город Ростов-на-Дону |
|
08 апреля 2022 г. |
дело N А53-26289/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой О.В.,
при участии:
с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция) представителя заявителя - Доценко Е.В. по доверенности от 01.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба-Дон" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.02.2022 по делу N А53-26289/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба-Дон" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, к заместителю руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области Ергановой Е.Г. третье лицо - Шестухина Елена Андреевна о признании незаконными и отмене постановления от 22.06.2021 N 477, решения от 23.07.2021 N 4 по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба-Дон" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления от 22.06.2021 N 477, решения от 23.07.2021 N 4 по делу об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области Ерганова Е.Г.
Определением от 12.01.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Шестухина Елена Андреевна.
Решением от 16.02.2022 в иске отказано.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
Специальные нормы Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О почтовой связи", регулирующие деятельность почтовых операторов, прямо указывают, что пользователем услуг почтовой связи является тот, кто заключил возмездный договор на оказание услуг почтовой связи, то кто является отправителем по данному договору и тот, кто оплатил услуги по указанного возмездному договору (то есть обязательно должен быть заключен договор, который оплачен пользователем). В настоящем спорном случае услуга по доставке почтовой корреспонденции ответчиком оказывалась не истцу, а государственному заказчику. Никаких между ответчиком и истцом договорных обязательств (отношений возмездного оказания услуг - гражданско-правовых отношений) не имелось и не имеется. Потребителем услуги Шестухина Е. А. не является, поэтому на спорные правоотношения нормы Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в данном конкретном случае не распространяются. За рассматриваемое нарушение законодательством Российской Федерации установлена административная ответственность по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, представителя в судебное заседание не обеспечили, извещены о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, заявитель на основании государственного контракта от 15.09.2020 N ЭА025_2020, заключенному с Департаментом по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области, осуществляет оказание услуг по доставке почтовой корреспонденции судебных участков мировых судей.
Судебным участком N 10 Таганрогского судебного района Ростовской области в адрес Шестухиной Е.А. 23.11.2020 направлена почтовая корреспонденция с присвоенным почтовым идентификатором 82330000062245.
Шестухиной Е.А. 02.12.2020 получено почтовое отправление ШПИ 82330000062245.
Полагая, что обществом нарушен порядок вручения почтовой корреспонденции ШПИ 82330000062245, Шестухина Е.А. в книге отзывов и предложений, находящейся в почтовом отделении, оставила обращение с жалобой на качество оказания обществом услуг.
Шестухиной Е.А. 16.03.2021 получен ответ общества на обращение от 02.12.2020.
Шестухина Е.А., полагая, что обществом нарушен порядок рассмотрения обращения от 02.12.2020, а именно нарушен срок рассмотрения обращения, 12.03.2021 обратилась в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области (далее - Управление Роскомнадзора по РО) с жалобой на действия общества.
Управлением Роскомнадзора по Ростовской области 15.03.2021 в адрес Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области направлен запрос N 5400-06/61 о предоставлении информации об обстоятельствах направления и вручения почтового отправления от 23.11.2020 ШПИ 82330000062245.
Департаментом по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области 31.03.2021 в адрес Управления Роскомнадзора по Ростовской области направлен ответ N 31-04/599 на запрос от 15.03.2021 N 5400-06/61.
Управление Роскомнадзора по Ростовской области, изучив представленный ответ и доказательства, пришел к выводу о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и 06.04.2021 направил материалы в адрес заинтересованного лица для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Управлением 28.05.2021 в адрес общества направлено уведомление о необходимости явки представителя для участия в составлении протокола об административном правонарушении.
Специалистом-экспертом Территориального отдела Управления по г. Таганрогу, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районам Гвызиной А.В. в присутствие представителя общества по доверенности от 17.05.2021 Тоцкой М.А. 07.06.2021 составлен протокол N 533 об административном правонарушении.
Определением от 07.06.2021 назначено рассмотрение дела об административном правонарушении на 22.06.2021. Копия определения направлена посредством почтовой связи 10.06.2021.
Исполняющей обязанности - главного государственного санитарного врача Территориального отдела Управления по г. Таганрогу, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районам Куршаковой А.В. 22.06.2021 вынесено постановление N 447 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб. Копия постановления получена представителем общества по доверенности от 17.05.2021 Тоцкой М.А.22.06.2021.
Используя право на обжалование, предусмотренное статьей 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, общество обратилось с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении от 22.06.2021 N 447 в Управление.
Заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области Ергановой Е.Г. в отсутствие представителя общества 23.07.2021 вынесено решение N 4, которым обществу отказано в удовлетворении жалобы, постановление по делу об административном правонарушении от 22.06.2021 N 447 оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 22.06.2021 N 447 и решением от 23.07.2021 N 4, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом правонарушения являются права потребителей и интересы государства в области предпринимательской деятельности, защищенные установленными государством требованиями стандартов, техническими условиями и образцами по качеству, комплектности и упаковке товаров.
Объективная сторона правонарушения состоит в действиях (бездействии) виновного лица по оказанию населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг.
Субъектом правонарушения, является лицо, осуществляющее реализацию продукции либо оказание услуг населению.
Для привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, необходимо установить как факт оказания населению услуги, так и нарушение при этом конкретных требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 4 Закона N 2300-1 установлено, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", под услугами почтовой связи понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств. Пользователями услуг почтовой связи являются граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи. Под адресатом понимается гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.
Как следует из статьи 14 Федерального закона N 176-ФЗ, обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи является одной из гарантий доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования. Пользователями услуг почтовой связи являются как адресат, так и отправитель.
В статье 19 Федерального закона N 176-ФЗ указано, что права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом N 2300-1, гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок предъявления претензий оператору почтовой связи установлен положениями статьи 37 Федерального закона N 176-ФЗ.
В силу статьи 37 Федерального закона N 176-ФЗ при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.
Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.
Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.
Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки:
на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней;
на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение тридцати дней.
Претензия к организации федеральной почтовой связи может предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления.
Претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.
В соответствии с пунктами 64, 66 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила), претензия о нарушении срока пересылки почтового отправления или осуществления почтового перевода должна содержать:
а) данные документа, удостоверяющего личность заявителя, а также данные документа, удостоверяющего личность представителя заявителя (если претензия подписана представителем заявителя);
б) номер регистрируемого почтового отправления (почтового перевода) либо оболочку простого почтового отправления или простую почтовую карточку, содержащие отметки оператора почтовой связи с датами приема и доставки почтового отправления;
в) реквизиты адресов отправителя и адресата почтового отправления (почтового перевода) в соответствии с пунктом 22 Правил.
Претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи, рассматриваются оператором почтовой связи в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ненаправление ответа на претензию отправителя, являющегося потребителем (пользователем) услуг почтовой связи, является нарушением законодательства о связи и нарушает его права, как потребителя.
В рамках рассмотрения обращения Шестухиной Е.А. Управлением Роскомнадзора по Ростовской области и впоследствии Управлением установлено, что 02.12.2020 Шестухина Е.А., являясь получателем почтового отправления от 23.11.2020 ШПИ 82330000062245, обратилась к обществу с жалобой на нарушение порядка доставки почтовой корреспонденции.
С учетом порядка рассмотрения обращений пользователей услуг почтовой связи, предусмотренного статьей 37 Федерального закона N 176-ФЗ, ответ на обращение Шестухиной Е.А. от 02.12.2020, должен быть направлен до 31.12.2020.
Однако представленные в материалы административного дела доказательства свидетельствуют о получении Шестухиной Е.А. ответа на обращение от 02.12.2020 только 16.03.2021, что превышает установленный срок на 75 дней.
Обществом доказательств ответа на обращение Шестухиной Е.А. от 02.12.2020 в установленный срок не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности факта нарушения обществом установленного срока для ответа на обращение пользователя услуг почтовой связи.
Согласно статье 2 Федерального закона N 176-ФЗ услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
Пользователи услуг почтовой связи - граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи.
Согласно разъяснению, содержащемуся в подпункте "а" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами, а также правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации пользуется не только гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги), но и гражданин, который использует приобретенные (заказанные) вследствие таких отношений товары (работы, услуги) на законном основании (наследник, а также лицо, которому вещь была отчуждена впоследствии, и т.п.). При этом следует иметь в виду предусмотренные Законом о защите прав потребителей случаи, когда ответственность продавца (исполнителя) возникает только перед гражданином, заключившим с ним договор (например, согласно пункту 1 статьи 12 названного закона потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, вправе только тот потребитель, которому было отказано в предоставлении возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, работе или услуге). Таким образом, тот факт, что адресат не является стороной договора между оператором почтовой связи и отправителем, не означает, что у него отсутствует статус потребителя, поскольку адресат соответствует понятию потребителя, закрепленному в Законе о защите прав потребителей, как гражданин, использующий услугу почтовой связи для личных нужд.
Конституционным судом Российской Федерации в пункте 4.2 Постановления от 15.01.2019 N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС" сделан вывод о том, что в случае, если адресатами или отправителями почтовых отправлений являются граждане, использующие почтовую связь для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (личных, семейных и др.), то нарушение порядка оказания услуг почтовой связи порождает не только нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), но и нарушение прав потребителей услуг почтовой связи, что, по смыслу действующего регулирования, подразумевает возможность возложения на оператора почтовой связи административной или гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, как это предусмотрено статьей 43 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
С учетом этого, если осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), повлекло за собой нарушение прав потребителей, виновные лица могут быть привлечены к ответственности по статье 14.4 "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований" КоАП Российской Федерации.
Согласно пункту 66 Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи, рассматриваются оператором почтовой связи в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание положения статьи 37 Федерального закона N 176-ФЗ, ответ на претензию пользователя услуг почтовой связи в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи является обязанностью органа почтовой связи и элементом услуги почтовой связи.
С учетом приведенных норм, судом сделан обоснованный вывод о том, что вне зависимости от того, кто направил обществу претензию - отправитель или получатель почтового отправления, исполнение обязанности по рассмотрению претензии и ответу на претензию является для общества обязательной.
При указанных обстоятельствах суд сделал правомерный вывод о доказанности факта наличия в действиях общества объективной стороны вменяемого правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не подтверждают нарушений норм материального и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу, повторяют позицию заявителя по спору, не опровергают выводы суда, основаны на ином толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств и установление по делу новых фактических обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.02.2022 по делу N А53-26289/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-26289/2021
Истец: ООО "НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЧТОВАЯ СЛУЖБА-ДОН"
Ответчик: ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ЕРГАНОВА Е.Г., УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Шестухина Елена Андреевна