г. Москва |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А40-213879/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.01.2022 по делу N А40-213879/2021
по заявлению: Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: ГБУ МосгорБТИ
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Нагорный В.И. по доверенности от 29.12.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 18.01.2022, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования Департамента городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) о признании незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, Управление) от 05.08.2021 N КУВД-001/2021-31064069/2 о приостановлении государственного кадастрового учета и решения от 08.11.2021 N КУВД-001/2021-31064069/4 об отказе в государственном кадастровом учете, суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления действий по государственному кадастровому учету в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: Москва, внутригородская территория муниципальный округ Раменки, Мичуринский проспект, земельный участок 23Б/2 в соответствии с земельным планом от 16.07.2021 в установленном законом порядке.
В деле участвует третье лицо - ГБУ МосгорБТИ.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В судебное заседание не явились представители управления и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Представитель Департамента в судебном заседании письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, 29.07.2021 с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: Москва, внутригородская территория муниципальный округ Раменки, Мичуринский проспект, земельный участок 23Б/2 обратился Департамент.
Осуществление заявленных учетно-регистрационных действий было приостановлено 05.08.2021 в соответствии с п. 7, 42 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в последствии решением от 08.11.2021 N КУВД-001/2021-31064069/4 - отказано, о чем заявитель был уведомлен.
Полагая, что отказ регистрирующего органа нарушает права заявителя в экономической деятельности, лишает возможности осуществлять полномочия собственника земельного участка, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции признал оспариваемый отказ Управления недействительным и обязал последнее устранить допущенные нарушения.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о недвижимости) и иными нормативными правовыми актами.
В силу п. 3 ст. 1 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, необходимые для осуществления государственной регистрации.
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости органом регистрации прав осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. 5 ст. 18 Закона о недвижимости, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о недвижимости и требованиям принятых в соответствии с данным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Судом установлено, что в целях формирования земельного участка улично-дорожной сети города Москвы, Департаментом было выпущено распоряжение от 24.11.2020 N 39986Б "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
В соответствии с пунктом 22 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, в том числе, документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
На рассматриваемую территорию постановлением Правительства Москвы от 07.10.2015 N 652-ПП утвержден проект планировки (далее - ППТ), согласно которому указанные земельные участки улично-дорожной сети (N 80 и N 90 на межевом плане) частично расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0013004:26716, находящегося в собственности Российской Федерации (запись о регистрации права от 17.08.2016 N 77-77/01277/012/009/2016-1632/1).
Образуемый на основании Распоряжения Департамента от 24.11.2020 N 39986Б, земельный участок по адресу: Москва, внутригородская территория муниципальный округ Раменки, Мичуринский проспект, земельный участок 23Б/2, согласно ППТ, включен в состав участка N 80 (на плане межевания территории), предназначенного для улично-дорожной сети.
В ходе проведения работ на основании распоряжения Департамента от 24.11.2020 N 39986Б ГБУ МосгорБТИ был подготовлен межевой план и направлен для осуществления государственного кадастрового учета в Управление.
По результатам рассмотрения представленных документов осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено (уведомление от 05.08.2021 N КУВД-001 /2021 -31064069/2).
Для устранения причин приостановления были направлены документы в Апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления (далее - Апелляционная комиссия).
По результатам рассмотрения документов Апелляционной комиссией принято решение от 08.09.2021 N 722/2021 об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.
В последующем, в осуществлении регистрационных действий было отказано (Уведомление от 08.11.2021 N КУВД-001/2021-31064069/4).
В рассматриваемом споре отказ регистрирующего органа был мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно:
- в нарушение положений п. 42 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, отличается от площади земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания территории, схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, более чем на десять процентов;
- конфигурация земельного участка, указанная в представленном межевом плане, оформленном в электронной форме, не соответствует конфигурации, указанной в проекте межевания территории.
Вместе с тем, приостанавливая регистрацию по указанным мотивам, а в последующем отказывая в регистрации, Управление не учло следующее.
Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, проектная документация лесных участков, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В силу пп. 7 п. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (ч. 13 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
Представленный Заявителем межевой план сформирован на основании распоряжения Департамента от 24.11.2020 N 39986Б; Постановления Правительства Москвы от 07.10.2015 N 652-ПП.
Границы образуемого земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, город Москва, внутригородская территория муниципальный округ Раменки, Мичуринский проспект, земельный участок 23Б/2 установлены в соответствии с проектом межевания территории квартала, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 07.10.2015 N 652-ПП "Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Ломоносовским проспектом, проспектом Вернадского, границей функциональной зоны N 14 района Проспект Вернадского города Москвы, границей функциональной зоны N 4 района Раменки города Москвы и границей жилых кварталов вдоль Мичуринского проспекта" (часть участка N 80), что подтверждается Выкопировкой ППТ.
Согласно правилам землепользования и застройки города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, часть земельного участка N 80 расположена в двух индексированных зонах.
Пункт 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускает образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
Учитывая изложенное, формирование единого земельного участка одной процедурой в соответствии с планом межевания территории не представляется возможным.
В связи с этим, образование земельного участка осуществляется в соответствии с распоряжением Департамента от 24.11.2020 N 39986Б и постановления Правительства Москвы от 07.10.2015 N 652-ПП "Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Ломоносовским проспектом, проспектом Вернадского, границей функциональной зоны N 14 района Проспект Вернадского города Москвы, границей функциональной зоны N 4 района Раменки города Москвы и границей жилых кварталов вдоль Мичуринского проспекта", что подтверждается письмом ДГИ-Э-148920/20-1 от 15.12.2020.
Таким образом, образование рассматриваемого земельного участка не противоречит проекту межевания территории.
Кроме того, согласно информации, представленной в письме Минэкономразвития РФ от 15.06.2015 N Ю-1775-КЛ, в ряде случаев отличие конфигурации образуемого земельного участка от проекта межевания территории может быть обусловлено различными факторами, не позволяющими установить местоположение границ образуемого земельного участка в точном соответствии с проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка.
В таких случаях, согласно указанному письму, в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводится обоснование расхождения сведений о местоположении границ образуемого земельного участка в межевом плане и проекте межевания территории, на основании которого был подготовлен данный межевой план.
Сходная позиция указана в письме Минэкономразвития России от 18.03.2011 N Д23-1102.
Данная позиция согласована с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (письмо от 30.04.2015 N 14-05167/15).
Образуемый земельный участок пересекает границы территориальных зон 77: 7.2107, 77:07-7.3377, сведения о которых внесены в ЕГРН от 28.03.2017.
Однако, границы образуемого земельного участка установлены в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным Постановлением Заключение кадастрового инженера Правительства Москвы от 07.10.2015 N 652-ПП (часть участка N80)., в связи с тем, что указанное Постановление Правительства Москвы было выпущено ране, а также границы образуемого земельного участка установлены в соответствии с распоряжением Департамента от 24.11.2020 N 39986Б.
Судом учтено, что точность определения координат поворотных точек образуемого земельного участка составляет 0,1-м., сведения о координатах территориальных зон 77:07-7.2107, 77:07-7.3377, содержащиеся в ЕГРН, определены картометрическим методом с точностью 9.98 м и не соответствуют их фактическому местоположению.
Данная информация было включена в раздел межевого плана "Заключение кадастрового инженера".
В соответствии со ст. 209 ГК РФ права по владению, пользованию и распоряжению имуществом принадлежат собственнику такого имущества.
Департамент осуществляет управление и распоряжение земельными участками города Москвы.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, судом установлено, что Департаментом при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий. Документы соответствуют требованиям законодательства РФ и отражают информацию, необходимую для осуществление регистрационных действий.
Следовательно, у Управления отсутствовали правовые основания для приостановления регистрационных действий, а также для отказа в осуществлении регистрационных действий, в связи с чем оспариваемые уведомления являются незаконными и необоснованными.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований, правомерно обязав Управление Росреестра по Москве в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устранить допущенное нарушение в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права судебной коллегией суда апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.01.2022 по делу N А40-213879/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-213879/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ