г. Саратов |
|
08 апреля 2022 г. |
Дело N А06-9583/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 04.04.2022 года.
Полный текст постановления изготовлен - 08.04.2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Городская поликлиника N 5"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 января 2022 года по делу N А06-9583/2021 (судья Аюпова А.Н.),
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области (414041, г. Астрахань, ул. Яблочкова, д. 23, ОГРН: 1043002623399, ИНН: 3006006822)
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области "Городская поликлиника N 5" (414011, г. Астрахань, ул. Украинская, д. 5, ОГРН: 1023000852709, ИНН: 3016022340)
о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 1 по Астраханской области, Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о взыскании с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Городская поликлиника N 5" (далее - ГБУЗ АО "ГП N 5", учреждение, ответчик) задолженности по страховым взносам и пени в общей сумме 13 648 122,80 руб.
До рассмотрения спора по существу налоговый орган в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил взыскать с ответчика задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 6 533 605,31 руб. и пени в размере 127 794,04 руб.; страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 923 765, 17 руб. и пени в размере 29 624,98 руб.; страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 525 278,14 руб. и пени в размере 16 845,57 руб.; страховых взносов по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работы, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 56 326,25 руб. и пени в размере 740,88 руб., в общей сумме 8 213 980,34 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 21 января 2022 года уточненные исковые требования удовлетворены, с ГБУЗ АО "ГП N 5" в соответствующий бюджет взыскана задолженность в размере 8 213 980,34 руб., из которых:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 6 533 605,31 руб., и пени в размере 127 794,04 руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 923 765,17 руб. и пени в размере 29 624,98 руб.;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 525 278,14 руб. и пени в размере 16 845,57 руб.;
- страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 56 326,25 руб. и пени в размере 740, 88 руб.
Кроме того, с ГБУЗ АО "ГП N 5" в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 64 070 руб.
ГБУЗ АО "ГП N 5" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, прекратить производство по делу.
Межрайонная ИФНС России N 1 по Астраханской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 06.03.2022, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГБУЗ АО "ГП N 5" состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области в качестве налогоплательщика, в соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком страховых взносов.
В связи с наличием у ГБУЗ АО "ГП N 5" задолженности по страховым взносам и пени, Инспекцией в адрес налогоплательщика было направлено требование N 51655 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для организаций) по состоянию на 03.08.2021, согласно которому ответчику предложено в срок до 31.08.2021 уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 13 473 117,33 руб., пени в сумме 175 005,47 руб. (т. 1 л.д. 6-9).
Указанное требование исполнено Учреждением частично.
В связи с неуплатой ГБУЗ АО "ГП N 5" задолженности по страховым взносам и пени в полном объеме налоговый орган обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацем втором подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 420 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Взыскание налога (страховых взносов) производится в судебном порядке с лицевых счетов организации, если взыскиваемая сумма превышает 5 000 000 руб.
Как установлено судами, в полном объеме обязательства по уплате страховых взносов Учреждением не исполнены.
Учреждение не оспаривает получения требования налогового органа и сумму задолженности; доказательств исполнения обязанности по уплате страховых взносов и пени в полном объеме ответчиком судам не представлено.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ГБУЗ АО "ГП N 5" в апелляционной жалобе указывает, что к участию в рассматриваемом деле подлежали привлечению в качестве третьих лиц Министерство здравоохранения Астраханской области и Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, являющиеся учредителями ответчика, поскольку обжалуемым решением предусматривается взыскание денежных средств.
Апелляционный суд отклоняет данный довод.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Из анализа указанных положений статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде.
Основанием для вступления (привлечения) в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом.
Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, является предотвращение неблагоприятных для них последствий.
Предусмотренный Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации институт третьих лиц, как заявляющих, так и не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, призван обеспечить судебную защиту всех заинтересованных в исходе спора лиц и не допустить принятия судебных актов о правах и обязанностях этих лиц без их участия.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что ГБУЗ АО "ГП N 5" не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о том, каким образом принятым по делу судебным актом будут нарушены права Министерства здравоохранения Астраханской области и Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области.
В рассматриваемом случае отсутствуют основания полагать, что принятый по данному делу судебный акт каким-либо образом может повлиять на права или обязанности Министерства здравоохранения Астраханской области и Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области по отношению к одной из сторон спора.
В связи с изложенным у суда первой инстанции отсутствовали основания для привлечения Министерства здравоохранения Астраханской области и Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области к участию в деле.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для отмены, либо изменения решения суда первой инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах, апелляционная жалоба ГБУЗ АО "ГП N 5" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 января 2022 года по делу N А06-9583/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-9583/2021
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области
Ответчик: здравоохранения "Городская поликлиника N 5"
Третье лицо: Муниципальному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 5"