город Томск |
|
08 апреля 2022 г. |
Дело N А27-24829/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-2025/2022) на решение от 21.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24829/2021 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Аникина К.Е.) по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 74, ОГРН: 1024200702360, ИНН 4207010740) к обществу с ограниченной ответственностью "Праспект" (654027, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, улица Хитарова (район Центральный), 30, ОГРН: 1074238000616, ИНН 4238020674) о взыскании штрафа в размере 3 500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Праспект" (далее - Общество) 3 500 рублей финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в размере 500 рублей, за нарушение срока представления сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в размере 500 рублей, а также предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за май, август, сентябрь, октябрь 2019 года, июнь 2020 года в размере 500 рублей каждое.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 14.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворены частично, с Общества в пользу Пенсионного фонда взыскано 3 000 рублей штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май, август, сентябрь, октябрь 2019 года, июнь 2020 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год. В остальной части в удовлетворении требований отказано. С Общества в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 1 714 рублей государственной пошлины.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 21.02.2022 в связи с подачей заявления Пенсионным фондом.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части, оставленной без удовлетворения, отменить и принять по делу новый судебный акт, требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 8.1, 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункты 38-40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, указывает на то, что 06.03.2019 Обществом по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения по форме СЗВ-КОРР тип "корректирующая" за 2018 год в отношении 1 застрахованного лица; срок представления уточненных данных согласно уведомлению Пенсионного фонда об устранении ошибок - 05.03.2019.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из апелляционной жалобы Пенсионного фонда, решение суда первой инстанции обжалуется в части отказа в удовлетворении требований Пенсионного фонда о взыскании 500 рублей финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период - 2018 год.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицами, участвующими в деле, о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлено, возражений по проверке законности и обоснованности судебного решения в оспариваемой части в апелляционный суд не направлено, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Кемеровской области в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене в оспариваемой части по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Общество по телекоммуникационным каналам связи 27.02.2019 представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за отчетный период - 2018 год на 1 застрахованное лицо с указанием периода работы с 01.01.2018 по 31.12.2018, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
Пенсионным фондом проведена проверка представленной страхователем формы СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2018 год, выявлен факт отсутствия сведений по форме СЗВ-М за январь-май 2018 года в отношении 1 застрахованного лица, в связи с чем, 27.02.2019 Пенсионным фондом в адрес Общества по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий, которое получено страхователем 27.02.2019, что подтверждается извещением о доставке и следует из решения от 20.06.2019 N 052S19190009991, не оспаривается.
06.03.2019 страхователь по телекоммуникационным каналам связи представил в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип "корректирующая" за 2018 год на 1 застрахованное лицо, указанное в исходной форме СЗВ-СТАЖ, с указанием периода работы с 01.06.2018 по 31.12.2018, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.05.2019 N 052S18190008944.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 20.06.2019 N 052S19190009991 в размере 500 рублей за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в отношении 1 застрахованного лица.
Обществу выставлено требование от 17.07.2019 N 052S01190013992 об уплате финансовых санкций в срок до 06.08.2019.
Неисполнение Обществом указанного требования в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления в части взыскания финансовых санкций в размере 500 рублей за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год по решению от 20.06.2019 N 052S19190009991, суд первой инстанции исходил из того, что страхователь представил откорректированные индивидуальные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в установленный законом пятидневный срок для предоставления уточненных (исправленных) сведений по уведомлению Пенсионного фонда, в связи с чем отсутствуют правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным, установлена статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц подаются по форме, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в Пенсионный фонд России для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений" и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п".
Согласно Приложению 1 "Тип сведений" по форме СЗВ-СТАЖ указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При этом страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, что установлено статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н (действующей в спорный период), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции N 766н (действующей в спорный период) указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о том, что страхователем представлены уточненные сведения позже установленного законом срока, следовательно страхователь подлежит привлечению к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за 2017 год в отношении 1 застрахованного лица по решению от 20.06.2019 N 052S19190009991.
С учетом пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за 2018 год - не позднее 01.03.2019.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2018 год в установленный законом срок (27.02.2019).
Форма СЗВ-СТАЖ тип "корректирующая" за 2018 год, содержащая сведения на 1 застрахованное лицо с указанием исправленного периода работы, представлена Обществом 06.03.2019, то есть в течение пяти рабочих дней (на пятый рабочий день) после направления и получения страхователем уведомления Пенсионного фонда об устранении ошибок и (или) несоответствий (27.02.2019), в установленный законом срок.
Доказательства того, что скорректированные Обществом сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип "корректирующая" за 2018 год являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены. Данные обстоятельства Пенсионным фондом по существу не оспорены и документально не опровергнуты.
При таких обстоятельствах установив, что Общество, после получения уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий в представленных сведениях, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за 2018 год, откорректировав их путем представления в установленный пятидневный срок в адрес Пенсионного фонда скорректированных сведений о застрахованном лице (форма СЗВ-СТАЖ тип "корректирующая") за этот отчетный период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований и для удовлетворения заявленных требований и о взыскании с Общества финансовых санкций в размере 500 рублей по решению от 20.06.2019 N 052S19190009991 за отчетный период - 2018 год.
Доводы апелляционной жалобы о том, что 06.03.2019 Обществом по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип "корректирующая" за 2018 год в отношении 1 застрахованного лица; срок представления уточненных данных согласно уведомлению Пенсионного фонда об устранении ошибок - 05.03.2019, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании указанных норм права и неверном определении пятидневного срока. Общество внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период - 2018 год в установленный для этого срок (уведомление Пенсионного фонда направлено и получено страхователем 27.02.2019 (не оспаривается), корректирующие сведения представлены Обществом 06.03.2019, то есть на пятый день срока), соответственно оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества 500 рублей финансовых санкций по решению от 20.06.2019 N 052S19190009991 не имеется.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, в обжалуемой части у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24829/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-24829/2021
Истец: Государственного учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу
Ответчик: ООО "ПрАспект"