г. Киров |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А28-8730/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Халтуриной Н.В., действующей на основании доверенности от 22.06.2021;
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области Голубь О.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2022;
представителя Министерства лесного хозяйства Кировской области Глухих Е.К, действующей на основании доверенности 01.01.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства лесного хозяйства Кировской области, общества с ограниченной ответственностью "Монолит"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 27.01.2022 по делу N А28-8730/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Монолит" (ОГРН 1164350067540, ИНН 4345448263)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
(ОГРН 1034316517652, ИНН 4347021540),
к Министерству лесного хозяйства Кировской области (ОГРН 1074345003963, ИНН 4345164254),
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Лесснаб 43" (ОГРН 1174350016290, ИНН 4312154028), общества с ограниченной ответственностью "Резерв" (ОГРН 1187746921977, ИНН 7702451624)
о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа, распоряжения Министерства лесного хозяйства Кировской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее - заявитель, ООО "Монолит", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - ответчик1, УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 29.03.2021 N 043/10/18.1-188/2021, распоряжения Министерства лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик2, Министерство) от 05.04.2021 N 208 "Об аннулировании открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Лесснаб 43" (далее - ООО "Лесснаб 43"), общество с ограниченной ответственностью "Резерв" (далее - ООО "Резерв").
Решением суда от 27.01.2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство и ООО "Монолит" обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с самостоятельными апелляционными жалобами.
Министерство в своей жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, отложение сроков оценки конкурсных предложений не является существенным нарушением и не влияет на результаты рассмотрения и оценки конкурсных предложений. Ответчик2 поясняет, что при оценке конкурсных предложений у конкурсной комиссии возникли сомнения по вопросу достижения предложенных участниками конкурса критериев. В соответствии с частью 5 статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) конкурная комиссия в целях обеспечения экспертной оценки конкурсных предложений вправе привлекать экспертов, экспертные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В обоснование доводов в жалобе приведены ссылки на судебную практику.
ООО "Монолит" в апелляционной жалобе также просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Общество указывает, что отложение сроков оценки конкурсных предложений не повлияло на результаты рассмотрения и оценки конкурсных предложений. Выявленные антимонопольным органом нарушения не являются существенными. В ходе проведения торгов не были нарушены основополагающие принципы проведения публичных торгов. Иные выводы суда, по мнению заявителя, сделаны при неправильном применении норм материального права.
Подробно позиции подателей жалоб изложены в апелляционных жалобах.
Названные апелляционные жалобы с учетом пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" назначены к рассмотрению в одном судебном заседании.
Определения Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционных жалоб Министерства и ООО "Монолит" к производству вынесены соответственно 25.02.2022 и 11.03.2022 и размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 26.02.2022 и 12.03.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционных жалоб.
УФАС в письменном отзыве на апелляционные жалобы опровергло доводы жалоб, считает решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Представители сторон в судебном заседании апелляционного суда настаивали на занятых по делу позициях. В приобщении к материалам дела дополнительно представленных Министерством писем от 25.03.2022 и от 29.03.2022 отказано протокольным определением от 05.04.2022.
Третьи лица явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерством на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение от 26.12.2020 N 261220/0811744/01 о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины. Лот N 1: право аренды лесного участка с кадастровым номером 43:22:350201:78 площадью 9819,0 га; местоположение: Омутнинское лесничество, Песковское участковое лесничество, лесные кварталы NN 1-4, 7-9, 23-25, 45-48. Начальная цена предмета торгов: 2 426 987 рублей. Дата начала приема заявок на участие в конкурсе: 28.12.2020. Дата окончания приема заявок на участие в конкурсе: 26.02.2021. Дата вскрытия конвертов с конкурсными предложениями: 02.03.2021. Дата рассмотрения конкурсных предложений, проведения голосования и определения победителя: 05.03.2021.
В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса от 01.03.2021 N 1 по результатам оценки соответствия заявок установленным требованиям ООО "Лесснаб 43" было допущено к участию в конкурсе.
02.03.2021 состоялась процедура вскрытия конвертов с конкурсными предложениями (протокол заседания конкурсной комиссии от 02.03.2021 N 2).
05.03.2021 состоялась процедура определения победителя конкурса (протокол заседания конкурсной комиссии от 05.03.2021 N 3). В протоколе указано, что при оценке конкурсных предложений у конкурсной комиссии возникли сомнения по вопросу возможности достижения предложенных участниками конкурса значений критериев.
Организатором торгов 03.03.2021 направлено обращение в Союз "Вятская торгово-промышленная палата" с просьбой оказать содействие в проведении экспертной оценки о возможности выполнения показателя "Планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении, рублей на 1 га".
В связи с непоступлением ответа от Союза "Вятская торгово-промышленная палата" конкурсной комиссией Министерства принято решение об отложении процедуры определения победителя конкурса до получения разъяснений, но не более чем на 20 календарных дней с момента проведения заседания (с 05.03.2021).
Для объективной оценки организатором торгов принято решение направить запрос о действующих ценах на изделия из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении в Приволжское таможенное управление и АНО "Центр поддержки экспорта".
Не согласившись с решением Министерства об отложении процедуры определения победителя конкурса, ООО "Лесснаб 43" обратилось в Управление с жалобой на действия организатора торгов при проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности.
Решением комиссии УФАС от 29.03.2021 N 043/10/18.1-188/2021 жалоба ООО "Лесснаб 43" признана обоснованной (пункт 1). На основании пункта 2 решения организатору торгов выдано предписание, в котором указано на необходимость аннулировать открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности (извещение N 261220/0811744/01), лот N 1.
05.04.2021 Министерством принято распоряжение N 208 "Об аннулировании открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка" (далее - распоряжение от 05.04.2021) об аннулировании открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности (извещение N 261220/0811744/01, лот N 1), на территории Омутнинского лесничества, Песковского участкового лесничества, лесных кварталах NN 1-4, 7-9, 23-25, 45-48, с кадастровым номером 43:22:350201:78 (пункт 1); об отмене распоряжения Министерства от 24.12.2020 N 699 "Об организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка" (пункт 2).
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, распоряжением Министерства от 05.04.2021, ООО "Монолит" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в настоящем деле заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения (ненормативный правовой акт) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными (недействительными), если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие указанной совокупности условий влечет в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие), в том числе организатора торгов, при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (пункт 1 части 1 статьи 18 Закона N 135-ФЗ).
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.
Оспариваемым решением УФАС от 29.03.2021 жалоба ООО "Лесснаб 43" на действия организатора торгов - Министерства при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, признана обоснованной. Управление признало неправомерным отложение процедуры оценки конкурсной комиссией конкурсных предложений и подведения итогов конкурса (определения победителя). Организатору торгов выдано предписание с требованием об устранении допущенных нарушений.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции об обоснованности оспариваемых решения и предписания Управления на основании следующего.
Подготовка и организация открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины установлена в статье 80.1 ЛК РФ.
В соответствии с частью 12 статьи 80.1 ЛК РФ организатором конкурса выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, действующие в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
В Кировской области полномочия по управлению в сфере лесного хозяйства предоставлены Министерству лесного хозяйства Кировской области.
Согласно части 15 статьи 80.1 ЛК РФ информация о проведении конкурса, включающая в себя извещение о проведении конкурса и подготовленную организатором конкурса документацию о конкурсе, размещается на официальном сайте торгов не менее чем за шестьдесят пять дней до дня проведения конкурса.
Извещение о проведении конкурса должно содержать, среди прочего, сведения о предполагаемом к предоставлению в аренду лесном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере лесного участка, правах на лесной участок, об ограничениях этих прав), и об объеме подлежащей заготовке древесины; о порядке, месте, дате и времени заседания конкурсной комиссии и проведения голосования конкурсной комиссией; о форме заявки на участие в конкурсе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в конкурсе. Срок подачи заявок на участие в конкурсе должен составлять не менее шестидесяти дней; о требованиях к содержанию конкурсных предложений, а также о порядке их представления в конкурсную комиссию (пункты 4, 6, 8, 12 части 17 статьи 80.1 ЛК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 N 241 утверждены правила оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, а также критерии, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса (далее - Правила N 241).
Среди таких критериев значится планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении (пункт 2).
В соответствии со статьей 80.2 ЛК РФ конкурс проводится путем оценки конкурсных предложений участников конкурса, проводимой в определенном Правительством Российской Федерации порядке. Оценка предложенных условий и определение победителя конкурса проводятся на основании критериев, определенных Правительством Российской Федерации (часть 2). При рассмотрении конкурсных предложений устанавливается их соответствие требованиям конкурсной документации, проверяются наличие необходимых документов и правильность их оформления (часть 4).
После оценки и обсуждения конкурсных предложений простым большинством голосов при открытом голосовании конкурсной комиссии определяется победитель конкурса, представивший лучшее конкурсное предложение (часть 6 статьи 80.2 ЛК РФ).
Согласно части 5 статьи 80.2 ЛК РФ оценка конкурсных предложений проводится конкурсной комиссией. Участники конкурса или их представители не вправе присутствовать при оценке конкурсных предложений. Конкурсная комиссия в целях обеспечения экспертной оценки конкурсных предложений вправе привлекать экспертов, экспертные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует и Министерством не оспаривается, что при оценке конкурсных предложений у конкурсной комиссии Министерства возникли сомнения по вопросу возможности достижения предложенных участниками конкурса значений критериев. В связи с непоступлением ответа от Союза "Вятская торгово-промышленная палата" конкурсной комиссией Министерства принято решение отложить процедуру определения победителя конкурса до получения разъяснений, но не более чем на 20 календарных дней с момента проведения заседания (с 05.03.2021). Для объективной оценки организатором торгов принято решение направить запрос о действующих ценах на изделия из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении в Приволжское таможенное управление и АНО "Центр поддержки экспорта".
Вместе с тем ни положения ЛК РФ, ни положения Правил N 241 не предусматривают возможность отложения процедуры определения победителя конкурса до получения каких-либо разъяснений.
Ссылки Министерства в обоснование своей позиции по делу на часть 5 статьи 80.2 ЛК РФ, устанавливающую право конкурсной комиссии в целях обеспечения экспертной оценки конкурсных предложений привлекать экспертов, экспертные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, апелляционным судом рассмотрены. В материалы настоящего дела не представлено подтверждение привлечения организатором торгов экспертов (экспертной организации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в целях экспертной оценки конкурсных предложений.
Проанализировав нормативные положения, регулирующие проведение открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с выводом антимонопольного органа о том, что представленная в дело переписка между указанными лицами не может быть расценена в качестве реализации процедуры привлечения эксперта, экспертной организации. Запросы о действующих ценах на изделия из древесины и иной продукции переработки древесины, направленные организатором торгов в Приволжское таможенное управление, АНО "Центр поддержки экспорта", также не могут рассматриваться в качестве привлечения экспертных организаций. При этом из положений ЛК РФ и Правил N 241 не следует, что привлечение экспертов и экспертных организаций является основанием для отложения процедуры определения победителя конкурса.
Позиция ответчика2 о праве конкурсной комиссии отложить процедуру определения победителя конкурса обоснованно отклонена судом первой инстанции как основанная на неверном толковании норм права.
Статьей 80.2 ЛК РФ предусмотрено, что при проведении конкурса конкурсная комиссия рассматривает конкурсные предложения в течение трех рабочих дней со дня вскрытия конвертов в порядке, установленном конкурсной документацией. Рассмотрение и обсуждение конкурсных предложений осуществляются на заседании конкурсной комиссии (часть 3).
Таким образом, отложив процедуру определения победителя конкурса до получения разъяснений, конкурсная комиссия нарушила требования статьи 80.2 ЛК РФ. Действующий порядок проведения конкурса не предусматривает возможность отложения комиссией указанной процедуры.
На момент вынесения оспариваемого решения и предписания срок рассмотрения конкурсных предложений и определения победителя торгов истек.
Ссылка Министерства в подтверждение своей позиции по данному делу на судебную практику подлежит отклонению, поскольку указанные в апелляционной жалобе судебные акты приняты с учетом обстоятельств конкретных дел и не имеют преюдициального значения для настоящего спора.
Доводы ООО "Монолит" о том, что отложение сроков оценки конкурсных предложений не повлияло на результаты рассмотрения и оценки конкурсных предложений; выявленные нарушения не являются существенными, апелляционным судом отклоняются.
В части 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ) установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании подпункта "а" пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган выдает организатору торгов обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
В рассматриваемом случае УФАС установило в действиях организатора торгов - Министерства вышеприведенные нарушения, в связи с чем вправе было выдать предписание для устранения этих нарушений. При принятии решения о выдаче предписания от 29.03.2021 в части аннулирования торгов антимонопольный орган учитывал как характер выявленных нарушений, так и истечение на дату принятия оспариваемого решения Управления срока рассмотрения конкурсных предложений, проведения голосования и определения победителя. В этой связи довод Общества о несоразмерности указанных в оспариваемом предписании мер, не может быть принят во внимание.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данной ситуации отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемых решения и предписания УФАС, распоряжения Министерства от 05.04.2021 N 208 незаконными. Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требований заявителя.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционных жалоб, однако они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о правомерности позиции заявителей жалоб, отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 27.01.2022 следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы заявителя и ответчика2 - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе ООО "Монолит" относятся на ее заявителя.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 27.01.2022 по делу N А28-8730/2021 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства лесного хозяйства Кировской области, общества с ограниченной ответственностью "Монолит" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-8730/2021
Истец: ООО "Монолит"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Кировской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
Третье лицо: ООО "Лесснаб 43", ООО "Резерв", АО "Почта России"