г. Челябинск |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А76-16965/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Совета депутатов Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области и Администрации Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17 декабря 2021 года по делу N А76-16965/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации Огневского сельского поселения - Иванов Р.В. (паспорт, доверенность от 30.03.2022, диплом);
Совета депутатов Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области - Иванов Р.В. (паспорт, доверенность от 30.03.2022, диплом);
Контрольно-счетной палаты Каслинского муниципального района - Долгополова О.В. (паспорт, распоряжение от 30.12.2021 N 46);
Собрания депутатов Каслинского муниципального района - Долгополова О.В. (паспорт, решение от 28.10.2021 N 175);
Каслинской городской прокуроры - Орехова О.И. (удостоверение прокурора).
Совет депутатов Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области (далее также - заявитель 1, Совет депутатов, Огневский Совет депутатов), Администрация Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области (далее также - заявитель 2, Администрация) обратились в Арбитражный суд Челябинской области к Контрольно-счетной палате Каслинского муниципального района (далее также - заинтересованное лицо 1, КСП Каслинского муниципального района, КСП), Собранию депутатов Каслинского муниципального района (далее также - заинтересованное лицо 2, Собрание депутатов), Каслинскому городскому прокурору с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) в котором просят:
- признать незаконными действия КСП Каслинского муниципального района по проведению в период с 16.04.2021 по 07.06.2021 мероприятий внешнего муниципального финансового контроля проводимого в отношении Огневского Совета депутатов, Администрации, в том числе проверки соблюдения законности и результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств, аудита в сфере закупок.
- признать незаконным отказ Собрания депутатов, КСП Каслинского муниципального района в заключении с Советом депутатов соглашения о передаче функций по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля КСП Каслинского муниципального района, изложенный в ответе от 01.03.2021 N 45;
- возложить на Собрание депутатов обязанность заключить с Советом депутатов соглашения о передаче функций по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля КСП Каслинского муниципального района;
- признать незаконным отказ от 01.03.2021 N 10 КСП Каслинского муниципального района в проведении внешней проверки отчета об исполнении бюджета Огневского сельского поселения за 2020 год;
- возложить на КСП Каслинского муниципального района обязанность по проведению внешней проверки отчета об исполнении бюджета Огневского сельского поселения за 2020 год;
- признать незаконным представление Каслинского городского прокурора от 12.04.2021 N 15-2021 об устранении нарушений бюджетного законодательства.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.12.2021 (резолютивная часть решения объявлена 10.12.2021) по делу N А76-16965/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Огневский Совет депутатов и Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратились в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податели указывают, что предложенный Собранием депутатов проект соглашения не противоречит типовому соглашению о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, утверждённого решением Общего собрания (X Конференции) Союза МКСО (протокол N 10 от 27.09.2011, п. 6). Судом фактически сделан вывод, что предусмотренное в силу абзаца 4 пункта 2 статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) право представительного органа поселения на обращение в контрольно-счетный орган муниципального района или субъекта Федерации с вопросом о проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета поселения в отсутствие заключенного соглашения о передачи функций по внешнему финансовому контролю не корреспондирует обязанности контрольно-счетного органа муниципального района или субъекта Федерации такую проверку проводить. Подобное толкование разрушает значительное количество бюджетных предписаний сформулированных через констатацию права одного из участников бюджетного процесса и не может быть верным. Также апеллянты указывают, что дотационная часть бюджета относится к собственным доходам бюджета и не может быть предметом проверки КСП Каслинского муниципального района.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
До начала судебного заседания от прокурора Каслинской городской прокуратуры поступили письменные пояснения, на приобщении к материалам дела которых в судебном заседании настаивал прокурор.
В соответствии с частью 1 статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объяснения, изложенные в письменной форме, приобщаются к материалам дела.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщил письменные пояснения по апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель заявителей поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц и прокурор просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 29.09.2017 Советом депутатов Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области с Собранием депутатов Каслинского муниципального района, Контрольно-счетной палатой Каслинского муниципального района заключено соглашение о передаче Контрольно-счетной палате Каслинского муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Согласно пункту 1.2 Соглашения от 29.09.2017 Контрольно-счетной палате Каслинского муниципального района переданы следующие полномочия контрольно-счетного органа поселения: - внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения; - экспертиза проекта бюджета поселения; другие полномочия контрольно-счетного органа поселения, установленные федеральными законами, законами Челябинской области, Уставом поселения и нормативными правовыми актами Совета депутатов поселения.
Соглашение от 29.09.2017 было заключено на срок 3 года и предусматривало срок действия с 01.01.2018 по 31.12.2021 (пункт 2.1).
Решением Совета депутатов Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области от 25.12.2019 N 116 расторгнуто в одностороннем порядке Соглашение от 29.09.2017, о чем
В Контрольно-счетную палату Каслинского муниципального района 25.12.2019 направлено соответствующее уведомление.
Советом депутатов Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области с Собранием депутатов Каслинского муниципального района, Контрольно-счетной палатой Каслинского муниципального района 22.12.2020 повторно заключено аналогичное соглашение о передаче Контрольно-счетной палате Каслинского муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля со сроком действия с 22.12.2020 по 11.12.2023 (пункт 2.1).
Решением Совета депутатов Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области от 28.12.2020 N 13 Соглашение от 22.12.2020 расторгнуто в одностороннем порядке, о чем 29.12.2020 в Собрание депутатов Каслинского муниципального района, Контрольно-счетную палату Каслинского муниципального района направлено соответствующее уведомление.
Советом депутатов Огневского сельского поселения было принято решение от 03.02.2021 N 16 "О заключении соглашения с Собранием депутатов Каслинского муниципального района о передаче КСП Каслинского муниципального района полномочий Контрольно-счетного органа Огневского сельского поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля" (т. 1 л.д. 26, 27-28).
Совет депутатов Огневского сельского поселения 12.02.2021 направил в адрес КСП Челябинской области обращение с просьбой провести внешней проверки отчета об исполнении бюджета Огневского сельского поселения за 2020 год (Исх. N 23).
В ответ на обращение Совета депутатов Огневского сельского поселения от 12.02.2021, КСП Челябинской области 19.02.2021 сообщило со ссылкой на пункт 2 статьи 264.4 БК РФ, статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), что план работы КСП Челябинской области на 2021 год сформирован и утвержден, возможность проведения внешней проверки отчета об исполнении бюджета Огневского сельского поселения, отсутствует, рекомендовано обратиться в КСП Каслинского муниципального района.
Совет депутатов Огневского сельского поселения 26.02.2021 направил в адрес КСП Каслинского муниципального района отчет об исполнении бюджета Огневского сельского поселения за 2020 год для проведения внешней проверки и подготовки экспертного заключения (Исх. N 24).
В ответ на обращение Совета депутатов Огневского сельского поселения от 26.02.2021 КСП Каслинского муниципального района 01.03.2021 сообщило, что провести внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета Огневского сельского поселения не представляется возможным, в связи с отсутствием соглашения между представительным органом Каслинского муниципального района, представительным органом Огневского сельского поселения и КСП Каслинского муниципального района. КСП Каслинского муниципального района указала также, что два предыдущих соглашения были расторгнуты в одностороннем порядке решениями Совета депутатов Огневского сельского поселения и возвратила документы без рассмотрения.
Собрание депутатов Каслинского муниципального района 01.03.2021 направило в адрес председателя Совета депутатов и Главы администрации Огневского сельского поселения письмо (Исх. N 45), в котором указало, что представительный орган Каслинского муниципального района осуществляет правовое регулирование посредством принятия муниципальных правовых актов по вопросам исключительной компетенции представительного органа, а также по всем иным вопросам местного значения, отнесенным к его ведению федеральными законами, законами субъекта РФ и уставом Каслинского муниципального района, действие которых распространяется на территории Каслинского муниципального района (муниципальные правовые акты Огневского сельского поселения по вопросам исключительной компетенции, действие которых распространяется только на территории Огневского сельского поселения). Обратил внимание на то, что КСП Каслинского муниципального района обладает организационной и функциональной независимостью, осуществляет свою деятельность самостоятельно на всей территории Каслинского муниципального района и обладает гарантиями профессиональной независимости. Собрание депутатов Каслинского муниципального района в указанном письме, также обратило внимание должностных лиц, которым письмо адресовано, на то, что ранее было заключено соглашение о передаче КСП Каслинского муниципального района полномочий Контрольно-счетного органа Огневского сельского поселения по осуществлению внешнего финансового контроля от 22.12.2020, сроком на три года до 21.12.2023, на которое Собрание депутатов Каслинского муниципального района получило решение Совета депутатов Огневского сельского поселения от 28.12.2020 N 13 "О расторжении соглашения о передаче КСП Каслинского муниципального района полномочий Контрольно-счетного органа Огневского сельского поселения по осуществлению внешнего финансового контроля", в связи с отсутствием в указанном соглашении норм, определяющих права представительного органа Огневского сельского поселения. Учитывая все изложенное, Собрание депутатов Каслинского муниципального района указало, что заключение соглашения, подготовленного с нарушениями законодательства, недопустимо.
Совет депутатов Огневского сельского поселения принял решение от 30.03.2021 N 24 "О рассмотрении отчета об исполнении бюджета Огневского сельского поселения за 2020 год", согласно которому в связи с отсутствием экспертного заключения органа внешнего муниципального финансового контроля, отчет об исполнении бюджета Огневского сельского поселения за 2020 год, принят к сведению.
Совет депутатов Огневского сельского поселения 02.04.2021 направил в адрес Каслинской городской прокуратуры информационное сообщение, в котором довел до сведения прокурора, что отчет об исполнении бюджета Огневского сельского поселения за 2020 год на очередном заседании рассмотрен и принят к сведению без утверждения в связи с отсутствием экспертного заключения органа внешнего муниципального финансового контроля.
Между КСП Каслинского муниципального района и Каслинской городской прокуратурой 05.04.2021 было заключено соглашение о проведении совместного контрольного мероприятия - "Проверка соблюдения законности и результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств, в т.ч. средств бюджета Каслинского муниципального района, при исполнении бюджета Огневского сельского поселения за 2019, 2020 годы и текущий период 2021 года, а также иные периоды при необходимости.
КСП Каслинского муниципального района в адрес Совета депутатов Огневского сельского поселения и в адрес Главы Огневского сельского поселения направлены уведомления (от 06.04.2021 исх. N 19, 20) о том, что на основании плана проверок КСП Каслинского муниципального района на 2021 год, в Совете депутатов Огневского сельского поселения проводится проверка соблюдения законности и результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств, в том числе средств бюджета Каслинского муниципального района, при исполнении бюджета Огневского сельского поселения за 2019 год, 2020 год, текущий период 2021 года, а также иные периоды при необходимости (сроки проведения проверки: с 16.04.2021 по 07.06.2021 (продолжительность 53 к.д.); аудит в сфере закупок за 2019 год, 2020 год, текущий период 2021 года, а также иные периоды при необходимости (сроки проведения проверки: с 16.04.2021 по 07.05.2021 (продолжительность 22 к.д.).
В материалы дела представлен План работы КСП Каслинского муниципального района на 2021 год (т. 1 л.д. 30-32).
Каслинским городским прокурором в адрес Совета депутатов Огневского сельского поселения вынесено представление от 12.04.2020 об устранении нарушений бюджетного законодательства, в котором, со ссылкой на пункт 1 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), частей 11, 12 статьи 3 Федерального закона N 6-ФЗ, пункт 1 статьи 9, пункт 1 статьи 153, пункт 2, 3 статьи 264.4, пункт 4 статьи 264.5 БК РФ, часть 1 статьи 20 Устава Огневского сельского поселения, Главу 42 Положения о бюджетном процессе в Огневском сельском поселении (утв. решением Совета депутатов Огневского сельского поселения от 31.10.2019 N 109), указал, что Советом депутатов Огневского сельского поселения не сформирован и не определен правовой статус органа внешнего муниципального финансового контроля: контрольно-счетный орган Огневского сельского поселения не создан, соглашение о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля с КСП Каслинского муниципального района или с КСП Челябинской области, не заключено, что привело к нарушению администрацией Огневского сельского поселения требований пункта 3 статьи 264.4 БК РФ, поскольку отчет об использовании местного бюджета за 2020 год на внешнюю проверку не позднее 01.04.2021 в контрольно-счетный орган, не направлен.
Указанное, как указал прокурор, приводит к неосуществлению контроля за исполнением местного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности, к отсутствию информации о ходе исполнения местного бюджета и о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В связи с указанным, прокурор потребовал рассмотреть представление с участием городской прокуратуры, незамедлительно принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствовавших, а именно: устранить нарушения бюджетного законодательства при организации внешнего муниципального финансового контроля путем создания контрольно-счетного органа Огневского сельского поселения или заключения соглашения с КСП Каслинского муниципального района или с КСП Челябинской области о передаче полномочий контрольно-счетного органа по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом N 6-ФЗ.
Совет депутатов Огневского сельского поселения принял решение от 22.04.2021 N 25 "О рассмотрении представления Каслинской городской прокуратуры от 12.04.2021 N 15-2021 об устранении нарушений бюджетного законодательства", в котором представление Прокурора было отклонено по причине отсутствия необходимости повторного рассмотрения представительным органом Огневского сельского поселения данного вопроса, поскольку в бюджете Огневского сельского поселения не предусмотрены финансовые средства, необходимые для создания и обеспечения деятельности контрольно-счетного органа поселения; а также в связи отказами собрания депутатов и КСП Каслинского муниципального района, КСП Челябинской области в заключении соглашения о передаче полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
По результатам проверки соблюдения законности и результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств, в том числе средств бюджета Каслинского муниципального района, при исполнении бюджета Огневского сельского поселения за 2019 год, 2020 год, текущий период 2021 года, а также иные периоды при необходимости, КСП Каслинского муниципального района составлены Акты от 24.05.2021, 07.06.2021 N 3, N 4.
КСП Каслинского муниципального района председателю Совета депутатов Огневского сельского поселения и Главе Огневского сельского поселения выданы 08.06.2021, 09.06.2021 представления.
Заявитель, полагая, что действия КСП являются незаконными, не согласившись с отказами в заключении соглашения, в проведении внешней проверки отчета об исполнении бюджета, а также считая незаконным представление прокурора, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителей о признании незаконными действий КСП Каслинского муниципального района по проведению в период с 16.04.2021 по 07.06.2021 мероприятий внешнего муниципального финансового контроля проводимого в отношении Совета депутатов, Администрации, в том числе проверки соблюдения законности и результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств, аудита в сфере закупок; признании незаконным отказа Собрания депутатов, КСП Каслинского муниципального района в заключении с Советом депутатов соглашения о передаче функций по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля КСП Каслинского муниципального района, изложенного в ответе от 01.03.2021 N 45; возложении на Собрание депутатов обязанности заключить с Советом депутатов соглашения о передаче функций по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля КСП Каслинского муниципального района; признании незаконным отказа от 01.03.2021 N 10 КСП Каслинского муниципального района в проведении внешней проверки отчета об исполнении бюджета Огневского сельского поселения за 2020 год; возложении на КСП Каслинского муниципального района обязанности по проведению внешней проверки отчета об исполнении бюджета Огневского сельского поселения за 2020 год, а также о признании незаконным представления Каслинского городского прокурора от 12.04.2021 N 15-2021 об устранении нарушений бюджетного законодательства.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности регулируются БК РФ.
Правовое регулирование организации контрольно-счетных органов муниципальных образований не относится к сфере ведения БК РФ и осуществляется Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 части 1, части 3 статьи 14, части 2 статьи 52 Федерального закона N 131-ФЗ, пунктом 1 статьи 9 БК РФ составление и рассмотрение проекта бюджета сельского поселения, утверждение и исполнение бюджета сельского поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета сельского поселения относятся к вопросам местного значения сельского поселения и являются бюджетными полномочиями муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 153 БК РФ, части 1 статьи 20 Устава Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области Совет депутатов Огневского сельского поселения рассматривает и утверждает бюджет поселения и отчет о его исполнении, осуществляет решение иных вопросов, отнесенных федеральными и региональными законами, к полномочиям Совета депутатов.
В силу пункта 1 статьи 153 БК РФ законодательные (представительные) органы, помимо полномочий по рассмотрению и утверждению соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отчетов об их исполнении, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия в соответствии с БК РФ.
Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 264.5 БК РФ годовой отчет об исполнении местного бюджета в представительный орган муниципального образования представляется не позднее 1 мая текущего года, при этом в силу пункта 1 статьи 264.4 БК РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает: внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 265 БК РФ муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий муниципальных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (часть 2 статьи 265 БК РФ).
Пунктом 2 статьи 264.4 БК РФ, частей 11, 12 статьи 3 Федерального закона N 6-ФЗ предусмотрено, что внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования либо на основании заключенного соглашения о передаче полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 264.4 БК РФ местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета в уполномоченный контрольно-счетный орган для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц.
Порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Огневского сельского поселения установлен главой 42 Положения о бюджетном процессе в Огневском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов Огневского сельского поселения от 31.10.2019 N 109 (далее - Положение о бюджетном процессе N 109).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в нарушение требований статьи 38 Федерального закона N 131-ФЗ, пункта 2 статьи 264.4 БК РФ, статьи 3 Федерального закона N 6-ФЗ Советом депутатов Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области не сформирован и не определен правовой статус органа внешнего муниципального финансового контроля: контрольно-счетный орган Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области не создан, соглашение о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля с Контрольно-счетной палатой Каслинского района Челябинской области либо с КСП Челябинской области не заключено (доказательств обратного в материалы дела представителем заявителей, не представлено, материалы дела, не содержат).
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что при таких обстоятельствах Каслинским городским прокурором правомерно выдано оспариваемого представление от 12.04.2021 N 15-2021 об устранении нарушений бюджетного законодательства.
Доводы представителя заявителей о том, что ими предприняты все необходимые меры к устранению выявленного нарушения, подлежат отклонению, как противоречащие фактическим обстоятельствам и основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии со статьей 264.5 БК РФ порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета устанавливается соответствующим законодательным (представительным) органом в соответствии с положениями БК РФ.
Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета представляются пояснительная записка к нему, содержащая анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, и сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований, проект закона (решения) об исполнении бюджета, иная бюджетная отчетность об исполнении соответствующего бюджета и бюджетная отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, иные документы, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 42.1 Положения о бюджетном процессе N 109 годовой отчет об исполнении бюджета Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области до его рассмотрения Советом депутатов подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области.
В материалы дела представителем заявителей было представлено решение Совета депутатов Огневского сельского поселения от 30.03.2021 N 24 "О рассмотрении отчета об исполнении бюджета Огневского сельского поселения за 2020 год", согласно которому в связи с отсутствием экспертного заключения органа внешнего муниципального финансового контроля, отчет об исполнении бюджета Огневского сельского поселения за 2020 год, принят к сведению.
Однако, отчет об исполнении бюджета Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области за 2020 год не может быть утвержден представительным органом местного самоуправления при отсутствии заключения о результатах внешней проверки годовой бюджетной отчетности.
Более того, как следует из материалов дела, соглашения о передаче полномочий контрольно-счетного органа по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом N 6-ФЗ дважды были заключены, однако расторгались по односторонней инициативе Совета депутатов Огневского сельского поселения.
При этом, как следует из материалов дела, суть претензий Совета депутатов Огневского сельского поселения сводится к отсутствию в расторгаемых Соглашениях норм, определяющих права представительного органа Огневского сельского поселения. При этом, суть претензий Собрания депутатов Каслинского муниципального района к тексту предложенного соглашения заключается в отсутствии полномочий на изменение состава КСП Каслинского муниципального района Советом депутатов Огневского сельского поселения.
Как следует из содержания положения о контрольно-счетном органе Огневского сельского поселения, должностные лица контрольно-счетных органов досрочно принимаются и освобождаются от должности на основании решения Совета депутатов Огневского сельского поселения.
Решением Собрания депутатов Каслинского муниципального района Челябинской области от 08.09.2011 N 141 утверждено Положение о Контрольно-счетной палате Каслинского муниципального района (далее - Положение).
В силу статьи 1 Положения, контрольно-счетная палата Каслинского муниципального района - постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля, образуемый Собранием депутатов Каслинского муниципального района в целях осуществления на территории Каслинского муниципального района внешнего финансового контроля за исполнением бюджета Каслинского муниципального района, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета Каслинского муниципального района, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Каслинского муниципального района.
Наименование, полномочия, состав и порядок деятельности Контрольно-счетной палаты устанавливается Уставом Каслинского муниципального района и (или) решениями Собрания депутатов.
Контрольно-счетная палата входит в структуру органов местного самоуправления Каслинского муниципального района и подотчетна Собранию депутатов.
Правовое регулирование организации и деятельности Контрольно-счетной палаты основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Челябинской области, Уставом Каслинского муниципального района, настоящим Положением, регламентом Контрольно-счетной палаты и иными муниципальными правовыми актами Каслинского муниципального района.
При этом контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.
К основным целям и задачам деятельности Контрольно-счетной палаты, в том числе, отнесены (статья 2 Положения):
- внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Каслинского муниципального района;
- осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета Каслинского муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав Каслинского муниципального района.
В соответствии со статьей 9 Положения, внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой:
- в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий Каслинского муниципального района, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности Каслинского муниципального района;
- в отношении городских и сельских поселений осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав Каслинского муниципального района;
- на основании соглашений о передаче Контрольно-счетной палате полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, заключенных в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ, между Советами депутатов поселений, входящих в состав Каслинского муниципального района и Собранием депутатов, Контрольно-счетная палата осуществляет внешний финансовый контроль бюджетов городских и сельских поселений Каслинского муниципального района.
Для достижения целей, изложенных в статье 2 Положения, Контрольно-счетная палата наделяется контрольными, экспертно-аналитическими и информационными полномочиями.
Таким образом, совокупность указанных выше норм свидетельствует о том, что КСП Каслинского муниципального района обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно на всей территории Каслинского муниципального района, и обладает гарантиями профессиональной независимости. В силу указанного, не может быть подотчетна Совету депутатов Огневского сельского поселения.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности проведенной КСП Каслинского муниципального района проверки, поскольку дотационная часть бюджета относится к собственным доходам бюджета и не может быть предметом проверки КСП Каслинского муниципального района, рассмотрены и подлежат отклонению.
Как установлено судом первой инстанции, бюджет Огневского сельского поселения более 80 % финансируется из бюджета Каслинского муниципального района (письмо Финансового управления администрации КМР от 26.08.2021 N 250), в связи с чем у КСП Каслинского муниципального района имелись полномочия по осуществлению контроля за законностью, результативностью использования средств бюджета Каслинского муниципального района, поступивших в бюджет Огневского сельского поселения.
Вместе с тем в соответствии с Соглашением от 05.04.2021 проверка, проводимая в органах местного самоуправления Огневского сельского поселения, являлась плановым совместным контрольным мероприятием КСП Каслинского муниципального района и Каслинской городской прокуратуры.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной жалобы, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу, что КСП Каслинского муниципального района исполнила непосредственно свои полномочия по контролю за законностью и результативностью (эффективностью и экономностью) использования денежных средств, поступивших в бюджет Огневского сельского поселения, входящего в состав Каслинского муниципального района.
Доводы апелляционной жалобы о противоречиях и несоответствии выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела безосновательны, основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для их принятия апелляционной коллегией не имеется.
Иное толкование апеллянтами норм материального права и обстоятельств дела, не свидетельствует о неправильности и необоснованности выводов суда первой инстанции. Сами по себе доводы подателей жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и по существу представляют собой лишь несогласие с результатами оценки судом представленных доказательств, в то время как в силу позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12, судебный акт суда первой инстанции, основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменен судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Совет депутатов и Администрация освобождены от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17 декабря 2021 года по делу N А76-16965/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области и Администрации Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-16965/2021
Истец: Администрация Огневского сельского поселения, Совет депутатов Огневского сельского поселения
Ответчик: Каслинский городской прокурор, Контрольно-счетная палата Каслинского муниципального района, Собрание депутатов Каслинского муниципального района