г. Хабаровск |
|
08 апреля 2022 г. |
Дело N А73-18313/2021 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Мильчиной И.А.
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДЮВиКом" на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.01.2022 по делу А73-18313/2021 рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДЮВиКом" (ОГРН 1122703003411, ИНН 2703065728)
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900)
об оспаривании постановления от 03.11.2021 N 05.2-10-1128/2021
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДЮВиКом" (далее - ООО "ДЮВиКом") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 03.11.2021 N 05.2-10-1128/2021.
Рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление, суд принял решение от 21.01.2022 путем подписания его резолютивной части в соответствии с частью 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), отказав в удовлетворении заявленного требования. Мотивированное решение изготовлено 28.01.2022.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя сводятся к несогласию с выводом суда об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Считает заслуживающим внимание факт, что вновь утвержденные приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 N 396 формы NN 7 и 8 деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции, а также об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, по содержанию объема предоставляемой информации полностью соответствовали ранее действовавшим формам NN 11 и 12, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815, и представленным обществом 02.04.2021 в Комитет потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности. В свою очередь, при сдаче деклараций получены подтверждающие отправку деклараций квитанции, согласно которым они обработаны и сохранены в базу. Указывает на несоответствие вывода суда о направлении в адрес общества уведомления о представлении деклараций в новом формате 14.04.2021, ссылаясь на сведения личного кабинета в единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) на портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - ФСРАР) о получении письма 12.05.2021 после совершения правонарушения. Полагает, что сдача деклараций по устаревшей форме может быть расценена как смягчающее обстоятельство и свидетельствует об отсутствии у лица, привлекаемого к ответственности, пренебрежительного отношения к установленным правовым требованиям. Просит учесть при разрешении вопроса о признании вмененного правонарушения малозначительным ситуацию с распространением новой коронавирусной инфекции, в результате которой периодически прекращается оказание услуг общественного питания (введение режима самоизоляции) в связи с введенными ограничительными мероприятиями по ее предупреждению.
Управление не представило отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии апелляционной жалобы к производству и ее рассмотрении в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия жалобы к производству, путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет http://kad.arbitr.ru и на официальном сайте суда www.6aas.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, отраженных в пунктах 47, 49 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон, без проведения судебного заседания. Суд апелляционной инстанции принимает постановление по итогам рассмотрения апелляционной жалобы по истечении срока, установленного для предоставления отзыва на апелляционную жалобу, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в апелляционный суд.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "ДЮВиКом" на основании лицензии N 27РПО0001304 (срок действия до 04.07.2022) осуществляло деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по адресу обособленного подразделения: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пр-т Ленина, д. 17.
В результате анализа информации, содержащейся в базе данных деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и ЕГАИС, управлением установлено нарушение обществом требований пункта 13 Порядка представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи и формы таких деклараций, утвержденного приказом Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 N 396 (далее - Порядок N 396), пункта 1 статьи 14, абзаца 13 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Совершенное правонарушение выразилось в непредставлении ООО "ДЮВиКом" в установленный срок (до 20.04.2021) декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции и декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за I квартал 2021 года соответственно по формам N 7 и N 8, утвержденным Порядком N 396.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 25.05.2021 N Б2021-05.2-179.
Факт непредставления деклараций в установленный законом срок послужил основанием для составления в отношении общества в отсутствие его законного представителя при надлежащем уведомлении протокола от 20.10.2021 N 05.2-10-1128/2021 об административном правонарушении.
02.11.2021 в административный орган поступили письменные пояснения ООО "ДЮВиКом", согласно которым оно просило признать нарушение малозначительным.
Постановлением от 03.11.2021 N 05.2-10-1128/2021 общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании его законности.
Статьей 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей в виде административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В силу абзаца 13 пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в частности искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также об объеме винограда, использованного для производства винодельческой продукции.
Порядок и формат представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, форма и порядок заполнения этих деклараций устанавливаются федеральным органом по контролю и надзору (абзац 1 пункта 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
В пунктах 9, 10 Порядка N 396 указано, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7 к настоящему Порядку (форма N 7). Организации, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению N 8 к настоящему Порядку (форма N 8).
Порядок N 396 предоставления деклараций вступил в силу с 01.01.2021 и действует до 01.01.2027 (пункт 2 приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 N 396).
Пунктом 13 Порядка N 396 установлено, что декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
На основании пункта 14 Порядка N 396 декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации, индивидуального предпринимателя, сертификат ключа проверки которой выдан в порядке, установленном Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Исходя из содержащегося в пункте 16 Порядка N 396 положения, декларации представляются в органы исполнительной власти субъектов РФ по месту регистрации организации.
Установленные по делу фактические обстоятельства свидетельствуют о не представлении ООО "ДЮВиКом" декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме N 7 и декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме N 8 за I квартал 2021 года не позднее 20.04.2021, что является нарушением требований статей 14, 26 Закона N 171-ФЗ, пункта 13 Порядка N 396.
Поскольку факт нарушения порядка декларирования производства и оборота алкогольной продукции нашел подтверждение при исследовании протокола об административном правонарушении от 20.10.2021 N 05.2-10-1128/2021, отчета об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС по 1 регистру на 01.01.2021, пояснений общества от 04.10.2021, следует признать верным вывод суда первой инстанции, поддержавшего управление, о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
Вступая в правоотношения в сфере оборота алкогольной продукции, ООО "ДЮВиКом" должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о требованиях законодательства к порядку заполнения деклараций, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния.
Объективных препятствий для выполнения обществом обязательных требований в части представления деклараций за I квартал 2021 года, а равно принятие исчерпывающих мер для их соблюдения не установлено, что свидетельствует о наличии вины в совершении вмененного правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах в действиях общества доказан состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
Изложенное согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Проверка размера наложенного на общество административного штрафа в размере 50 000 рублей показала, что он соответствует размеру санкции статьи 15.13 КоАП РФ, и при его назначении административным органом учтено наличие отягчающих обстоятельств (ранее общество привлекалось к административной ответственности).
В рассматриваемом случае отсутствует необходимая совокупность условий для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку ООО "ДЮВиКом" уже привлекалось к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ постановлением управления от 19.10.2020 N 05.2-17-777/2020 в виде предупреждения.
Соответственно, указанное обстоятельство (повторное совершение однородного административного правонарушения) исключает возможность применения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Проверив вывод суда первой инстанции об отсутствии признаков малозначительности совершенного заявителем административного правонарушения, апелляционный суд находит его обоснованным ввиду следующего.
Как разъяснено в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публичных правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, поскольку установленная обязанность заявителем исполнялась недобросовестно, ненадлежащим образом.
Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения. В связи с этим главной целью подачи декларации является контроль соответствующего органа за оборотом алкогольной продукции.
Доказательств наличия исключительного случая, при котором совершенное обществом правонарушение может быть признано малозначительным, материалы дела не содержат.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательного составляющего объективной стороны правонарушения и считается оконченным правонарушением независимо от наступления вредных последствий. Само по себе отсутствие причинения ущерба, то есть имущественных последствий совершения правонарушения, не исключает наличия угрозы охраняемым общественным отношениям.
Указанный в апелляционной жалобе довод о представлении соответствующих деклараций в ином виде (с нарушением установленного формата), чем это предусмотрено действующим законодательством, не принимается во внимание, поскольку свидетельствует о нарушении порядка декларирования производства и оборота алкогольной продукции и не опровергает, что установленная обязанность по представлению деклараций исполнялась заявителем недобросовестно, ненадлежащим образом.
Дата получения обществом в личном кабинете информации о представлении деклараций в новом формате не имеет правового значения, поскольку обязанность соблюдения порядка декларирования производства и оборота возникает в силу установленных Порядком N 396 сроков представления деклараций и не ставится в зависимость от уведомления ФСРАР.
Довод о введении мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отклоняется, поскольку надлежащие доказательства, свидетельствующие о том, что санитарно-эпидемиологические меры, введенные в связи с пандемией, повлияли на финансовое положение общества, не представлены. При этом учтено то обстоятельство, что вменяемое заявителю правонарушение отличается особой степенью общественной опасности.
Таким образом, апелляционный суд считает обоснованным отказ суда первой инстанции в порядке части 3 статьи 211 АПК РФ в признании незаконным постановления управления от 03.11.2021 N 05.2-10-1128/2021.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении судом норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.01.2022 по делу N А73-18313/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18313/2021
Истец: ООО "ДЮВиКом"
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
Третье лицо: 6 ААС, Арбитражный суд Хабаровского края