: Шуклин Павел Валерньевич
Ответчик: Управление Росреестра по Курской области
Третье лицо: ИП Коробов В. Ю., ИП Коробова В.Ю., Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд