г. Челябинск |
|
08 апреля 2022 г. |
Дело N А76-8371/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комтранссервис" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.12.2021 по делу N А76-8371/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Комтранссервис" - Глушанков В.В. (доверенность от 01.01.2022, диплом), Грибанова Д.Р. (доверенность от 01.01.2022),
Министерства экологии Челябинской области - Казанкина М.Н. (доверенность от 01.01.2022, диплом), Жукова Ю.А. (доверенность от 30.03.2022).
Общество с ограниченной ответственностью "Комтранссервис" (далее - заявитель, ООО "Комтранссервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству экологии Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит:
1. признать незаконным бездействие Министерства экологии Челябинской области (далее - министерство экологии) по невключению в таблицу 8.1. "Планы по строительству, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обращения с ТКО" раздела 8 Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления Челябинской области, данных о планируемых строительстве объектов обработки, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов со следующими характеристиками:
Наименование объекта |
Вид объекта |
Местоположение |
мероприятие |
сроки реализации мероприятия |
проектная мощность, тыс.тонн/год (без учета регулирования режима сменности) |
планируемые технологические решения |
|
до реализации мероприятия |
после реализации мероприятия |
||||||
МСК г. Копейск (ООО "Комтранссервис") |
обработка |
г. Копейск, ул. Старопоселковая. 44, земельный участок: 74:30:0701002:073 |
создание |
2021 |
0 |
150 |
автоматизированный производственно-технический комплекс, оптические лазерные сортировщики |
Полигон ТКО и отходов производства и потребления г. Копейск (ООО "Комтранссервис") |
захоронение |
г. Копейск, ул. Старопоселковая. 44, земельный участок: 74:30:0701002:073 |
создание |
2021-2024 |
0 |
52,22 |
подземная (карты 1-4 этапов эксплуатации) и наземная (5 этап эксплуатации) части, защитный экран основания карт с применением геосинтетических материалов, дренажная система отвода фильтрата, пруды-накопители фильтрата, контрольно-регулирующие пруды дождевых и талых вод, очистные сооружения фильтрата, водоотводная канава |
Объект обезвреживания г. Копейск (ООО "Комтранссервис") |
обезвреживание |
г. Копейск, ул. Старопоселковая. 44, земельный участок: 74:30:0701002:073 |
создание |
2021-2022 |
0 |
56 |
аэробный биотермический метод компостирования (закрытый способ с принудительной аэрацией компостной массы атмосферным воздухом под полупроницаемой мембраной) |
2. признать незаконным бездействие министерства экологии по невключению в таблицу 9.1. "Сведения об оценке объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, вывод из эксплуатации объектов обращения с отходами" раздела 9 Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления Челябинской области, сведений об объеме необходимых капитальных вложений в строительство объектов обработки, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов со следующими характеристиками:
Наименование объекта |
Вид объекта |
Местоположение |
Мероприятия (детально) |
Оценка объема капитальных вложений, тыс.руб |
Источник финансирования |
Наличие мероприятий в Государственной программе "Охрана окружающей среды Челябинской области" |
||||||
22019 |
22020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||||||
МСК г. Копейск (ООО "Комтранссервис") |
обработка |
г. Копейск, ул. Старопоселковая. 44, земельный участок: 74:30:0701002:073 |
разработка ПСД |
00 |
00 |
2184,75 |
00 |
00 |
00 |
Заемные средства |
да |
|
подготовка территории строительства |
00 |
00 |
82,96 |
00 |
00 |
00 |
||||||
строительство инфраструктуры (коммуникации) |
00 |
00 |
49226,39 |
00 |
00 |
00 |
||||||
строительство комплекса |
00 |
00 |
619006,04 |
00 |
00 |
00 |
||||||
Всего по мероприятию |
680 500,14 |
00 |
00 |
680500,14 |
00 |
00 |
00 |
|
|
|||
Полигон ТКО и отходов производства и потребления г. Копейск (ООО "Комтранссервис") |
захоронение |
г. Копейск, ул. Старопоселковая. 44, земельный участок: 74:30:0701002:073 |
разработка ПСД |
00 |
00 |
9333,00 |
00 |
00 |
00 |
Заемные средства |
да |
|
строительство инфраструктуры (коммуникации) |
00 |
00 |
37705,32 |
00 |
00 |
00 |
||||||
строительство систем функционирования полигона |
00 |
00 |
0 |
113481,00 |
1 1402,02 |
1 1458,10 |
||||||
строительство карт полигона |
00 |
00 |
0 |
1107848,00 |
112161,92 |
1116648,40 |
||||||
Всего по мероприятию |
400 037,77 |
00 |
00 |
47 038,32 |
2121329,00 |
1113563,94 |
1118106,50 |
|
|
|||
Объект обезвреживания г. Копейск (ООО "Комтранссервис") |
обезвреживание |
г. Копейск, ул. Старопоселковая. 44, земельный участок: 74:30:0701002:073 |
разработка ПСД |
00 |
00 |
4407,25 |
00 |
00 |
00 |
Заемные средства |
да |
|
строительство инфраструктуры (коммуникации) |
00 |
00 |
17805,29 |
00 |
00 |
00 |
||||||
создание участка обезвреживания органических отходов |
00 |
00 |
0 |
1183341,60 |
00 |
00 |
||||||
Всего по мероприятию |
205 554,14 |
00 |
00 |
22212,54 |
1183341,60 |
00 |
00 |
|
|
3, 4. возложить на министерство экологии обязанность устранить указанные нарушения и внести данные о планируемых строительстве ООО "Комтранссервис" объектов обработки, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов в таблицу 8.1. "Планы по строительству, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обращения с ТКО" раздела 8 Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления Челябинской области, в таблицу 9.1. "Сведения об оценке объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, вывод из эксплуатации объектов обращения с отходами" раздела 9 Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления Челябинской области с характеристиками, указанными выше.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
ООО "Комтранссервис", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что Схема территориального планирования части территории Челябинской области, применительно к главному планировочному узлу города Челябинска утверждена до 2040 года, в то время как расчетный срок предельной эксплуатации действующего полигона твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) возле п. Старокамышинск рассчитан до 2024 года, в связи с чем, как считает податель апелляционной жалобы, необходима реализация нового проекта. Направление после 2025 года потоков ТКО на полигон ТКО п. Полетаево (предусмотрено Схемой потоков ТКО в Челябинской области) противоречит схеме территориального планирования.
Обращает внимание на то, что в соответствии с внесенными изменениями в генеральный план Копейского городского округа земельный участок с кадастровым номером 74:30:0701002:73 выделен в зону "складирование и захоронение отходов". Следовательно, невключение данных о планируемом строительстве нового полигона ТКО возле п. Старокамышинск противоречит генеральному плану Копейского городского округа.
Отмечает, что для соответствия инвестиционной программы, разрабатываемой в соответствии с нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) на основании соглашения об инвестиционном сотрудничестве от 07.09.2020, необходимо, чтобы сведения о планируемых к строительству объектах обращения с отходами были включены в Территориальную схему обращения с отходами производства и потребления Челябинской области (далее - Территориальная схема). Стороны соглашения от 07.09.2020 полагали, что сведения о планируемых к строительству объектах будут включены в Территориальную схему.
Исходя из заключения от 30.10.2020, отсутствовали основания для исключениях сведений из таблиц N 8.1, 9.1 проекта Территориальной схемы. При повторном общественном обсуждении новых (по отношению к заключению от 30.10.2020) замечаний, которые не были бы рассмотрены Министерством, не поступило.
На стадии планирования объектов обращения с отходами не могут быть в наличии положительные заключения экспертиз, подтверждающие возможность создания объектов, получение которых осуществляется на стадии проектирования и является одним из этапов инвестиционной программы.
В представленном отзыве Министерство ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.05.2018 между Управлением по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа и ООО "Комтранссервис" заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 74:30:0701002:73, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. Старопоселковая, д. 44, для осуществления специальной деятельности: размещения, хранения, захоронения обезвоженных и запрессованных отходов производства и потребления, обезвреживания, накопления, обработки и утилизации твердо-коммунальных отходов с извлечением всех полезных компонентов, запрещенных для захоронения, производства биокомпоста и альтернативного топлива из твердо-коммунальных отходов (т. 1 л.д. 16-19).
В целях осуществления строительства Экотехнопарка ООО "Комтранссервис" была разработана инвестиционная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами с целью получения тарифа на обработку, обезвреживания и захоронения, в соответствии с которой предусматривался вывод из эксплуатации объектов по обработке и захоронению, а также создание нового современного Экотехнопарка по обработке, обезвреживанию, утилизации и захоронению обезвоженных и запрессованных отходов.
15.07.2020 ООО "Комтранссервис" обратилось в Министерство с обращением о разработке инвестиционной программы в области обращения с отходами и о внесении предложений по корректировке территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления Челябинской области (т.1, л.д. 14).
05.08.2020 Министерство в письме N 01/7563 указало, что мероприятия по созданию в 2021-2024 гг. межмуниципального центра о обращению с ТКО в границах Копейского городского округа в соответствии с представленной инвестиционной программой в области обращения с ТКО на 2021-2047 гг. будут учтены в Территориальной схеме при очередной корректировке в 2020 году (т.1, л.д. 15).
05.10.2020 на официальном сайте Министерства был размещен проект Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления Челябинской области 2020 года (корректировка Территориальной схемы).
В период с 05.10.2020 по 06.11.2020 проходило общественное обсуждение Территориальной схемы, с окончательной датой направления замечаний и предложений по проекту - 21.10.2020.
В размещенном проекте схема потоков ТКО на территории Челябинской области была приведена с учетом строительства Экотехнопарка, а разделы 8 и 9 содержали сведения о планируемом строительстве, объеме капитальных вложений, предполагаемых сроках строительства Экотехнопарка на земельном участке с кадастровым номером 74:30:0701002:73, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Копейск, р.п. Старокамышинск, ул. Старопоселковая, 44 (т.1, л.д. 45-46).
30.10.2020 на официальном сайте Министерства размещено заключение по результатам рассмотрения предложений и замечаний, поступивших в рамках общественного обсуждения Территориальной схемы (т.1, л.д. 68-95).
Согласно заключению ООО "ЦКС" по планируемому объекту заявителя указало на необходимость исключения объекта. Министерством замечание отклонено, поскольку указанный вопрос может быть рассмотрен после предоставления конкретных предложений и обоснованной позиции об исключении перспективного объекта обезвреживания ТКО в г. Копейске из Территориальной схемы (т.1, л.д. 82).
Замечание исполкома Общероссийского общественного движения "Народный фронт" "За Россию" в Челябинской области по обоснованности и целесообразности включения объектов ООО "Комтранссервис", отсутствию информации по экологической безопасности запланированных объектов, в том числе, риски техногенных аварий в случае протечки фильтрата, попадание в почву через подземные водные источники, через шахты, отклонено. Министерство указало, что информация об экологической безопасности запланирован6ных объектов отражается в материалах ОВОС, а также определяется по результатам заключения государственной экологической экспертизы (т.1, л.д. 88-89).
Также поступили обращения жителей, которые указали, что против расширения полигона в г. Копейске и увеличения количества направляемого на полигон ТКО. Полигон расположен на шахтном поле шахты "Комсомольская", существует опасность подтопления отходов. Замечание учтено Министерством, указано, что в разделе 8 будет указана информация о том, что создание полигона на участке, граничащем с существующим полигоном в г. Копейске, возможно только после получения заключения государственной экологической экспертизы и иной разрешительной документации в соответствии с требованиями действующего законодательства к объектам размещения отходов (т.1, л.д. 90-91).
09.11.2020 повторно для общественного обсуждения был размещен проект Территориальной схемы, разделы 8 и 9 содержали сведения о планируемом строительстве, объеме капитальных вложений, предполагаемых сроках строительства Экотехнопарка на земельном участке с кадастровым номером 74:30:0701002:73, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Копейск, р.п. Старокамышинск, ул. Старопоселковая, 44.
20.11.2020 на официальном сайте министерства экологии размещено заключение по результатам рассмотрения предложений и замечаний, поступивших в рамках общественного обсуждения проекта Территориальной схемы от заинтересованных лиц, в соответствии с которым Экотехнопарк исключен из Территориальной схемы и потоки ТКО сформированы без учета мощностей проектируемых объектов обработки, обезвреживания и захоронения (т.1, л.д. 138-156).
23.11.2020 ООО "Комтранссервис" обратилось в Министерство с письмом, где указало свое несогласие с исключением (невнесением) из последней редакции доработанного проекта Территориальной схемы перспективных объектов обработки, обезвреживания, захоронения (Экотехнопарк), строительство которых предусмотрено документами территориального планирования, и просило внести данные о проектируемом строительстве Экотехнопарка и изменения в раздел 7 данных о потоках с учетом проектируемого строительства и его мощностей, ответа на данное письмо от Министерства не последовало (т.1, л.д. 157-164).
30.11.2020 Министерством издан приказ N 797 о внесении изменений в приказ от 24.12.2018 N 1562 и принята Территориальная схема в новой редакции (т.1, л.д. 116-179).
Считая указанное бездействие Министерства незаконным, ООО "Комтранссервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что Территориальная схема утверждена в новой редакции приказом Министерства от 30.11.2020 N 797 в порядке, установленном Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 (далее - Правила N 1130).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами (пункт 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ).
Согласно статье 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в частности, разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.
Из системного анализа содержащихся в статьях 1, 13.3, 24.5, 24.6, 24.8, 24.13, 29.1 Закона N 89-ФЗ положений следует, что территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции и модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
На основании пункта 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ, пункта 5 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130, территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, среди прочего:
- данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов;
- данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов.
Пунктом 23 Правил N 1130 установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, указанные в пункте 22 настоящих Правил, а также региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, граждане, организации, иные заинтересованные лица по результатам рассмотрения проекта территориальной схемы в срок не позднее 15 дней до дня истечения срока общественного обсуждения проекта территориальной схемы направляют в уполномоченный орган свои замечания и предложения при их наличии.
Согласно пункту 24 Правил N 1130 уполномоченный орган рассматривает все замечания и предложения, указанные в пункте 23 настоящих Правил, поступившие в установленный пунктом 23 настоящих Правил срок, и подготавливает по итогам их рассмотрения заключение, содержащее информацию об учете поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения.
Заключение об учете поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 4 дней до дня окончания срока общественного обсуждения.
По результатам общественного обсуждения уполномоченный орган дорабатывает в 30-дневный срок проект территориальной схемы (при необходимости).
Согласно пункту 27 Правил N 1130 территориальная схема утверждается уполномоченным органом в течение 10 дней со дня окончания срока проведения общественного обсуждения при условии отсутствия замечаний.
Судом первой инстанции установлено, что схема территориального планирования части территории Челябинской области применительно к главному планировочному узлу города Челябинска (территория Челябинской агломерации) утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 20.04.2016 N 172-П (далее - Схема территориального планирования).
Согласно разделу 3.3.2. Схемы территориального планирования (подраздел "Социальная инфраструктура и культурно-бытовое обслуживание. Объекты специального назначения") вывоз и складирование твердых бытовых отходов будет осуществляться на полигоне ТБО возле п. Старокамышинск. В дальнейшем на территории полигона ТБО планируется строительство мусороперерабатывающего завода.
Действующий полигон промышленных и бытовых отходов в г. Копейск расположен на земельном участке с кадастровым номером: 74:30:0701002:19, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Копейск, рп Старокамышинск, участок находится примерно по направлению на юго-запад от ориентира обогатительная фабрик.
В соответствии с пунктами 6, 7 Закона N 89-ФЗ полигон промышленных и бытовых отходов в г. Копейске включен в государственный реестр объектов размещения отходов приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31.10.2017 N 518 (номер в ГРОРО: 74-00124-3-00518-31102017), полигон промышленных и бытовых отходов в г. Копейске принимает для захоронения отходы с 2017 года.
Для создания мусороперерабатывающего комплекса выделен земельный участок с кадастровым номером 74:30:0701002:27, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Копейск, юго-западнее полигона по утилизации твердых бытовых отходов в жилом массиве Старокамышинск, с видом разрешенного использования: для эксплуатации мусороперерабатывающего комплекса. На указанном земельном участке с 2017 года эксплуатируется мусоросортировочный комплекс по обработке твердых коммунальных отходов мощностью 40 тыс.тонн/год.
В соответствии со Схемой территориального планирования Территориальной схемой, утвержденной в новой редакции приказом Министерства экологии Челябинской области от 30.11.2020 N 797, предусмотрено направление на МСК г. Копейск и полигон промышленных и бытовых отходов в г. Копейске твердых коммунальных отходов Копейского городского округа (раздел 7 таблица 7.2.4 "Схема потоков ТКО в Челябинской области на 2021-2027 (исходя из количества образующихся ТКО по данным натурных замеров)").
Как следует из позиции ООО "Комтранссервис", у Министерства отсутствовали основания для невключения Экотехнопарка в Территориальную схему, поскольку существующий полигон ТБО возле п.Старокамышинск рассчитан до 2024 года, земельный участок с кадастровым номером 74:30:0701002:73 выделен в зону "складирование и захоронение отходов", между обществом и Министерством заключено соглашение об инвестиционном сотрудничестве.
Решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 26.08.2020 N 911-МО в генеральный план внесены изменения.
Согласно генеральному плану (в ред. от 26.08.2020) земельный участок с кадастровым номером 74:30:0701002:73 выделен в зону "складирование и захоронение отходов". Однако создание Экотехнопарка на земельном участке с кадастровым номером 74:30:0701002:73, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Копейск, р.п. Старокамышинск, ул. Старопоселковая, 44, и направление на указанный Экотехнопарк потоков ТКО, образованных на территории Челябинского кластера, генеральным планом Копейского городского округа (в ред. от 26.08.2020) не предусмотрено.
В соответствии с подразделом "Предприятия коммунального обслуживания" раздела 3.10 "Социальное и культурно-бытовое обслуживание населения" генерального плана (в ред. от 26.08.2020): "С 01.01.2019 направление потоков отходов с территории Копейского городского округа предусмотрено на мусоросортировочный комплекс (МСК) вблизи г. Копейск с последующим размещением "хвостов" сортировки на полигон ТКО г. Копейск. На перспективу после ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения (полигона ТКО) вблизи д. Чишма Сосновского MP прием ТКО после сортировки на МСК будет осуществляться региональным оператором.".
Территориальная схема (в ред. от 30.11.2020) соответствует Генеральному плану (в ред. от 26.08.2020): на МСК г. Копейск и полигон промышленных и бытовых отходов в г. Копейске направляются твердые коммунальные отходы Копейского городского округа (раздел 7 таблица 7.2.4 "Схема потоков ТКО в Челябинской области на 2021-2027 гг. (исходя из количества образующихся ТКО по данным натурных замеров)").
Согласно доводам апелляционной жалобы общество полагает, что расположение Экотехнопарка на земельном участке 74:30:0701002:73 соответствует документам территориального планирования (Схема территориального планирования), что обуславливает необходимость включения проектируемого Экотехнопарка в Территориальную схему, обратное противоречит Генеральному плану.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2).
Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 ГрК РФ).
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.
Таким образом, действительно, как указывает податель апелляционной жалобы, при осуществлении градостроительной деятельности является обязательным соблюдение требований Генерального плана.
Однако толкование обществом положений части 3 статьи 9 ГрК РФ, как обязывающей Министерство в безусловном порядке включить проектируемый Экотехнопарк в Территориальную схему противоречит буквальному содержанию приведенной нормы.
Рассматриваемые положения ГрК РФ фактически устанавливают запрет иного, чем предусмотрено Генеральным планом использования земельного участка, без соответствующих изменений в Генеральный план (в ред. от 26.08.2020) ООО "Комтранссервис" в принципе не могло бы рассматривать данный земельный участок для создания Экотехнопарка в отсутствие указания в генеральном плане расположения земельного участка 74:30:0701002:73 в зоне "складирование и захоронение отходов".
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1130 территориальные схемы разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования
Следовательно, предусмотренное Генеральным планом зонирование позволяет субъекту предпринимательской деятельности определить возможные места осуществления уставной деятельности, однако в любом случае определение использования земельного участка в соответствии с зоной определяется в порядке, установленном Законом N 89-ФЗ, Правилами N 1130, с учетом результатов общественного обсуждения, факторов, которые могут повлиять на строительство и эксплуатацию проектируемых объектов, влияния на окружающую среду.
Доводы общества о том, что при возможности осуществления планируемых обществом мероприятий на других земельных участках, а не на земельном участке с кадастровым номером 74:30:0701002:73, решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 26.08.2020 N 911-МО не были бы внесены изменения в Генеральный план строятся на допущениях, которые не подтверждены ни обстоятельствами дела, ни ссылками на положения законодательства, которые бы обязывали Министерство, как указывалось выше, при определении функциональной зоны земельного участка "складирование и захоронение отходов" в обязательном порядке включать проектируемый Экотехнопарк в Территориальную схему.
Апеллянт указывает, что предельный срок эксплуатации действующего полигона ТКО возле п. Старокамышинск рассчитан до 2024 года, с целью соблюдения Схемы территориального планирования части территории Челябинской области в части раздела 3.3.2, согласно которому вывоз и складирования твердых бытовых отходов будет осуществляться на полигоне ТКО возле п. Старокамышинск, в связи с чем необходима реализация нового проекта, в состав которого включено мероприятие по строительству Экотехнопарка на земельном участке с кадастровым номером 74:30:0701002:73.
Между тем, приведенные обстоятельства не могут свидетельствовать о том, что проектируемый комплекс должен быть размещен на земельном участке с кадастровым номером 74:30:0701002:73.
Также ООО "Комтранссервис" полагает, что невключение планируемого Экотехнопарка в Территориальную схему в ред. от 30.11.2020 N 797 явилось нарушением со стороны Министерства соглашения об инвестиционном сотрудничестве от 07.09.2020.
Согласно пункту 2.1.3 Соглашения об инвестиционном сотрудничестве Правительство Челябинской области обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Челябинской области в сфере обращения с отходами по включению инвестиционного проекта "Строительство комплекса по сбору, обработке, обезвреживанию, утилизации, захоронению ТКО 3-5 класса опасности не менее 150 тыс.тонн/год (Экотехнопарка)" в Территориальную схему в порядке, предусмотренном Правилами N 1130.
В соответствии с частью 1 статьи 24.13 Закона N 89-ФЗ строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.
Следовательно, по мнению ООО "Комтранссервис", для общества необходимо включение в разделы 8 и 9 Территориальной схему сведений о планируемом строительстве, объеме капитальных вложений, предполагаемых сроках строительства Экотехнопарка на земельном участке с кадастровым номером 74:30:0701002:73 для исполнения Соглашения об инвестиционном сотрудничестве от 07.09.2020.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, соглашением об инвестиционном сотрудничестве не определен конкретный земельный участок для строительства Экотехнопарка, не указана территория р.п. Старокамышинск г. Копейска Челябинской области.
Выбор земельного участка для строительства Экотехнопарка в рамках Соглашения об инвестиционном сотрудничестве осуществляется инвестором - ООО "Комтранссервис". Риски, связанные с невозможностью создания в рамках указанного соглашения Экотехнопарка на выбранном земельном участке, невозможностью включения в Территориальную схему инвестиционного проекта (Экотехнопарка) по причине несоответствия (отсутствия документации, подтверждающей соответствие) выбранной территории требованиям законодательства (в том числе законодательства в области охраны окружающей среды), несет инвестор, то есть ООО "Комтранссервис".
Вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, Правила N 1130 при внесении изменений в Территориальную схему учитывают не только намерения общества осуществлять деятельность на определенном земельном участке, но и иные факторы, в том числе, результаты общественных слушаний, реальная возможность размещения объектов на испрашиваемом земельном участке с учетом природных и технологических факторов.
Министерством установлено, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером 74:30:0701002:73 N 18-00752 заключен 03.05.2018, однако на протяжении 2,5 лет заявителем не были проведены инженерные изыскания на указанном земельном участке, не была разработана проектно-сметная документация с получением положительного заключения государственной экологической и государственной градостроительной экспертизы для оценки возможности создания Экотехнопарка на указанном земельном участке в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В адрес Министерства обществом был предоставлен только проект инвестиционной программы (письмо от 14.07.2020 N 140), без приложения результатов инженерных изысканий, проектно-сметной и иной разрешительной документации.
Судом первой инстанции отмечено, что невключение в Территориальную схему сведений об инвестиционном проекте (Экотехнопарке) на этапе, когда у инвестора (ООО "Комтранссервис") отсутствует документация, подтверждающая возможность создания Экотехнопарка на выбранном земельном участке, не является нарушением условий соглашения об инвестиционном сотрудничестве и не лишает ООО "Комтранссервис" права повторно обратиться в Министерство с предложением о включении в Территориальную схему сведений об инвестиционном проекте (Экотехнопарке) после получения документации, подтверждающей возможность создания Экотехнопарка на выбранном земельном участке в соответствии с требованиями законодательства.
Доводы общества о том, что ни ООО "Комтранссервис", ни иной инвестор не будет экономически заинтересован в осуществлении расходов на проектирование объектов, прохождение государственных экспертиз в отсутствие включения указанных объектов в Территориальную схему, не принимаются судом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Соответственно, разработка документации с целью установления возможности проектирования объекта на земельном участке относится к рискам ООО "Комтранссервис" как субъекта предпринимательской деятельности. Кроме того, в отсутствие каких-либо исследований относительно возможности строительства проектируемых объектов на указанном земельном участке, включение планируемого объекта в Территориальную схему может негативно повлиять на окружающую среду, права граждан, находящихся в непосредственной близости к проектируемым объектам, на что и было указано при прохождении публичных слушаний.
Таким образом, отсутствуют основания полагать, что невключение в Территориальную схему проектируемого обществом Экотехнопарка являлось нарушением соглашения об инвестиционном сотрудничестве от 07.09.2020.
Как следует из порядка утверждения Территориальной схемы, ее утверждение осуществляется с учетом результатов общественного обсуждения.
В рамках общественного обсуждения проекта Территориальной схемы, проведенного с 5 октября по 6 ноября 2020 года в Министерство поступило 23 обращения граждан о том, что жители против расширения полигона г. Копейска и увеличения количества направляемых на полигон твердых коммунальных отходов в связи с тем, что указанный полигон расположен на шахтном поле шахты "Комсомольская" и существует опасность подтопления отходов грунтовыми водами или возгорания полигона.
По результатам рассмотрения указанного замечания Министерством принято решение о направлении на существующий полигон в г. Копейске только твердых коммунальных отходов Копейского городского округа (остальные твердые коммунальные отходы части муниципальных образований Челябинского кластера после обработки на новом мусоросортировочном комплексе (далее - МСК) в г. Копейске направлены на полигон ТКО в п. Полетаево Сосновского муниципального района), а также о внесении в раздел 8 проекта Территориальной схемы сведений о том, что создание полигона на участке, граничащем с существующим полигоном промышленных и бытовых отходов в г. Копейске, возможно только после получения заключения государственной экологической экспертизы и иной необходимой разрешительной документации в соответствии с требованиями действующего законодательства к объектам размещения отходов.
Указанные сведения отражены в строке 12 таблицы N 1 и строке 4 таблицы N 2 заключения по результатам рассмотрения предложений и замечаний, поступивших в рамках общественного обсуждения проекта Территориальной схемы обращения с отходами Челябинской области от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органа исполнительной власти Челябинской области, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, региональных операторов по обращению с ТКО, операторов по обращению с ТКО, граждан, организаций и иных заинтересованных лиц от 30.10.2020 (далее - Заключение от 30.10.2020).
В соответствии с пунктом 3 Заключения от 30.10.2020 для экспертной оценки поступивших замечаний и предложений, позиции Министерства по результатам рассмотрения поступивших замечаний и предложений, а также подготовки обоснованного мнения, Заключение от 30.10.2020 направлено в адрес всех заявителей, от которых поступили замечания и предложения, а также в адрес Координационного совета по вопросам экологии при Губернаторе Челябинской области (копия письма от 30.10.2020 N 01/11108).
В строке 12 приложения к письму от 06.11.2020 N 09-05-25/20278 указано, что реконструкция (расширение) полигона в Копейском городском округе вызывает опасения у Уральского межрегионального управления Росприроднадзора (т. 2, л.д. 69, 71).
Более подробная позиция Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по рассматриваемому вопросу отражена в письме от 11.02.2021 N 09-05-07/1650, в том числе о том, что (т.2, л.д. 74-76):
- в 500 метрах от существующего полигона твердых бытовых и промышленных отходов в г. Копейске в 1948 году было расположено озеро Камышиное, которое в 1950-х годах было осушено с целью угледобычи. Добыча угля и откачка шахтных вод прекращены в 2006 году. При принятии решения по вопросу реализации инвестиционного проекта необходимо учитывать возможные последствия гидрологических изменений, связанных с прекращением добычи угля - возвращение осушенного озера Камышиное в существовавшие берега;
- в непосредственной близости от предполагаемого места реализации инвестиционного проекта расположены отходы угольной обогатительной фабрики, которые являются источниками возникновения эндогенных пожаров, в результате чего происходит задымление ближайших населенных пунктов.
В рамках повторного общественного обсуждения проекта Территориальной схемы, проведенного Министерством в период с 9 по 25 ноября 2020 года, поступили обращения по вопросу целесообразности реализации инвестиционного проекта:
- Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в части целесообразности создания нового полигона в г. Копейске и направления твердых коммунальных отходов части муниципальных образований Челябинского кластера на новый МСК в г. Копейске (страница 3 Заключения от 20.11.2020);
- ООО "Комтранссервис+" в части разделения потоков твердых коммунальных отходов части муниципальных образований Челябинского кластера на новый МСК в г. Копейске, а хвостов сортировки твердых коммунальных отходов на полигон в п. Полетаево Сосновского муниципального района (страница 7 Заключения от 20.11.2020);
- ООО "Центр коммунального сервиса" в части целесообразности направления твердых коммунальных отходов части муниципальных образований Челябинского кластера на новый МСК в г. Копейске (страница 12 Заключения от 20.11.2020);
- 61 обращение граждан, которые просят не допустить строительства нового полигона в г. Копейске и отказаться от любых планов по направлению в г. Копейск ТКО других населенных пунктов за исключением г. Копейска (страница 14 Заключения от 20.11.2020).
Администрация г. Копейска в письме от 20.02.2021 N 5281-пс сообщила, что при реализации инвестиционного проекта по созданию Экотехнопарка возникли следующие проблемы:
- из-за размещения полигона на полях посадки шахты "Комсомольская", в котловине бывшего озера Камышиное происходит повышение естественного уровня воды, что приведет к подтоплению зоны планируемого комплекса. При подъеме уровня воды происходит разжижение продуктов гниения и их перенос с места захоронения в водоносные слои;
- жители прилегающих территорий поселков Старокамышинск, Бажово, поселка шахты 50-й, поселка шахты 44-й, поселка Зуевка, Петровка категорически против размещения комплекса, создаваемого в рамках инвестиционного проекта.
12.11.2020 в период проведения повторного общественного обсуждения проекта Территориальной схемы (с 9 по 25 ноября 2020 года) Министерством был направлен запрос в адрес ООО "Комтранссервис" N 03/11515 о предоставлении информации об имеющихся заключениях, подтверждающих возможность реализации инвестиционного проекта на отведенном земельном участке, в том числе в части наличия запасов полезных ископаемых, а также шахтных полей.
19.11.2020 в ответе ООО "Комтранссервис" N 267, направленном до даты опубликования Заключения по результатам рассмотрения предложений и замечаний, поступивших в рамках повторного общественного обсуждения проекта территориальной схемы обращения с отходами Челябинской области от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органа исполнительной власти Челябинской области, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, региональных операторов по обращению с ТКО, операторов по обращению с ТКО, граждан, организаций и иных заинтересованных лиц от 20.11.2020, указано, что проводятся инженерные изыскания. Сведения и документы об имеющихся заключениях государственных экспертиз, подтверждающих возможность реализации инвестиционного проекта на отведенном земельном участке ООО "Комтранссервис" не представлены.
По результатам рассмотренных обращений Министерством принято решение о корректировке разделов 7, 8, 9 проекта Территориальной схемы и пересмотре планируемых мероприятий по созданию и реконструкции объектов обращения с твердыми коммунальными отходами в Челябинском кластере, сведения о реализации инвестиционного проекта (Экотехнопарка) были исключены из Территориальной схемы.
Пересмотр потоков твердых коммунальных отходов и перечня планируемых объектов обращения с твердыми коммунальными отходами (включая их характеристики) выполнен с целью соблюдения баланса обращения с твердыми коммунальными отходами, оптимизации затрат на транспортирование твердых коммунальных отходов (включая недопущение образования избыточных транспортных плеч транспортирования твердых коммунальных отходов от объектов обработки до места захоронения твердых коммунальных отходов), минимизации рисков срыва сроков создания объектов и нарушения баланса обращения с твердыми коммунальными отходами (в том числе по причине невозможности создания объектов из-за риска неполучения положительных заключений экспертиз, подтверждающих возможность создания объектов в том числе на планируемом земельном участке с кадастровым номером 74:30:0701002:73 в г. Копейске.
По результатам проведенных общественных обсуждений Территориальная схема утверждена в новой редакции приказом Министерства от 30.11.2020 N 797 в порядке, установленном Правилами N 1130.
Таким образом, Министерством при утверждении Территориальной схемы от 30.11.2020 были учтены результаты общественных обсуждений, мнения Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, Администрации г. Копейска, Росприроднадзора, указывавшие на возможные негативные последствия размещения Экотехнопарка на земельном участке с кадастровым номером 74:30:0701002:73 в г. Копейске.
Основания, по которым Министерство не могло и не должно было учитывать результаты общественных обсуждений и мнений компетентных органов власти, предусмотренные Правилами N 1130, ООО "Комтранссервис" не приведено.
Ссылки подателя апелляционной жалобы в отношении иных мусороперерабатывающих комплексов, включенных в Территориальную схему, не имеют правового и фактического значения, поскольку обстоятельства включения либо невключения иных комплексов в Территориальную схему нельзя признать аналогичными, в частности: территориальные условия размещения таких объектов, результаты общественных обсуждений.
Ссылка общества на протокол общественного обсуждения от 23.09.2021 не принимается, поскольку основания для невключения объекта в Территориальную схему рассматривались на 30.11.2020, кроме того, результаты общественного обсуждения от 23.09.2021 получены вне процедур Правил N 1130.
При этом доводы подателя апелляционной жалобы о возможности принятия протокола общественного обсуждения от 23.09.2021 ввиду того, что письма Росприроднадзора от 11.02.2021 N 09-06-07/1650 и Администрации г. Копейска от 20.02.2021 N 528-5с также датированы позднее, чем проведены публичные слушания, не принимаются по следующим основаниям.
Так, в письме от 06.11.2020 Росприроднадзор уже указывал, что расширение существующего полигона вызывает опасения, в свою очередь, письмо Росприроднадзора от 11.02.2021 N 09-06-07/1650 фактически являлось уточнением позиции.
Письмо Администрации от 20.02.2021 N 5281-пс по позициям, приведенным в нем, совпадало с мнением жителей, поступившим в период обсуждения планируемых изменений в Территориальную схему, в то время как протокол общественного обсуждения от 23.09.2021 содержит прямо противоположную позицию, относительно той, которая была выражена жителями в период обсуждения проекта Территориальной схемы.
В связи с изложенным, отсутствуют основания для признания бездействия Министерства по невключению в Территориальную схему проектируемого ООО "Комтранссервис" перспективного объекта Экотехнопарк.
ООО "Комтранссервис" не лишено права обратиться в Министерство с предложением о корректировке Территориальной схемы по основаниям, предусмотренным подпунктами б, в пункта 30 Правил N 1130 по иному подходящему земельному участку, такое заявление также будет рассмотрено по Правилам N 1130.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.12.2021 по делу N А76-8371/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комтранссервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-8371/2021
Истец: ООО "КОМТРАНССЕРВИС"
Ответчик: Министерство экологии Челябинской области