г. Саратов |
|
08 апреля 2022 г. |
Дело N А12-20480/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А., судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Артёмовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алиса"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 января 2022 года по делу N А12-20480/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алиса" (ОГРН 1113460004195, ИНН 3445118027, 400120, г. Волгоград, ул. Котлубанская, д. 100 А)
к Государственному учреждению - Волгоградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023403435637, ИНН 3444050993, 400066, г. Волгоград, ул. Донецкая, д. 16)
о признании недействительным ненормативного акта,
по встречному заявлению Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023403435637, ИНН 3444050993, 400066, г. Волгоград, ул. Донецкая, д. 16)
к обществу с ограниченной ответственностью "Алиса" (ОГРН 1113460004195, ИНН 3445118027, 400120, г. Волгоград, ул. Котлубанская, д. 100 А)
о взыскании излишне выплаченного пособия по временной нетрудоспособности,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Алиса" (далее - ООО "Алиса", общество, страхователь, заявитель) с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-Волгоградское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, Учреждение, орган фонда социального страхования) от 02.06.2021 N 340121400000804 о возмещении страхователем понесённых страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию.
ГУ - Волгоградское РО Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в суд с встречным заявлением о взыскании с ООО "Алиса" излишне выплаченного пособия по временной нетрудоспособности в размере 387 814,65 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24 января 2022 года в удовлетворении заявления ООО "Алиса" отказано, требования Учреждения удовлетворены. Суд взыскал с ООО "Алиса" в пользу ГУ - Волгоградского РО Фонда социального страхования Российской Федерации излишне выплаченное пособие по временной нетрудоспособности в размере 387 814,65 руб.
Кроме того, с общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 10 756,29 руб.
ООО "Алиса" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования общества и отказать в удовлетворении заявления органа фонда социального страхования.
ГУ - Волгоградское РО Фонда социального страхования Российской Федерации представило письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 15.03.2022, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Алиса" представило в Учреждение электронные реестры сведений, необходимых для расчета среднего заработка, учитываемого при расчете пособия по временной нетрудоспособности Кукулиеву Р.И. в 2020 году в период освобождения от работы в связи с нахождением на карантине, в том числе сведения о среднем заработке Кукулиева Р.И. за 2018 и 2019 годы в размере 1 150 000 руб.
На основании указанных работодателем сведений органом фонда социального страхования рассчитано и Кукулиеву Р.И. выплачено пособие по временной нетрудоспособности и выплачена сумма 428 173,64 руб.
26 февраля 2021 года ООО "Алиса" представило в Учреждение сведения, необходимые для расчета среднего заработка, учитываемого при расчете пособия по временной нетрудоспособности Кукулиеву Р.И. за последующие страховые случаи в 2020 году, при этом страхователем представлены иные сведения о среднем заработке Кукулиева Р.И. за 2018 и 2019 годы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для проведения проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения застрахованному лицу.
ГУ - Волгоградским РО Фонда социального страхования Российской Федерации проведена камеральная проверка представленных страхователей сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, по результатам которой составлен акт от 05.05.2021 N 340121400000802 (т. 1, л.д. 13-21).
В ходе проверки органом фонда социального страхования установлена излишняя выплата застрахованному лицу пособия в сумме 387 814,65 руб. ввиду представления обществом недостоверных сведений.
02 июня 2021 года ГУ - Волгоградским РО Фонда социального страхования Российской Федерации вынесено решение 340121400000804 о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию, в соответствии с которым страхователю предложено возместить расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с представлением страхователем недостоверных сведений и документов или сокрытием сведений, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения либо на исчисление размера страхового обеспечения, в размере 387 814,65 руб. (т. 1, л.д. 81-89).
Жалоба ООО "Алиса" на решение от 02.06.2021 N 340121400000804 оставлена без удовлетворения.
05 июля 2021 года в адрес ООО "Алиса" выставлено требование N 340127700000301/ПДС о возмещении расходов, которым обществу предложено в срок до 26.07.2021 возместить страховщику излишне понесенные расходы в сумме 387 814,65 руб. (т. 1, л.д. 113).
ООО "Алиса", полагая, что решение органа фонда социального страхования является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения недействительным.
В связи с неисполнением обществом обязанности по возврату страховщику излишне понесенных расходов в установленный требованием от 05.07.2021 N 340127700000301/ПДС срок Учреждение обратилось в суд с заявлением о взыскании данных расходов.
Суд первой инстанции, установив представление ООО "Алиса" в орган фонда социального страхования недостоверных сведений относительно заработка застрахованного лица, что повлекло неверное исчисление размера пособия и излишнюю выплату страховщиком пособия по временной нетрудоспособности в сумме 387 814,65 руб., пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества и обоснованности требований органа фонда социального страхования.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях: 1) утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (далее - заболевание или травма); 2) необходимости осуществления ухода за больным членом семьи; 3) карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольную образовательную организацию, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным; 4) осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении; 5) лечения в установленном порядке в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации прав граждан на охрану здоровья Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше (далее - Временные правила).
В период с 01.04.2020 по 31.12.2020 исчисление пособия по временной нетрудоспособности по страховым случаям, наступившим в период с 01.04.2020 по 31.12.2020, осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 104-ФЗ "Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка" (далее - Федеральный закон от 01.04.2020 N 104-ФЗ) и Временными правилами.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 01.04.2020 N 104-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые застрахованным лицам за периоды нетрудоспособности, приходящиеся на период с 01.04.2020 по 31.12.2020 включительно, исчисляются с учетом следующих особенностей: если пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, исчисляемом исходя из минимального размера оплаты труда, в расчете за полный календарный месяц; в случае, указанном в пункте 1 настоящей статьи, размер дневного пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится период временной нетрудоспособности, а размер пособия по временной нетрудоспособности, подлежащего выплате, исчисляется путем умножения указанного размера дневного пособия по временной нетрудоспособности на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце; в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный размер оплаты труда для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом этих коэффициентов; если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), размер пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2020 годах территориальными органами фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, регламентирующее действия и ответственность субъектов обязательного социального страхования, участвующих в реализации пилотного проекта.
Учреждение пояснило, что с 01.07.2020 Волгоградская область участвует в реализации пилотного проекта по осуществлению страховых выплат застрахованным гражданам в соответствии с Постановлением Правительства от 21.04.2011 N 294.
В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации на основании сведений, представляемых страхователями. Никаких дополнительных расходов для страхователя не предусмотрено, его обязанности ограничиваются оперативным представлением документов.
В соответствии с пунктом 8 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, после получения электронного реестра, в котором отражены сведения о застрахованных лицах, территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
Согласно пункту 16 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ за несвоевременное представление документов, недостоверность сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если работодатель представит недостоверные сведения (скроет информацию), влияющие на выплату пособий, и этот факт будет выявлен после их назначения территориальным органом Фонда социального страхования, то он вправе потребовать возмещение излишне понесенных расходов в соответствии с Положениями об особенностях назначения и выплаты пособий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 (пункт 19 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ).
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности определен статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
В соответствии со статьёй 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Формы документов, применяемых при проведении проверок, утверждаются страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Согласно частям 1, 2 статьи 26.15 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ) камеральная проверка проводится по месту нахождения страховщика на основании представленных страхователем расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, сведений и документов, представленных страхователем или застрахованным (лицом, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного), необходимых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию, а также других документов (информации), имеющихся у страховщика, в том числе полученных от государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций по запросу с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или по межведомственному запросу.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами страховщика в соответствии с их должностными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя территориального органа страховщика в течение трех месяцев со дня представления страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, сведений и документов, представленных страхователем или застрахованным (лицом, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного), необходимых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию, а также документов, необходимых для принятия решения о финансовом обеспечении расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Из материалов дела следует, что, обращаясь в орган фонда социального страхования для выплаты пособия по временной нетрудоспособности Кукулиеву Р.И. на период карантина, ООО "Алиса" представило сведения, согласно которым в 2018 году полученный Кукулиевым Р.И. заработок составил 500 000 руб., в 2019 году - 650 000 руб.
Среднедневной заработок для расчета пособия по страховым случаям, наступившим в 2020 году, составил 1 575,34 руб. (500000 руб. + 650000 руб.): 730.
На основании указанных работодателем сведений Учреждением произведен расчет и выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 428 173,64 руб.
Однако при обращении к страховщику 26.02.2021 для выплаты пособия Кукулиеву Р.И. по следующим страховым случаям, наступившим в 2020 году, страхователем представлены иные сведения о полученных заработках Кукулиева Р.И. за этот же расчетный период: из представленных электронных реестров, справки по форме N 182н., а также сведений из Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области следует, что в 2018 году заработок составил 46 768 руб., в 2019 году - 47 850 руб.
Указанные противоречия явились основанием для проведения проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения застрахованному лицу.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведен подробный расчет суммы выплаченного застрахованному лицу пособия в связи с временной нетрудоспособностью за спорный период.
Судом апелляционной инстанции указанный судом первой инстанции расчет проверен, признан верным. Контррасчет размера подлежащего выплате пособия ООО "Алиса" не представлен.
Факт предоставления в орган фонда социального страхования недостоверных сведений о размере заработка застрахованного лица обществом не опровергнут.
Доказательств исполнения заявителем обязанности по возврату излишне выплаченного пособия в размере 387 814,65 руб. ООО "Алиса" судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований ООО "Алиса" и взыскал с общества в пользу органа фонда социального страхования излишне выплаченное пособие в размере 387 814,65 руб.
В апелляционной жалобе ООО "Алиса" указывает на нарушение Учреждением процедуры проведения камеральной проверки, выразившееся проведении проверки за пределами установленного законом трехмесячного срока.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод.
В силу части 2 статьи 26.15 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, сведений и документов, представленных страхователем или застрахованным (лицом, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного), необходимых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию.
В рассматриваемом случае основанием для проведения проверки послужили сведения и документы, представленные страхователем в орган фонда социального страхования 26.02.2021, срок проведения камеральной проверки не был нарушен.
Как указано выше, если работодатель представит недостоверные сведения (скроет информацию), влияющие на выплату пособий, и этот факт будет выявлен после их назначения территориальным органом Фонда социального страхования, то он вправе потребовать возмещение излишне понесенных расходов в соответствии с Положениями об особенностях назначения и выплаты пособий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 (пункт 19 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ).
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 января 2022 года по делу N А12-20480/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-20480/2021
Истец: ООО "АЛИСА"
Ответчик: ГУ ВОЛГОГРАДСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
03.05.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2797/2023
18.08.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21371/2022
08.04.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3083/2022
24.01.2022 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-20480/2021