г. Владимир |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А39-9459/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.03.2022.
Полный текст постановления изготовлен 07.04.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Завод ЖБК-1" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 02.02.2022 по делу N А39-9459/2021, принятое по заявлению акционерного общества "Завод ЖБК-1" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия от 07.04.2021 N 49, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия.
В судебном заседании приняли участие представители Управления Федеральной налоговой службы по Республике - Прончатов О.Е. на основании доверенности от 10.01.2022 (т.1, л.д. 271); Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия - Прончатов О.Е. на основании доверенности от 10.01.2022 N 04-15/00005.
Акционерное общество "Завод ЖБК-1", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя (входящий N 01АП-1702/22 от 30.03.2022).
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия (далее - МИФНС N1 по Республике Мордовия, инспекция, налоговый орган) проведена камеральная налоговая проверка представленного акционерным обществом "Завод ЖБК-1" (далее - АО "Завод ЖБК-1", Общество, налогоплательщик, заявитель) 30.10.2020 уточненного расчета (корректировка 1) по страховым взносам за 1 полугодие 2020 года, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 15.02.2021 N403.
Инспекция на основании акта от 15.02.2021, материалов проверки, с учетом возражений Общества, вынесла решение от N 49 от 07.04.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Обществу доначислено 836 014 руб. 12 коп. страховых взносов и соответствующие пени.
Основанием для начисления указанных сумм послужил вывод налогового органа о неправомерности применения Обществом пониженных тарифов страховых взносов, установленных Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закона N 102-ФЗ).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (далее - Управление).от 17/06.2021 N 13-19/06886@ жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции, АО "Завод ЖБК-1" обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 02.02.2022 Арбитражный суд Республики Мордовия в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В апелляционной жалобе Общество приводит доводы о правомерном применении им в 1 полугодии 2020 года пониженных тарифов страховых взносов, поскольку имеет статус среднего предприятия.
Заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы только при условии внесения сведений о них в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - единый реестр). Считает, что основным признаком субъекта малого (среднего) предпринимательства является соответствие его условиям о среднесписочной численности и полученном доходе, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
АО "Завод ЖБК-1" указывает, что судом необоснованно не приняты во внимание его доводы о том, что на 01.01.2020 оно полностью соответствовало условиям отнесения его к субъектам среднего предпринимательства.
Подробно позиция налогоплательщика изложена в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу указала на законность и обоснованность обжалуемого решения суда. В судебном заседании представитель налогового органа и Управления поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил отказать заявителю в удовлетворении апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя АО "Завод ЖБК-1".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителя Инспекции и Управления, Первый арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) АО "Завод ЖБК-1" в проверяемом периоде являлось плательщиком страховых взносов.
Статьей 421 НК РФ установлено, что база для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 423 НК РФ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Пунктом 1 статьи 425 НК РФ установлено, что тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено главой 34 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Статьей 6 Федерального закона N 102-ФЗ установлено, что в период с 1 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10,0 %, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0,0 %, на обязательное медицинское страхование - в размере 5,0 %.
Согласно статье 3 Федерального закона N 209-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом N 209-ФЗ, к малым и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр.
Таким образом, подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства осуществляется данными единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, сформированного уполномоченными органами.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 указанной статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Частью 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ определены условия, при наличии которых хозяйственные общества могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательств, в том числе, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, до ста человек для малых предприятий; доход хозяйственных обществ, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать для малого предприятия 800 млн. рублей, для среднего предприятия - 2 млрд. рублей.
Частью 1 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ установлено, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.
В силу части 4 указанной выше нормы внесение сведений в единый реестр и исключение таких сведений из реестра зависит от исполнения хозяйствующими субъектами публично-правовых обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Федеральным законом N 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 -го числа месяца, в котором указанные сведения о них внесены в единый реестр, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года.
Судом установлено, что по итогам 2018 года среднесписочная численность работников АО "Завод ЖБК-1"составила 252 человека. Поэтому, ввиду несоответствия установленным законодательством условиям, у Федеральной налоговой службы отсутствовали основания для внесения 10.08.2019 сведений об Обществе в единый реестр.
По итогам 2019 года заявитель соответствовал критериям отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства. Согласно сведениям, размещенным на портале ФНС России, АО "Завод ЖБК-1" включено в указанный реестр 10.08.2020.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно указал, что Общество вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с 01.08.2020, а в отчетном периоде, относящемся ко второму кварталу 2020 года (апрель, май, июнь 2020 года), обязано исчислять страховые взносы в соответствии с тарифами страховых взносов, установленными статьей 425 НК РФ
С учетом изложенного Инспекция пришла к обоснованному выводу об отсутствии у налогоплательщика права на применение пониженного тарифа страховых взносов в спорный период и правомерно доначислила заявителю за 1 полугодие 2020 года (апрель, май, июнь) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 671 551 руб.47 коп., на обязательное медицинское страхование в сумме 5 596 руб. 27 коп., на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 158 866 руб. 38 коп. по общеустановленным тарифам, предусмотренным статьей 425 НК РФ и соответствующие пени.
В связи с установленными обстоятельствами суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы АО "Завод ЖБК-1" по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся заявителя.
Государственная пошлина в сумме 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 18.02.2022 N 423, подлежит возвращению заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 02.02.2022 по делу N А39-9459/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Завод ЖБК-1" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Завод ЖБК-1" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 18.02.2022 N 423.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-9459/2021
Истец: АО "Завод ЖБК-1"
Ответчик: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Мордовия, Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Мордовия