город Ростов-на-Дону |
|
07 апреля 2022 г. |
дело N А53-40515/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко А.М.
при участии:
от истца - представитель Шелухина И.В. по доверенности от 08.11.2021;
от ответчика - представитель Эксузян В.А. по доверенности от 28.12.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.02.2022 по делу N А53-40515/2021
по иску АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой"
к ответчику - ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов за июль 2021 года в размере 403565 руб. 57 коп., а также задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июль 2021 года в размере 832450 руб. 50 коп.
Решением от 22.02.2022 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 1236016 руб. 07 коп. задолженности.
Решение мотивировано тем, что истцом оказаны ответчику услуги по приему сточных вод. В результате анализа проб сточных вод установлено превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ. Оплата задолженности за сброс загрязняющих веществ с превышением предельно допустимых нормативами концентраций и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не произведена.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что в соответствии с пунктом 1.1 государственной контракта от 20.08.2020 N 1093 обязанность по очистке сточных вод лежит на истце. Лицом, ответственным за сброс в водный объект сточных вод с превышением допустимых концентраций, является сам истец. Основания для взыскания данной задолженности по оплате за сброс загрязняющих веществ в канализацию с ответчика отсутствуют.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал.
Представитель истца в заседании отклонил доводы жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 20.08.2020 между АО "Аксайская ПМК РСВС" и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заключен контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 1093.
Согласно пункту 1.1 контракта АО "Аксайская ПМК РСВС", осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, обязалось подавать абоненту - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Абонент обязался оплачивать холодную (питьевую) воду, установленного качества в объеме, определенном контрактом.
Местом исполнения обязательств по пункту 1.3 контракта являются объекты, расположенные по адресу:
- Ростовская область, г. Аксай, ул. Садовая, 22, в/г N 4;
- Ростовская область, г. Аксай, ул. Луначарского, 291, В/Г 3;
- Ростовская область, г. Аксай, ул. Чапаева, 326, В/Г 1;
- Ростовская область, г. Аксай, ул. Гагарина, 27, В/Г ОВК РО 10.
АО "Аксайская ПМК РСВС" обязалось осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать, в соответствии с настоящим контрактом, режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении, водопроводных и канализационных сетей и исправность, используемых им, приборов учета.
Из пункта 3.1 контракта следует, что оплата осуществляется абонентом по тарифам на холодную воду и водоотведение, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регулировании цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 3.8 контракта размер оплаты за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объёму и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства.
С целью осуществления соблюдения абонентом режима водоотведения и нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, сторонами согласовано место отбора проб сточных вод.
В пункте 6.1 контракта абонент обязался обеспечить доступ представителям АО "Аксайская ПМК РСВС" или по ее указанию представителям иной организации к местам отбора проб, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам.
Периодичность контроля состава и свойств сточных вод установлена Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесение изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении объектов абонентов определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год.
На объекте - Ростовская область, г. Аксай, ул. Садовая, 22, в/г N 4, 06.07.2021 АО "Аксайская ПМК РСВС" и МУП "Управление "Водоканал" произведен отбор сточных вод, по результатам которого 08.07.2021 составлен протокол измерений проб воды N 104-СВА.
Анализ отобранной пробы показал содержание загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих допустимые значения, что отражено в протоколе от 08.07.2021 N 104-СВА.
На основании протокола АО "Аксайская ПМК РСВС" произвело расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов за июль 2021 года в размере 403565 руб. 57 коп., а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июль 2021 года в размере 832450 руб. 50 коп.
В связи с неисполнением обязательств по оплате задолженности за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых нормативов и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, АО "Аксайская ПМК РСВС" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Согласно пункту 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В подпунктах "ж", "и" пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, предусмотрена обязанность абонента производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами;
соблюдать нормативы допустимых сбросов абонента, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов) и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, по форме согласно приложению N 2 (далее - план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
В соответствии с подпунктами "в", "г" пункта 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2021 N 348 утвержден порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2021 N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области", ответчик отнесен к числу абонентов, указанных в пункте 22.4, к которым применяется пятикратный тариф на услуги по водоотведению за сброс загрязняющих веществ. Плата за сброс абонентами веществ, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации всех видов загрязняющих веществ, рассчитывается как произведение пятикратного тарифа на услуги по водоотведению и фактического объема сброшенных абонентом сточных вод за расчетный период, зафиксированный абонентским отделом.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что нормами законодательства предусмотрена обязанность абонента производить дополнительную оплату за нарушение норм допустимых концентраций вредных веществ и сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ.
Как следует из протокола измерений проб воды от 08.07.2021 N 104-СВА и пояснительной записки к нему, выполненным МУП "Управление "Водоканал", в составе сточных вод обнаружено превышение установленных нормативов состава сточных вод по показателям: сероводород, сульфиды и гидросульфиды (в расчетах на сульфид-ион) (в 3047,62 раза), АПАВ (СПАВ анионные (анионные поверхностно-активные вещества (АПАВ)) (в 209,09 раз), медь (в 1500 раз).
В приложении N 5 к контракту сторонами установлены предельные сведения о нормативах состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В связи с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ абоненту выставлены платежные документы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за июль 2021 года в размере 403565 руб. 57 коп., а также платежные документы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июль 2021 года в размере 832450 руб. 50 коп., в общей сумме 1236016 руб. 07 коп.
В данном случае результатами измерений проб воды подтверждается факт сброса загрязняющих веществ в сточные воды абонента, сбрасываемых в канализацию, с превышением установленных нормативов.
Расчет платы за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ проверен судом первой инстанции и признан правильным, контррасчет не представлен.
Возражений по методике расчета в апелляционной жалобе не заявлено.
Довод заявителя жалобы о том, что в соответствии с пунктом 1.1 контракта обязанность по очистке сточных вод лежит на истце отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в данном случае абонентом допущено нарушение нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод.
Позиция заявителя жалобы основана на неверном толковании условий спорного контракта.
В пункте 4.3.17 спорного контракта указано, что именно абонент обязан соблюдать установленные нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
При таких условиях, оснований для изменения или отмены обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.02.2022 по делу N А53-40515/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-40515/2021
Истец: АО "АКСАЙСКАЯ ПМК РОСТОВСЕЛЬХОЗВОДСТРОЙ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации